Зарождение развитие искусства Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цели работы – освещение основных факторов, которые оказали влияние на формирование древнерусской культуры, изучение происхождения древнерусской культуры и изучение ее разнообразия.
Работать над курсовой, я прежде всего обратилась к историческим справочникам, так как начинать исследовать выбранную тему нужно с самого начала, то есть с истории происхождения славян.
Также в отдельные главы в своей курсовой работе я выделила традиции и занятия восточных славян, а так же религию, так как по моему мнению, эти факторы очень повлияли на зарождение и развитие древнерусского искусства.

Работа содержит 1 файл

курсовик нормальный (2).doc

— 250.00 Кб (Скачать)

    И действительно. IX век - время рождения древнерусского государства с центром в г. Киеве, на которое постепенно распространилось название «Киевская Русь». Государство создало благоприятные условия для развития культуры. Доказательством этого является разительный подъём культуры Киевской Руси, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

    Культуру  творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в  конкретных социальных, экономических  и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

    Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

    С образованием Древнерусского государства  одновременно начинает складываться и  древнерусская культура - отражала жизнь и быт славянских народов, была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Она создавалась на основе древнеславянской культуры - формировалась на основе традиций, обычаев, эпоса восточных славян. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен — полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен — утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений.

    Русская культура изначально развивалась как  единая, общая для всех восточнославянских племен. Значительную роль сыграло  то, что восточные славяне жили на открытой равнине и были просто «обречены» на контакты с другими народами и друг с другом.

    С самого начала на развитие культуры Древней  Руси огромное влияние оказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижения других стран  и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке, переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобретали оригинальный вид.

    В чертах русской культуры мы постоянно  сталкиваемся не только с влияниями  извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском  стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.

    В селах и деревнях жизнь текла  в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.  
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

    Огромное  прогрессивное влияние на развитие русской культуры в целом —  на литературу, зодчество, живопись –  оказало принятие Русью христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как  способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

    Прежде  всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение  людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

    Однако, христианство, оказав сильнейшее воздействие  на русскую культуру, особенно в  области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с  жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

    Христианство  и язычество - религии различных  ценностных ориентации. Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно  олицетворяло природные стихии и  силы, рождало множество природных богов - политеизм. В отличие от других народов, переживших язычество, верховные боги славян были связаны не с жреческой, не с военной, а с хозяйственно-природной функцией.

    Хотя  мировосприятие славян, как и всех язычников, оставалось примитивным, а  нравственные принципы довольно жестокими, все же связь с природой оказывала благоприятное воздействие на человека, его культуру. Люди научились видеть в природе прекрасное. Не случайно, послы князя Владимира при встрече с обрядностью «греческой веры» оценили в первую очередь ее красоту, что в определенной степени способствовало выбору веры.

    Но  язычество, в том числе славянское, не обладало главным - понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как  известно, этими качествами не обладала и античная классика.

    Понятие личности, ее ценности, проявляющейся  в ее духовности, эстетичности, гуманизме  и т.д., складывается только в средневековье  и находит свое отражение в  монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Переход к  христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

    Важно отметить, что смена веры на Руси проходила без иностранного вмешательства. Принятие христианства было внутренней потребностью населения большой  страны, его готовностью воспринять новые духовные ценности. Окажись перед нами страна с совершенно неразвитым художественным сознанием, не знающая ничего, кроме идолов, никакая религия с ее более высокими ценностными ориентирами не могла бы утвердиться.

    В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским.

    Двоеверие сохранялось на Руси долгими годами: официальная религия, которая преобладала  в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

    Языческие духовные традиции, народные в своей  основе, оказывали глубокое воздействие  на все развитие русской культуры раннего средневековья.

    Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

    Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с  ее культом природы, поклонением  солнцу, свету, ветру, с ее жизнелюбием, глубокой человечностью существенно  преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим светские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

    И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси – «Слово о полку Игореве» все пронизано языческими мотивами. Используя языческую символику и фольклорную образность, автор отразил многообразные надежды и чаяния русского народа конкретно-исторической эпохи. Взволнованный пламенный призыв к единству Русской земли, её защите от внешних врагов сочетается с глубокими авторскими размышлениями о месте Руси в мировой истории, о связи её с окружающими народами, желании жить с ними в мире.

    В этом памятнике древнерусской культуры наиболее ярко отразились характерные  черты литературы той эпохи: живая  связь с исторической действительностью, высокая гражданственность, искренний  патриотизм.

    Эта открытость древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются

    стремление  к монументальности, масштабности, образности в летописании;

    народность, цельность и простота в искусстве;

    изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;

    мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;

    постоянное  присутствие сомнений, страсти в  литературе.

    И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.

    В каменных сооружениях Руси нашли  всестороннее отражение традиции древнерусского деревянного зодчества, а именно: многоглавие, пирамидальность строений, наличие разнообразных галерей, органическое слияние, гармония архитектурных сооружений с окружающим ландшафтом и другие. Таким образом, архитектура с её живописной каменной резьбой напоминала о непревзойдённом мастерстве русских специалистов по дереву.

    В иконописи русские мастера также превзошли своих греческих учителей. Созданный в древнерусских иконах духовный идеал был столь возвышен, обладал такой силой пластического воплощения, такой устойчивостью и жизнеспособностью, что ему было суждено определить пути развития русской культуры и в XIV-XV веках. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

    Эти особенности и характерные черты  культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже сформировавшись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.  

    Заключение.

    Становление и развитие русской культуры - это  длительный процесс

    Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса. Также контакты с другими этносами способствовали принесению в формирующуюся культуру славян новых идей.

    Язычество древней Руси – важный раздел русской культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов того времени, ярким образцом которой является «Слово о полку Игореве», пронизанное народным языческим мировоззрением и предвосхищающие поэзию эпохи Ренессанса, так часто обращавшуюся к античному язычеству.

    Несмотря  на тысячелетние господство государственной  православной церкви, языческие воззрения  были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

    В заключении хочется добавить, что  тема, которую я постаралась частично раскрыть в своей курсовой работе – практически неисчерпаема. Из года в год благодаря археологам и искусствоведам мы узнаем что-то новое о том времени, когда наши пращуры только начинали осваивать эти земли. Мы должны стараться узнать как можно больше о том, что было до нас, ведь, как сказал Эдмунд Берк, история – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

    1. В.М. Василенко. Русское и прикладное искусство. Истоки и становление/Г.К. Вагнер//Просвещение.-2009.
    2. А.И. Зотов, О.Н.Сопоцинский. Русское искусство. Исторический очерк/ А.И. Зотов, О.Н.Сопоцинский//Издательство Академии художеств СССР,М.-1995.
    3. Кармин А.С. Культурология: Учебник / А.С.Кармин. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.
    4. Верман К. История искусства всех времен и народов. В 3-х т. Т.3.- М.: ООО Издательство «Астель»; ООО Издательство АСТ, 2001
    5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Современник, 2000. - 494 с.: ил.
    6. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования/Сост., предисл. А.М.Хитрова. - М.: Айрис-Пресс, Лагуна-Арт, 2005.

Информация о работе Зарождение развитие искусства Древней Руси