Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить какое место занимает Королевство Швеция в современной Европе, и как идет процесс ее интеграции в Союз, а также рассмотреть ее отношения с блоком НАТО.

Задачи работы таковы:

1.разобраться в социально-политическом и экономическом положении в Королевстве после вступления в Союз;
2.изучить политику Швеции в составе Евросоюза, ее инициативы в области европейского законодательства;
3.проследить постепенную эволюцию эволюцию отношения Швеции к Североатлантическому Альянсу;
4.выяснить степень вовлеченности страны в военное измерение Евросоюза.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции в Европейский

Союз.............................................................................................................................5

1.1. Социально-политическое и экономическое положение в Швеции после вступления в ЕС..................................................................................................................7

1.2. Влияние Швеции на политику ЕС.............................................................15

Глава II. Военно-политические отношения Швеции с ЕС и НАТО..................22

2.1. Постепенное движение в сторону НАТО..................................................22

2.2. Швеция и военное измерение Евросоюза.................................................28

Заключение .................................................................................................................32

Список литературы....................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

ВП Швеции Высоцкая.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

    То  же самое относится и к развитию пограничных городов Хапаранда в Швеции и Торнео в Финляндии на другой стороне реки, которые в значительной степени слились. Этот район характеризуется широким сотрудничеством в области совместного использования услуг и образования, что имеет большое значение для всего Баренцева региона. Другим примером широкого трансграничного сотрудничества является Эресунд. Открытие в 2000 году моста через Эресунд улучшило возможности деловых связей для жителей этого района. В настоящее время 9 тыс. человек ежедневно ездят через пролив в соседнюю страну на работу или получать образование.

    Хотелось  бы также сказать немного о  перспективах содействия шведским регионам со стороны ЕС. Евросоюз уже длительное время проводит политику сплочения, которая нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках Союза, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Её основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС.

    Опираясь  на политику сплочения, Европейский совет установил на 2007-2013 годы три цели этой политики:

  • конвергенция (сближение),
  • региональная конкурентоспособность и занятость,
  • европейское территориальное сотрудничество.

    В течение этого периода средства для шведских регионов будут выделяться в рамках второй и третьей целей.

    Цель  региональной конкурентоспособности  и занятости состоит в стимулировании экономических изменений с помощью решения приоритетных задач: формирования экономики инноваций и знаний, улучшения окружающей среды и предотвращения рисков, создания большего числа и лучшего качества рабочих мест. Эти цели будут финансироваться в течение текущего программного периода из двух структурных фондов: Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и Европейского социального фонда (ЕСФ).

    Целью европейского территориального сотрудничества является дальнейшее развитие инициативы Сообщества ИНТЕРРЕГ по усилению интеграции и сотрудничества между регионами ЕС. Для этого используется три вида программ: трансграничные, транснациональные и межрегиональные.

    Устойчивое  развитие является общей стратегической задачей как для ЕС. так и Швеции. С 1999 года оно стало общей целью в Договоре ЕС, в 2001 году была принята первая стратегия устойчивого развития Союза, а в июне 2006 года на заседании Европейского совета - пересмотренная стратегия устойчивого развития ЕС. Она включает конкретные мероприятия в семи ключевых областях.

    Шведская  национальная стратегия региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на период 2007-2013 годов дополнила региональное направление политики сплочения ЕС и установила следующие национальные стратегические приоритеты:

  • инновации и обновление,
  • повышение квалификации рабочей силы,
  • доступность и стратегическое трансграничное сотрудничество.

    Особое  внимание в ней уделено малозаселённым районам в Северной Швеции и городам.

    Инновации и обновление будут повышать региональную конкурентоспособность, помогая превращению Швеции в более инновационную и процветающую страну.

    В настоящее время инвестиции компаний направляются в те регионы и страны, которые предлагают наилучшие условия. Для адаптации к ужесточающейся международной конкуренции компании должны разрабатывать новые товары, услуги и производственные методы. Шведский потенциал в области инноваций уже очень высок, поэтому необходимо добиваться большей отдачи от новых разработок. Вместе с тем шведская система инноваций не всегда способна превратить высококачественные результаты исследований и патенты в новые компании и рост занятости. Это особенно важно для малых и средних предприятий.

    Обновление  тесно связано с предпринимательством. Конкурентные преимущества Швеции в  глобализированной экономике заключаются  в производстве наукоёмких товаров  и услуг.

    Исключительно важным конкурентным преимуществом для регионов становится повышение квалификации рабочей силы.

    Соответствующие рекомендации Европейского совета для  Швеции включают вопросы улучшения условий труда с целью сокращения числа отсутствующих на работе по болезни, лучшей интеграции на рынке труда таких "слабых" групп, как иммигранты и молодёжь, и устранение препятствий в разрыве знаний между предложением и спросом на рабочую силу. Шведское правительство согласно с этими выводами. Во многих отношениях страна уже имеет хорошо подготовленную рабочую силу, но быстрое технологическое развитие диктует необходимость некоторых изменений и совершенствования политики государства на рынке труда.

    Ещё один немаловажный аспект - это доступность рабочих мест и мест предоставления услуг. Глобальная и, в определенной степени, европейская доступность, естественно, ниже для такой периферийной страны, как Швеция. В преодолении этих трудностей важную роль играет развитие транспортной сети. В рамках деятельности ЕС по созданию трансъевропейских транспортных сетей, которые включают автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, внутренние водные и морские пути, из 30 проектов Швеция участвует в трёх: мост через Эресунд (завершён в 2000 г.), Северный треугольник и балтийские морские пути. Транспортный коридор "Северный треугольник" является одним из приоритетных проектов развития общеевропейской транспортной сети. Он разрабатывается Швецией и Финляндией в сотрудничестве с другими Скандинавскими странами. Этот проект определяет приоритеты национального долгосрочного планирования строительства автомобильных и железных дорог в течение 2004-2015 годов для улучшения прежде всего доступности в городах, а также сообщения между городами - например, посредством строительства железнодорожного туннеля в Мальме, железнодорожной линии вдоль западного побережья между Мальме и Гётеборгом и дороги через Бохюслэн. Проект же балтийских морских путей нацелен на повышение эффективности морского транспорта путём развития инфраструктуры: создания ледоколов, информационных систем, инфраструктуры портов и организации сообщения с портами как с наземной, так и морской стороны.

    Доступность существенно улучшается и благодаря  информационным технологиям, которые уменьшают расстояния внутри Швеции, компенсируя отдалённость от услуг или рынков и помогая ведению бизнеса и жизни в малонаселённых и сельских районах.

    Особое  внимание государство уделяет положению  в малонаселённых районах Северной Швеции, условиям жизни в городах и их роли в повышении региональной и национальной конкурентоспособности. Столь пристальное внимание к этой части Швеции объясняется тем, что условия развития здесь уникальны для Западной Европы. Сочетание исключительно низкой плотности населения, больших расстояний и холодного климата сдерживает развитие промышленности и рост конкурентоспособности. С учётом таких условий для Севера Швеции на период 2007-2013 годов было выделено дополнительное финансирование для районов с низкой плотностью населения. Не оставлены без внимания и пригороды вокруг крупнейших городов, часто составляющие почти одно целое с ними.

    Основой концепции региональной политики служит целостный подход к долгосрочному развитию лэнов. Её финансирование частично осуществляется из структурных фондов ЕС на цели региональной конкурентоспособности и занятости - ЕСФ и ЕФРР.

    Критериями  предоставления средств из ЕФРР будут  уровни:

  1. безработицы,
  2. занятости,
  3. образования,
  4. плотность населения,
  5. ВВП.

    Заметную  роль по-прежнему будет играть территориальное  сотрудничество, реализуемое тремя видами программ:

  1. трансграничными,
  2. транснациональными,
  3. межрегиональными.

    Швеция  участвует не менее чем в 10, из которых межрегиональная и транснациональная программы Балтийского моря охватывают всю Швецию, в то время как трансграничная - некоторые части страны.

    Для выполнения всех региональных программ созданы две управляющие структуры, восемь совместных структурных фондов и контролирующие комитеты. Уполномоченной Евросоюзом организацией по управлению средствами ЕФРР является НУТЕК6. Соответственно шведский совет ЕСФ выступает уполномоченной организацией по управлению средствами ЕСФ, а аудиторской организацией для ЕФРР и ЕСФ служит Шведское национальное управление по распоряжению финансовыми средствами. НУТЕК и Шведский совет ЕСФ располагаются в каждом регионе, где действуют программы фондов.

    Немало  важным будет и расширение торговли с новыми членами ЕС и с соседними странами, а также создание благоприятных условий для шведских компаний на мировом рынке.

    Позитивным  окажется и укрупнение регионов, поскольку  в глобализированной экономике преимущество, конечно, имеют крупные районы с большим разнообразием отраслей, значение которых в национальном хозяйстве увеличивается. Однако это справедливо не для всех. В северных и малонаселённых частях Швеции с отдалёнными или изолированными местными рынками труда расстояния во многих случаях настолько велики, что укрупнение вряд ли снимет проблему.

    В общем, в этом отношении предстоит решить еще немало задач. Ведь по критериям Европейской комиссии, на период 2007-2013 годов 15,3% населения Швеции включено в зоны, нуждающиеся в помощи. И несомненно, что шведское государство сделает всё, чтобы реализовать дополнительные возможности, предоставляемые Евросоюзом на этот период, для преодоления проблем, с которыми ещё сталкивается ряд регионов. 
 

    1.2. Влияние Швеции на политику ЕС 

    После 14 лет пребывания Швеции в Европейском союзе можно с уверенностью сказать, что принципы демократии, характерные для этой страны и сложившиеся на протяжении многих лет, а может быть, и столетий, оказали определенное влияние на эту международную организацию. Особенно успешно действовали шведские политики, когда в 2001 г. Швеция председательствовала в Евросоюзе. Именно тогда знаменитый шведский «принцип гласности» или, как он еще называется, принцип свободного доступа к официальным общественным документам, которым справедливо гордятся шведы (существует с 1766 г.), был принят Евросоюзом и стал правилом. Открытость и прозрачность процесса принятия решений, по убеждению шведов, - одно из условий функционирования демократического общества. Это дает возможность контроля над деятельностью политиков и чиновников, сокращает вероятность коррупции и облегчает работу общественных организаций и средств массовой информации, дает, наконец, возможность оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Свободный доступ к официальным документам (без грифа секретности), имеют не только шведские граждане, но и иностранцы, при этом они могут не сообщать цель ознакомления с документами и оставить в тайне свое имя. Доступны не только официальные протоколы или решения властей, но и частная переписка чиновников, касающаяся их профессиональной деятельности. Даже письма, посланные на домашний адрес чиновника или политика, должны быть достоянием гласности.

    Швеция  - бюрократическая страна, и это подчас вызывает недовольство ее жителей, но вместе с тем они признают эффективность своей бюрократии, организация и работа которой вызывала восхищение ещё Петра I.

    Следует отметить, что принятие на вооружение Евросоюзом шведского принципа гласности шло совсем не гладко, и переговоры по этому вопросу были трудными и длительными. Когда Швеция еще только подала заявку о вступлении в Европейский союз, единственным пунктом, по которому шведские политики не были готовы идти на компромисс, был именно принцип гласности. Было даже заявлено, что если это предварительное условие не будет принято европейскими политиками, то вступление Швеции в ЕС станет невозможным.

    В 1997 х. этот принцип все же был принят в ЕС. Теперь следовало приспособить европейскую юридическую практику к новому закону. В конечном итоге компромисс был найден, но с поправками шведского варианта.

    Надо  сказать, что правило свободного доступа к информации не является чисто теоретическим. Наоборот, в последние 20 лет в Швеции достоянием общественности стали дела, связанные с коррупцией, использованием служебного положения в корыстных целях, несвоевременной уплатой налогов, использованием общественных средств на личные нужды благодаря применению на практике принципа свободного доступа к информации.

    В некоторых случаях эти правонарушения были серьезными, но иногда – просто смешными, даже с точки зрения западноевропейских политиков. «Практически во всех скандалах были замешаны лица из высшего эшелона власти. Наиболее нашумевшим стал скандал с кандидатом на пост премьер-министра страны, популярной женщиной-политиком Моной Салин, которая пострадала за то, что использовала служебную кредитную карточку для незначительных личных покупок»7. Тогда это лишило ее реальной возможности стать главой правительства. И хотя ходили слухи, что она пострадала из-за того, что в Швеции не хотели видеть женщину на посту премьер-министра и использовали первый шанс для ее отстранения, большинство простых шведов с уверенностью утверждали, что «честность политика превыше всего и прозрачность политического пространства - порука этой честности»8.

 

     Еще одним важным направлением европейской  политики Швеции стало ее участие  в программе «Северное измерение».

    Идея  «Северного измерения» возникла в 1997 г., а реально оно развивается с 1999 г. В странах, участвующих в программе проживает около 80 млн человек, в том числе 24 млн - в Скандинавских странах и Финляндии.

Информация о работе Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО