Вооружение и военное искусство Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

Становление Киевской Руси в военном отношении связано с присоединением восточнославянских племен и организацией дальних морских и речных походов. Вклад норманнов в развитие военного дела, военного искусства на Руси в период с IX - XI вв заключается в том, что они, будучи лучшими воинами-профессионалами своего времени, привносили сюда и лучшие образцы оружия Западной Европы, навыки судостроения, судовождения, пешего боя, тактические приемы. «При этом они действовали на почве, уже подготовленной к быстрому оформлению военно-феодальной организации, где еще до их появления созрели условия для активного прогресса в военном деле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие русского военного искусства IX-XI вв………………………………. 4
1.1 Организация войска……………………………………………………………. 4
1.2 Вооружение…………………………………………………………………….. 5
1.3 Воинское обучение и воспитание…………………………………………….. 6
1.4 Стратегия и тактика ведения войн и боя……………………………………. . 7
1.5 Письменные памятники о военном искусстве……………………………….. 9
1.6 Изменение военного искусства на протяжении IX-XI вв………………….. 10
Глава 2. Особенности воинских походов руссов……………………………………….. 12
2.1 Особенности походов русов в конце IX и первой половине X века………. 12
2.2 Особенности походов руссов на рубеже XI в……………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………..….. 16
Список литературы…………………………………………………………………………18
Введение

Работа содержит 1 файл

Реферат 1 откорр..doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Исключительное внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего  поколения. Обучение профессионального  воина начиналось в раннем детстве  со дня «пострига» или «посаженья на коня». С этого акта мальчик вступал во взрослую жизнь, переходя жить в половину отца, под опеку «дядьки», начинавшего готовить его как в физическом, так и в морально-психологическом отношении к преодолению трудностей боевой и походной жизни. Если представители высшей аристократии готовились индивидуально, то для детей дружинников важную роль имел институт «гридей» (позднее - «детские»), проходивших воинское обучение и воспитание коллективно, под контролем своих командиров и придворных.

В воинском воспитании главное внимание уделялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, в том числе и после его смерти, и личная честь - неукоснительное соблюдение определенного кодекса поведения. В бою это означало безусловную готовность на самопожертвование ради князя и даже готовность умереть на том же месте после его гибели.

Помимо индивидуальных представлений  и качеств, стимулировавших определенный тип поведения, в древнерусском  войске, причем не только в дружинной  среде, было чрезвычайно развито  понятие коллективной чести и славы.

С принятием православия воинская идеология облагораживается. Слова  Евангелия: «Нет больше той любви, как  если кто положит душу свою за друзей своих», - означающие готовность к самопожертвованию не только ради князя и войсковых товарищей, но и за всех тех, кого призван защищать православный воин, становятся отныне основой его поведения.

Дружинники и «вой» были храбры и выносливы. Эти качества вырабатывались суровым образом жизни. Личным примером князья увлекали на подвиги дружинников  и «воев». Начав войну, князья стремились перенести ее на территорию противника. Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.

Со времен общинно-родового строя  перед решающими сражениями или  походами, на вечевых сходах или  военных советах коллективно  принимались решения, которые затем  неукоснительно выполнялись всеми воинами. Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение «по отцу и сыну честь» точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью «за други своя». Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства - целовали крест. [2, C. 61-62]

В самом деле, те великолепные по своему лаконизму, образности, энергии и  свободе выражения речи, которыми русские князья перед битвами  «подавали дерзость» отражены в  летописях: они отражают общую высокую  культуру воинских речей, существовавшую на Руси независимо от всякой письменности. Вот, например, известные речи князя Святослава Игоревича к своим дружинникам: «Уже нам еде пасти; потягнем мужьски, братья и дружино!» [6, С. 171]; «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам...» и т. д. [6, С 178]. Эти речи Святослава в известной мере связаны со всей традицией русского воинского ораторского искусства. «Аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною», - говорит Вышата своей дружине [6, С. 328]. «Потягнете, уже нам не лзе камо ся дети», - говорит Святослав Ярославич перед битвой с половцами [6, С. 194]. «Да любо налезу собе славу, а любо голову свою сложю за Рускую землю», - говорит Василько Теребовльский [6, С. 214].

Одним из славянских обычаев того времени было празднование победы на «костех», т. е. на поле боя. Преследование  разбитого врага вне поля боя  обычно не применялось.

Огромную роль в воинском обучении продолжала играть зверовая охота, которая не только развивала индивидуальные навыки владения оружием и верховой езды, но, главным образом, являлась психологической тренировкой, закалкой духа.

Своеобразным элементом воинского  обучения будущих военачальников являлось участие в военных походах подростков. Вникая в детали замысла предстоящего сражения, наблюдая за его подготовкой и ходом, сыновья князей и бояр на практике постигали военную науку. [8, С. 332]

Воспитание древнерусского воина  проходило в чётком порядке, который  должен был развить в нём все наилучшие качества, такие, как сила, выносливость, преданность родине и князю. Трусость считалась унижением. Всё это должно было приучить воинов к тяжёлой военной службе. Также большую роль играли обычаи и обряды в армии.

1.4 Стратегия и тактика ведения войн и боя

Способы ведения войны и боя  древнерусской рати являлись дальнейшим развитием того, что было создано  славянами в V -- VIII вв. Рать собиралась на сборном пункте и организованно  выступала в поход. На походе впереди  шла сторожа, которая охраняла главные силы, вела разведку путей и противника и добывала «языков» (пленных). За сторожей двигались главные силы, а за ними обозы с продовольствием и походным имуществом. При расположении на месте рать окружала себя повозками или тыном, иногда окапывалась; обязательно выставлялась «стража» (охранение).

Боевой порядок русской рати с XI в. состоял из трех частей: середины (центр) и двух крыльев (правого и  левого). В более древний период в центре боевого порядка находились княжеские дружины, а на флангах размещались «вои» (ополчение). Но затем произошли изменения в построении рати. Княжеские дружины стали располагаться на флангах, а в центре выстраивались «вои». В основе такого качественно неравномерного распределения сил по фронту лежало стремление сделать фланги более сильными.

Бой славяне завязывали стрельбой  из лука в рассыпном строю, а сражались  в глубоких строях; обычно первый удар наносили копьями, потом рубились мечами. Победу решали сила, мужество, умение владеть  оружием и искусство. Охваты и обходы флангов, засады и заманивание противника преднамеренным отступлением применялись очень часто. Расчленение боевого порядка на три составные части способствовало повышению маневренности войска.

Русская рать брала города приступом («копьем»), внезапным нападением или хитростью. При неудаче штурма русы (население территории Руси, представлявшей первоначально (IX в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось) облагали город со всех сторон и голодом вынуждали гарнизон к сдаче. Если гарнизон не сдавался, производились осадные работы -- вокруг осажденного города насыпался вал, а рать располагалась в укрепленном стане, откуда производила нападения. К городским стенам противника русы приближались под прикрытием щитов, затем срубали тын, поджигали башни и стены. Иногда засыпали ров, а у стены делали земляной присып, чтобы можно было на нее взойти. Для разрушения крепостной стены и проникновения в город проделывали подкоп, а также применяли башни, которые подкатывали к крепостной стене. Лучники с этой башни меткими выстрелами сгоняли оборонявшихся со стены и обеспечивали производство осадных работ. Применялись стенобитные машины (тараны) и «пороки» (метавшие камни). Все эти работы производились с целью подготовки штурма. [3, С. 111]

Славяне сооружали укрепления как  полевого, так и крепостного типа. Полевые укрепления назывались засеками, острогами, городками. Городские укрепления состояли из наружной крепости (окольного  града или острога) и внутренней цитадели (детинца, или вышгорода, кремля). Кремль располагался на труднодоступной высоте. Внешние и внутренние укрепления представляли собой деревянные стены с деревянными башнями, глубоким рвом и тыном впереди. Стены (заборы) состояли из двойного ряда срубов или толстых бревен, между которыми насыпали землю и камни. Башни (вежи или стрельницы) были четырехугольные, имели бойницы и фланкировали подступы к стенам. Стены и башня иногда обкладывались дерном. Киев вначале был обнесен земляным валом длиною более одного километра. В 1037 г. была построена каменная ограда с тремя воротами.

Но лучшей обороной древнерусского государства являлись походы против неспокойных соседей - волжских болгар, хазар, печенегов, половцев, Византии. В походах совершенствовались способы  ведения войны и боя, закладывались основы русского военного искусства.

Главным содержанием внутренней политики князей древнерусского государства  было преодоление межплеменной розни  и объединение славянских племен. Во внешней политике князья, опираясь на племенную знать и вече, стремились защищать и расширять территорию государства и укреплять его внешнее политическое положение. По определению Маркса, первый период истории древнерусского государства был периодом завоевательных войн. В целях обеспечения торговых путей и границ государства предпринимались многочисленные походы против кочевников - хазар, печенегов, половцев. Эти походы имели преимущественно оборонительный характер, с той особенностью, что война переносилась на территорию противника. Таков был общий характер войн этого периода.

Войны древнерусского государства  занимают важное место в истории  военного искусства. Из сохранившихся  сообщений мы знаем о многих походах  русского войска, о его искусной стратегической и тактической обороне, о ведении боя в окружении и борьбе пехоты с конницей.

Характерна стратегия русской  рати. Ряд войн, которые вели русские, носили завоевательный характер и предпринимались  с целью расширения и укрепления древнерусского государства. Многие походы против кочевников преследовали оборонительные цели, но осуществлялись стратегическим наступлением. Война переносилась на территорию противника, и оборона велась в наступательной форме. Стремление захватить стратегическую инициативу характеризует полководческую деятельность древнерусских полководцев.

Следует также отметить, что на стратегию оказывали влияние  «людие», то есть, народ, особенно жители Киева, требовавшие решительной  борьбы с половцами. Новгородцы истребили  варягов на дворе купца Парамонова, не допустив отдачи им во владение Ладоги; они не пустили Ярослава в Норвегию, порубив его ладьи, чем предотвратили вторжение варягов. [5, C. 83]

Войны велись с решительной целью, и исход их решался боем. Отыскать и разбить главные силы врага, было основной задачей русской рати, как это ярко показывает опыт походов рати под командованием Святослава и Владимира Мономаха. Широко применялся принцип внезапности в стратегическом и тактическом отношениях. Древнерусские полководцы уделяли большое внимание созданию морального перевеса сил и выработке единства действий. Для этой цели созывались военные советы, как перед походом, так и в ответственные моменты войны, когда от каждого воина и начальника требовалось большое напряжение сил.

Оборонительные по своему характеру, войны велись в форме стратегического  наступления. Тактика древнерусской  рати также имела важное значение в развитии военного искусства. Боевой порядок русов, по определению Льва Диакона, представлял собой «стену», т. е. сплошное построение пехотинцев-копейщиков, прикрытых большими щитами. Это было линейное построение(фаланга), о количестве шеренг которого мы сведений не имеем. «Стена» была устойчива в бою, что косвенно свидетельствует о значительном количестве шеренг.

Боевой порядок пехоты начинал расчленяться по фронту и в глубину. Это повышало его маневренные возможности и позволяло управлять боем. Такое расчленение по фронту на центр и два крыла произошло, по-видимому, в конце X - начале XI в. Неравномерное распределение сил по фронту в боевом порядке основывалось на качественном различии войск: княжеских дружин и ополчений из горожан и смердов. Размещение лучших войск на флангах не только обеспечивало фланги, но и позволяло вести бой на окружение противника.

Заслуживает внимания тактика древнерусской рати в походах против половцев. Создавался сильный передовой отряд, который наносил поражение передовым частям противника. Захватив инициативу в свои руки, он тем самым обеспечивал моральный перевес сил. В бою войны стремились охватить фланги и окружить противника.

Наконец, русская рать оставила образцы  осадного искусства, и обороны крепостей того времени. Чрезвычайно поучительна в этом отношении оборона русами Доростола с многочисленными частными и общими вылазками.

Подготовка и политическое обеспечение войны, организация похода, организация и руководство боем -- все это свидетельствует о высоком уровне военного искусства древнерусского государства. [8, С. 398]

В качестве вывода можно сказать, что  в различных боевых ситуациях, таких как поход, осада города, строительство и защита укреплений русская армия имела на вооружении целый ряд действий, которые помогали войскам достигать поставленной цели.

1.5 Письменные памятники о военном  искусстве

О военном искусстве древней  Руси мы можем судить по письменным памятникам того времени. Правда, эти памятники не посвящены специально военным вопросам, но в них мы находим свидетельство того, что русская военная мысль фиксировала процессы развития военного искусства и пыталась теоретически закрепить их. Одним из таких памятников является знаменитая «Повесть временных лет». Это древнейший русский летописный свод, где изложены основные этапы истории древнерусского государства. «Повесть временных лет» является древнейшей русской военной историей. В ней летописцы сообщают о многих походах князей, о которых они слышали или очевидцами которых были сами.

В «Повести временных лет» мы находим  не только изложение фактов и сообщения  о военных событиях, но и попытки  вскрыть причины успеха или неуспеха похода, боя. Здесь можно видеть описание состава рати, вооружения, способов ведения войны и боя. Летописец часто пытается анализировать причины успехов и неудач тех или иных походов. Походам Святослава и Владимира Мономаха летописец отвел целые страницы. Излагая эти походы, летописец указывает на некоторые особенности военного искусства. К сожалению, «Повесть временных лет» еще не исследована как военно-исторический памятник.

Вопросы, связанные с организацией вооруженных сил, нашли отражение  и в «Русской Правде» - своде законов, составленном в древнерусском государстве. Древнерусский правовой сборник сохранился только в списках (копиях) XIII - XV веков и более позднего времени. Статьи «О коне княжьем и смердьем», «Об оружии» и другие говорят о том, что военное дело в древней Руси составляло один из важнейших вопросов.

Информация о работе Вооружение и военное искусство Древней Руси