Цветопроба. Ее место в полиграфическом процессе воспроизведения изображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:52, доклад

Описание работы

Потребность в обсуждении понятия ЦВЕТОПРОБА и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д. Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном).

Работа содержит 1 файл

Цветопроба.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

 

Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые сухие и мокрые. Различие заключается в том, что  в процессе получения оттиска  в сухих цветопробах не используются никакие химические растворы — снятие пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим способом. При мокрой цветопробе происходит химическое проявление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мокрая цветопроба

 

Технологию изготовления мокрой цветопробы рассмотрим на примере системы MatchPrint 2635 (рис. 5) компании Imation.

Рис. 5. Цветопробное устройство MatchPrint 2635 компании Imation

 

Система цветопробы MatchPrint 2635 содержит три составляющие: контактно-копировальную  раму, процессор и расходные материалы. Процесс нанесения пигментов каждого цвета разбивается на три этапа: прикатка пигментной пленки, экспонирование и проявление (рис. 5). Основными используемыми расходными материалами являются пленки цветов CMYK, основа, на которую наносятся цвета, матовая и полуматовая пленки, которые служат для снятия глянца, проявитель (слабощелочной раствор) и вода.

 

Контактно-копировальная рама—  обычное устройство с источником УФ-освещения, которую можно использовать и при изготовлении печатных форм. Процессор представляет собой комбинированную установку, которая состоит из ламинатора с рабочей температурой 140 оС и устройства для проявки отэкспонированного материала. Используя различные пленки, можно достичь имитации растискивания в пределах 12-25%. Все пигментные пленки позволяют воспроизводить растровую структуру в диапазоне плотностей растровых точек от 2 до 98%.

 

Перед началом экспонирования цветоделенная  фотоформа соответствующего цвета  накладывается на пигментную термоклейкую пленку, уже нанесенную на основу, и  прикрепляется скотчем. После этого такой «полуфабрикат» помещается в контактно-копировальную раму и экспонируется. Экспозиция зависит от цвета пленки, мощности источника света, спектра его излучения и от расстояния до рабочей поверхности экспонирующего устройства. Контроль экспозиции проводится по контрольным шкалам, содержащим микролинии различных размеров. После экспонирования пленка с основой пропускается через проявочный процессор. В процессе проявки пигментный слой, подвергшийся воздействию УФ-излучения, разрушается и смывается водой. В итоге изображение с цветоделенной пленки остается на основе. Далее все три этапа повторяются для каждой пигментной пленки (пурпурной, желтой и черной).

 

Для того чтобы изображение не поблекло под воздействием солнечных лучей, после проявления последнего (черного) пигмента проводится дополнительное экспонирование. Полученное изображение изначально имеет глянцевый эффект. Если необходимо получить матовую или полуматовую поверхность, соответствующая пленка накладывается на последний пигментный слой.

 

Сухая цветопроба

 

К сухим цветопробам относятся, например, AGFA PressMatch Dry и DuPont Chromalin Studio Sprint.

DuPont Cromalin Studio Sprint (рис. 6) — система «сухой» цветопробы, которая состоит из четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, так называемого печатного пресса и комплекта расходных материалов.

 

 

Рис. 6. Цветопробное устройство Chromalin StudioSprint компании DuPont

 

Процесс изготовления цветопробы состоит  из следующих операций: ламинирование, экспонирование, отделение светочувствительной пленки и перенос краски на основу под прессом (рис. 7). Красочный слой, переносимый с фольги, практически идентичен пигменту печатных красок европейской триады, что обеспечивает визуальное соответствие цветопробы офсетным оттискам, отпечатанным по нормам Евростандарта. Для экспонирования используется обычная контактно-копировальная рама с УФ-источником освещения.

 

Рис. 7. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве Chromalin StudioSprint

 

 

На лист плотной бумаги со специальным покрытием с помощью ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа. Все это помещается в копировальную раму и производится кратковременная засветка. Происходящие при этом фотохимические реакции являются основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который до экспонирования был клейким по всей поверхности, задубливается и теряет клейкость в тех местах, на которые попадает свет. А там, где свет был прикрыт элементами изображения, задубливания не происходит. После экспонирования фотоформа снимается и удаляется защитная пленка. Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая пигментным слоем фольга. При этом слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся незадубленным клейким элементам, в результате чего на участках бумаги, соответствующих печатным элементам, создается изображение.

 

Для получения полноцветного изображения процесс повторяется четыре раза (обычно в порядке K-C-M-Y). Каждый раз берется фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится обычно вручную, по приводочным крестам. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.

 

Итог:

Аналоговая цветопроба выполняется на специальном (и весьма дорогом) оборудовании. Исходные материалы — цветоделённые плёнки. При этом на специальный носитель поочерёдно наносятся краски цветов CMYK. Этот способ также позволяет выявить проблемы с муаром, так как воспроизводит растровую структуру. Теоретически, аналоговая цветопроба является менее гибкой, нежели цифровая. Однако, на практике, это обеспечивает её большую надежность и устойчивость.

Аналоговая цветопроба кардинальным образом зависит от умения настраивающего её конкретного человека, правильности его действий и точности приборов.

Аналоговая цветопроба делится  на «сухую» и «мокрую».

«Сухая» цветопроба:

оборудование: ламинатор, экспонирующая  установка, колондрирующие (разогревающие) валики;

материалы: бумага — хромалит (основа), светочувствительная пленка, тонер (пигмент) 4-х цветов (CMYK).

«Мокрая» цветопроба:

оборудование: ламинатор, экспонирующая  установка, проявляющая установка, сушка;

материалы: светочувствительная плёнка (основа) 4-х цветов (CMYK).

 

Преимущества и  недостатки аналоговой цветопробы

 

Как и любая другая технология, аналоговая цветопроба обладает набором  достоинств и недостатков. Достоинства более или менее очевидны. К ним можно отнести возможность изготовления пробы с фотоформ минуя изготовление печатных форм, сравнительную простоту процесса, учет погрешностей выводного устройства при изготовлении цветопроб, возможность размещения комплекта оборудования на территории издательства и т. д. Однако аналоговые цветопробы далеко не идеальны и обладают своим набором недостатков. Именно недостатки и способы борьбы с ними и представляют для нас наибольший интерес. Итак, недостатки:

- красители, используемые в цветопробах, по пигментному составу отличаются от печатных красок. Эти различия трудно согласовать, поскольку производителей красок много, они выпускают различные триады красок, но существует и несколько производителей цветопроб;

- степень растискивания, имитируемая на цветопробе, является усредненной и не отображает реальных значений конкретной печатной машины. Кроме того, значения растискивания для разных печатных секций в одной машине могут различаться, причем различия являются уникальными для каждой секции;

- сильно ограничены возможности  воспроизведения цвета тиражной  бумаги (например, степени белизны,  окраски и т. д) или других  запечатываемых материалов (например, полимерных пленок);

- количество используемых цветов, как правило, ограничено триадными красками;

- ограниченная разрешающая способность  процесса, которая, в свою очередь,  ограничивает возможность получения  цветопроб с фотоформ с растрами  высокой линиатуры или мелкими  штриховыми элементами;

 

Проведенные исследования показывают, что цветовой охват известных аналоговых цветопроб смещен по отношению к охвату стандарта ISO 12647. Как это ни парадоксально звучит, самое ужасное в том, что где-то цветовой охват аналоговых цветопроб совпадает с охватом стандарта. Ужасно именно из-за этой своей неопределенности. То ли совпадет, то ли нет. Не надо думать, что в аналоговую цветопробу вообще невозможно "попасть". Иногда и даже часто можно, если цветовой охват изображения окажется в пределах охвата пробы. Попадали и попадают до сих пор. Однако сплошь и рядом встречаются иные случаи, когда, потеряв массу времени и материалов, печатник беспомощно разводит руками. Ну никак! А в это время дизайнер, присутствующий на приладке, терзается сомнениями: то ли печатник неквалифицированный, и этот мучительный процесс следует продолжать до победного конца, то ли действительно в пробу невозможно попасть, потому что невозможно по определению. Глядя на броские, сочные под ламинатом цвета аналоговой цветопробы, это невозможно предугадать. По большому счету, дизайнер настаивает на своем присутствии на приладке именно потому, что заведомо не уверен в возможности попадания в аналоговую цветопробу и хочет лично подтвердить, какая степень "непопадания" его устроит.

 

 

 

 

 

 

Пробная печать

 

Пробная печать — самый точный вид цветопробы. Печать обычно выполняется на тиражной бумаге, используются те же печатные формы и тиражные краски. Пробную печать можно производить на печатных машинах (в случае особо ответственных работ) либо на специальных пробопечатных станках, которые обладают широким набором регулировок, в частности возможностью изменения давления в печатных парах. Единственный минус — пробная печать стоит очень дорого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

  1. журнал КомпьюАрт №9'2011 сентябрь
  2. www.polygraphcity.ru
  3. www.realcolor.ru

 


Информация о работе Цветопроба. Ее место в полиграфическом процессе воспроизведения изображения