Зарождение развитие искусства Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цели работы – освещение основных факторов, которые оказали влияние на формирование древнерусской культуры, изучение происхождения древнерусской культуры и изучение ее разнообразия.
Работать над курсовой, я прежде всего обратилась к историческим справочникам, так как начинать исследовать выбранную тему нужно с самого начала, то есть с истории происхождения славян.
Также в отдельные главы в своей курсовой работе я выделила традиции и занятия восточных славян, а так же религию, так как по моему мнению, эти факторы очень повлияли на зарождение и развитие древнерусского искусства.

Работа содержит 1 файл

курсовик нормальный (2).doc

— 250.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Русская культура богата, разнообразна и имеет  достаточно глубокие корни.

    Тема, которую я выбрала для своей  курсовой работы, очень обширна. Актуальность этой темы, по моему мнению, не пропадет никогда. Русский народ обязан знать  истоки своего происхождения, происхождения своей культуры.

    Становление и развитие русской культуры - это  длительный процесс. Известно, что корни  и истоки любой культуры уходят в  столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью  невозможно.

    Сказанное относится ко всем культурам, и поэтому каждый из народов стремится придерживаться какой-то примечательной для него исходной исторической даты, хотя и условной в общем течении времени. Так, Нестор, автор знаменитой «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля» в длиннейшей (от Сотворения Мира) череде тысячелетий первой «русской датой» назвал 6360 (852) год, когда в византийских хрониках словом «Русь», был назван целый народ.  

    Цели  работы – освещение основных факторов, которые оказали влияние на формирование древнерусской культуры, изучение  происхождения древнерусской культуры и изучение ее разнообразия.

    Работать  над курсовой, я прежде всего обратилась к историческим справочникам, так как начинать исследовать выбранную тему нужно с самого начала, то есть с истории происхождения славян.

    Также в отдельные главы в своей  курсовой работе я выделила традиции и занятия восточных славян, а  так же религию, так как по моему  мнению, эти факторы очень повлияли на зарождение и развитие древнерусского искусства.

    Язычество пронизало практически всю жизнь  древнерусского человека. Это нашло  выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях, искусстве.

    Еще одни фактором можно назвать привнесение  в зарождающуюся культуру славян других культур посредством, например, смешения этносов или захватничества.

    Сами  славяне принадлежат к древней  индоевропейской семье, которая  включает также германский, кельтский, иранский, греческий, индийский и  др. народы. 

    Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха  перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта. 
 

    Глава 1. Восточные славяне и образование  Древнерусского государства. 

    Происхождение восточных славян составляет сложную  научную проблему, изучение которой  затруднено из-за отсутствия достоверных  и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и правах.

    Первые, достаточно скудные, сведения содержатся в трудах античных, византийских и  арабских авторов.

    1. Античные источники.

    Римские историки Плиний Старший и Тацит (I век н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.

    Многие  современники видят в венедах  древних славян, сохранявших еще  свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а так же Волыни и Полесья.

    2.  Византийские историки  VI в. были более внимательны к славянам, так как, окрепнув к этому времени, они начали угрожать империи.

    Иордан  возводит современных ему славян-венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI – VIII вв.

      3. Древнерусские источники.

    Данные  о восточно-славянских племенах мы находим в «Повести временных  лет» монаха Нестора. Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная.

    В известной всем " Повести временных  лет ”, был поставлен вопрос: "откуду есть пошла Русская земля, кто  в Киеве нача первее княжити, и  откуда Русская земля стала есть”. Автор повести этим вопросом утверждает, что Киев стоял у истоков Руси. Но это, далеко, не так. Современные историки утверждают, что истоки Руси находятся не в Киеве, а совершенно в другом месте. Этим местом является территория современной Ленинградской области, а именно южный берег Ладожского озера. Первым городом Руси была Ладога, которая и по сей день находится в нескольких километров к югу от устья реки Волхов.

    В школе изучение родной истории обычно начинается с того, что "племена  жившие в VII-VIII в. на территории нашего государства были дики, необразованны разрозненны и не имели общего управления. Постоянно происходили междоусобицы. Между северными племенами славян не было согласия, и потому они пригласили чужеземцев во главе с Рюриком. "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами" - сказали предки. 

    Так давайте же разберемся в зарождении Руси, начиная с самого раннего  времени. 

    Первые  люди в Приладожье появились еще  в доисторические времена. К примеру, на левом берегу реки Паши, в районе деревни Балдино, археологами обнаружены кремневые орудия труда. В Усть-Рыбежно, на мысу при впадении в реку Пашу речки Рыбежки, обнаружена стоянка эпохи неолита.

    Следы поселений древних людей, времен первого тысячелетия до нашей  эры, открыты в деревнях Велеша, Подол, Горчаковщина. Так же археологами найдены места обитания древних людей к югу от Старой Ладоги, выше по течению Волхова. 

    Уникальные  находки свидетельствуют, что жизнь  на территории современного Волховского  района развивалась усиленными темпами. Люди занимались охотой и рыболовством, осваивали ремесла и приобретали первые навыки передвижения по воде на выдолбленных из стволов деревьев лодках.  

    К началу новой эры на территории от Финского залива до Северной Двины  люди сформировали различные племена. Известно, что к концу первого тысячелетия новой эры, эту территорию населяли финно-угорские племена: водь, ижора, лопь, весь, чюдь заволочная. Севернее Финского залива жили племена корел, а дальше были земли племен сумь и емь. Южнее, ближе к современным городам Ростову Великому и Суздалю, жило племя меря. К моменту создания Древнерусского государства на его территории обитало 22 разноязычных народа. 

    К 860 г. племена славян и чуди, разбив иноземных захватчиков, которые  захватили Поволховье и Ладогу, решили поискать себе князя на стороне, который бы сумел объединить племена и народы южного Приладожья и более далеких земель. И в 862 г. в городе на Волхове появился легендарный князь Рюрик с дружиной, который построил деревянно-земельную крепость на мысу при впадении реки Ладожки в Волхов. 

    Есть  все основания считать, что именно древняя Ладога, которая объединила вокруг себя племена, и стала тем  местом, где родилась легендарная  Русь. Данные раскопок свидетельствуют, что к 830 г. в древней Ладоге и  вокруг нее, сложилось социальное образование под общим названием рос, которое вскоре стало привычной для нас Русью.

    Можно без всяких натяжек сказать, что  культура первого восточнославянского  государства -- Киевской Руси -- вошла  составной частью в нашу современную  культуру. Древняя Русь не получила такого богатого античного наследия, как, например, Греция, Италия, Франция, Испания. Однако культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности, когда впервые было освоено земледелие, создались представления о структуре мира (правда, еще очень далекие от научного познания), появился большой словарный 
запас, облегчавший общение отдельных племен друг с другом, были открыты  последовательно три металла -- медь, бронзовые сплавы и железо, проложены пути первобытной торговли солью, рудой и изделиями.

    Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия  до н.э. плужного земледелия. Это позволило  древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1 Влияние других  этносов на искусство  восточных славян.

    На  развитие русской культуры влияло также  то, что Русь складывалась как равнинное  государство, открытое всем как внутриплеменным  отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло  это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

    В пору уже своего государственного становления  Русь испытывала сильное влияние  соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

    Одновременно  Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

    Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно  сталкиваемся не только с влияниями  извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

    На  всех окраинах расселения славян они  проживали совместно с другими  этносами. И славяне, и сходные  им этносы взаимно влияли друг на друга. Пожалуй, особенно большое влияние  на то время оказали древний народ, давно населявший тот край – иранцы.

    Неудивительно, что слившие с ним славяне, передав свой язык, одновременно получили в наследство немало хозяйственных навыков, элементов материальной и даже духовной культуры.

    Наиболее  примечательно иранское наследие в  области славянской и особенно восточнославянской языческой религии.

    Еще больше сходства имеют памятники  материальной культуры, особенно Украины  и южнорусских областей, население  которых и представляет продукт  слияния иранцев со славянами.

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать небольшой вывод – миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса. Также контакты с другими этносами способствовали принесению в формирующуюся культуру славян новых идей.

    Позже я периодически буду возвращаться к этой теме.

    2. Древнерусская религия как один из истоков культуры.

      В ранние времена славяне поклонялись  берегиням, упырям, затем роду  и роженицам, злым и добрым  духам, населяющим леса, поля, небо. От злых сил славян оберегали  амулеты, они же привлекали добрых. Уже тогда большое значение приобрело поклонение воде, олицетворенной в образе берегини, о чем в VI веке говорил историк Прокопий Кесарийский, когда писал, что славяне почитают «реки и нимф».

    Позднее возникло обоготворение предков, выраженное в культе рода и рожениц – культе земледельцев, полных забот об урожае, плодородии земли и благополучии племени. Род( мощное божество) управлял с роженицами небесными стихиями.

    Чуть  позднее культ Рода становится культом  Богини-Матери.

    Хочется отметить многообразие славянских верований, высокую художественность изображений богов. От этого времени до нас дошли клады и захоронения с драгоценными предметами, говорившими о развитии у руссов самых разных ремесел.

    Конечно, уровень художественной культуры славян в это время был неодинаков. Уже летописец отметил, что культура полян находилась на более высоком уровне, культура же других племен, живших в верховьях Днепра и далее на север, отличалась примитивностью.

Информация о работе Зарождение развитие искусства Древней Руси