Цветопроба. Ее место в полиграфическом процессе воспроизведения изображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:52, доклад

Описание работы

Потребность в обсуждении понятия ЦВЕТОПРОБА и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д. Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном).

Работа содержит 1 файл

Цветопроба.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию.

Государственное образовательное  учреждение профессионального высшего образования

«Омский государственный  технический университет»

 

 

 

Кафедра «Оборудование и технологии полиграфического производства»

 

 

 

 

             Доклад на тему

                                   «Цветопроба. Ее место в полиграфическом  процессе

                                     воспроизведения изображения»

 

 

 

 

 

                                                   Разработал: В.Э. Шефер

                                                      студент гр. ПТ-418

Проверил:  И.А. Сысуев

Доцент, канд. тех. наук

 

Омск 2011

Введение

 

Потребность в обсуждении понятия  ЦВЕТОПРОБА и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д. Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном). И чтобы ни говорили печатники типографий, что цвета полученные на мониторе, или на офисном принтере не могут быть приняты за эталон цветопередачи или печатного оттиска, заказчик все равно стоит на своем. В результате - конфликты, потерянное время и нервы, и убытки с обеих сторон.

Итак, цветопроба представляет собой  выборочный оттиск любой части будущего тиража. Благодаря данному процессу у вас появится возможность воочию увидеть реалистичные цвета вашего будущего тиража. Как правило, цветопроба наиболее полезна будет тем, кто заботится о идеально точной передаче цвета. Именно поэтому допечатную подготовку представить без данного процесса довольно непросто. Давайте поговорим про данный процесс более подробно.

В важности цветопробы мы уже успели разобраться. Теперь очень важно ответить на другие не менее важные вопросы, которые волнуют современных заказчиков. Одним из них без всякого сомнения, является то, сколько будет стоить проведение такого мероприятия, как цветопроба. На самом деле в данном случае бояться нечего, так как стоимость цветопробы находится в минимальных пределах. Однако учтите, что пренебрегать данным процессом категорически не рекомендуется, так как впоследствии у вас может возникнуть довольно много проблем, связанных с данным вопросом.

Цветопробные устройства создавались для имитации с наименьшими затратами будущего печатного оттиска. Было бы неправильно считать, что все цветопробные устройства воспроизводят цвет одинаково и дают полное представление о качестве будущей продукции. С помощью цветопроб можно получить лишь приблизительное представление о печатном оттиске, и не более того. Однако зачастую цветопробу рассматривают как отдельное устройство, которому либо доверяют на 100%, либо используют как некий атрибут современного полиграфического производства, не очень понимая суть происходящих процессов.

Естественно, что даже два отпечатка, сделанных один за другим, будут  иметь различия, а что говорить о результатах, полученных с использованием различных видов цветпробных  устройств! Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цветовым охватом или локусом.

К цветопробным устройствам в принципе относится любое устройство, на котором  можно получать цветное изображение. Поэтому во многих случаях очень сложно провести грань между профессиональными цветопробными устройствами и обычной оргтехникой, установленной в офисе.

В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам. У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Каким образом выбрать нужное для производства решение? Ответ на наш взгляд один: только путем тестирования.

Цветопроба в реальном технологическом  процессе преследует две основные цели:

  • внутренний контроль подготовки цветных изображений;
  • предъявление результата работы заказчику до печати тиража.

 

Место цветопробы как технологической  операции в процессе допечатной подготовки неоднозначно. Она может быть включена после сканирования и цветокоррекции, сделана с окончательно сверстанных полос (но до вывода фотоформ), непосредственно с фотоформ, а также может быть произведена пробная печать с готовых печатных форм (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Варианты включения  цветопробы в процесс допечатной подготовки

 

 

При использовании цифровых печатных машин, работающих по технологии «из компьютера в печать» (Computer to print), цветопроба теряет первоначально заложенный в нее смысл и может осуществляться прямо в машине.

 

 

 

Экранная цветопроба

 

Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.

 

Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза  цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все  цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих — красного, зеленого и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

 

При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией рис2. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.

 

 

 

 

Рис 2. монитор NEC SpectraView Reference 301

 

 

 

 

 

 

Цифровая цветопроба

 

Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (рис. 3). Имитация оттиска будет наиболее точной у тех устройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы, по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к используемым в полиграфическом процессе.

 

Рис3. Виды цветопробы

Все цифровые цветопробы соединены  с компьютерными станциями и  получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.

 

Недостатки  цифровой цветопробы

 

Однако практически всем системам цифровой цветопробы присущи следующие  существенные недостатки:

  • - разрешающая способность принтеров не соответствует разрешающей способности получаемых фотоформ, с которых в дальнейшем экспонируют печатные формы;
  • - метод растрирования изображения отличается от метода, применяемого в растровых процессорах фотонаборных автоматов;
  • - пигменты, применяемые в принтере, существенно отличаются от пигментов в печатной краске;
  • - способ закрепления пигментов принтера на бумаге отличается от способа закрепления печатных красок;
  • - замеряемые оптические плотности каждого цвета пигментов принтера во многом отличаются от оптических плотностей печатных красок в силу их разной кроющей способности. Например, при работе с сухими пигментами плашки могут "разбавляться" отраженным от бумаги белым светом из-за неплотного прилегания одной частички пигмента к другой. А при струйной печати недостаточное количество краски также может привести к "разбавлению" насыщенности из-за разного впитывания бумаги;
  • - неопределенность с величиной растискивания (в особенности у струйных принтеров) может быть очень значительной и во многом зависящей как от бумаги, так и от условий нанесения пигментов;
  • - невозможность или большая сложность регулировки (увеличения или уменьшения подачи пигментов).

Из вышеизложенного понятно, что  использовать цифровые цветопробы для  получения хороших подписных документов довольно затруднительно

 

Струйная печать

 

Принцип работы устройств основан  на формировании с помощью нагрева  или пьезоэлектрического эффекта  мельчайших капелек жидкого красителя  и перенос их на носитель — бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.

 

Рабочее разрешение таких принтеров  составляет от 300 до 1440 точек на дюйм. Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой  структуры. Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска.

 

 

 

 

 

 

Сублимационная печать

 

Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа  формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются.

 

На рис. 4 представлен принцип действия печатающего механизма: изображение переносится на подложку 1 под действием нагревательных элементов головки 6. Пигментная пленка 2 подается с бобины 3 и после переноса изображения сматывается в рулон 4. При этом пленка определенного цвета расходуется по всему формату листа, даже если элемент изображения имеет минимальный размер. Степень нагрева микроскопических нагревательных элементов головки контролируется, и разные цвета получаются смешением разных количеств основных красителей. Испаряющаяся краска ложится на поверхность бумаги в виде «пятна» 7. Валик 5 выполняет двойную функцию — является опорой и в то же время протягивает лист бумаги.

 

Рис. 4. Печатающий механизм термосублимационного принтера

 

Достоинство этого способа состоит в получении плавных цветовых переходов, создающих иллюзию фотографического отпечатка. Недостатками же являются невозможность имитации растровой структуры и обязательное использование только определенной бумаги, сертифицированной компанией-производителем. Если поверхность бумаги не очень гладкая, переход красителя на бумагу может быть неполным. Имитация различной степени растискивания возможна лишь с помощью соответствующего изменения плотности накладываемых красок и может задаваться программно.

 

Отпечатки характеризуются хорошей цветопередачей, благодаря тому что термосублимационные принтеры имеют большой цветовой охват. Эти принтеры печатают, как правило, с физическим разрешением, не превышающим 300×300 точек на дюйм. 

 

 

 

Твердочернильная  печать

 

Твердые чернила — это материал на основе синтетических восков с добавлением красителя, отсюда и второе название этих принтеров — восковые. Брикеты такого красителя в принтере расплавляются, и расплав подается к печатающей головке, представляющей собой ряд инжекторов, переносящих микрокапли красителя на запечатываемый материал. При соприкосновении с бумагой капли почти мгновенно застывают, что снимает проблемы возможного смешения красок, растекания их и впитывания в бумагу. Чернила обладают высокой насыщенностью, и поэтому устройства имеют большой цветовой охват.

 

Значения разрешения твердочернильных принтеров невысоки — 300×300 или 600×600 точек на дюйм, что является самым  большим недостатком данной технологии печати. Вторым недостатком является невозможность имитации растровой структуры.

 

К преимуществу данной технологии относят

  • возможность использования различных запечатываемых материалов,
  • хороший цветовой охват и влагостойкость оттисков. 

 

 

 

Электрофотографическая  печать

 

В основу работы принтеров этого вида заложен принцип электрофотографии. Поверхность светочувствительного барабана или светочувствительной ленты сначала заряжается в электрическом поле коронного разряда. Затем с помощью управляемого луча определенные участки поверхности разряжаются, создавая скрытое изображение, проявляемое далее тонером одного из цветов. При последовательном наложении всех четырех тонеров создается полноцветное изображение, переносимое под действием электростатического поля на бумагу. Последняя операция — припекание тонера к бумаге. Разрешение принтеров высокое — обычно 1200×1200 точек на дюйм, причем эти принтеры могут имитировать растровую структуру.

 

 

 

 

 

 

Аналоговая  цветопроба

 

Этот вид цветопробы создавался как альтернатива пробной печати, поэтому используемые пигменты наиболее приближены по своим свойствам к средним колориметрическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует наиболее популярные бумажные основы (мелованная, немелованная, глянцевая и т.д.).

 

Аналоговая цветопроба изготавливается с цветоделенных растрированных фотоформ и по своему месту в технологическом процессе находится ближе к печатному оттиску, нежели цифровая цветопроба. Естественно, что цена ошибки, обнаруженной на этой стадии (стоимость пленки, расходных материалов цветопробы, времени работы оператора), гораздо выше, чем в случае экранной или цифровой цветопробы.

Информация о работе Цветопроба. Ее место в полиграфическом процессе воспроизведения изображения