Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций

Описание работы

В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

Работа содержит 1 файл

Редактирование отдельных видов литературы ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

  Обсуждение  проспекта кн. ред-ром вместе с авт-м помогает авт. не тока уточнить направление кн. и ее содержание, но и предостеречь от ошибок.

  Получив рук-сь от автора, ред-р внимательно  читает ее, чтобы проанализировать и дать ей оценку. Как правило, улучшать рук-сь должен сам автор. Ред-ру не следует подменять автора и исправлять за него рук-сь. Задача ред-ра: заставить самого автора сделать все, что треб-ся для повышения качества рук-си. Автор специалист в опр-й тематике, а ред-р не м.б. специалистом по всем вопросам. Автор, руководствуясь замечаниями ред-ра, уточняет определения, формулировки, устраняет повторения, добивается композиционной стройности произведения, устраняет стилист. погрешности.

  Требовательность  к авт. — одно из необх-х для ред-ра качеств. Треб-ть имеет также большое воспитат. значение, способствуя совершенствованию мастерства авт. В этом нуждаются неопытные начинающие авторы. Т.о. ред-р выступает в роли консультанта автора.

  Поскольку ред-р, как неспециалист по каждой теме, не м.б. всесторонним советчиком по любой теме, он во многих случаях на помощь себе и автору привлекает рецензентов. В особо сложных случаях ред-ция рассылает рук-сь ряду специалистов. Ученые, специалисты, благодаря своим знаниям и опыту, иногда открывают глаза автору и ред-ру на такие стороны предмета, о которых они не подозревали. Однако ред-р самостоятельно отвечает перед изд-вом и перед читателями за качество издаваемой кн., поэтому ред-р не м. всецело полагаться на авторитет автора, ни на авторитет рецензента.

  Бывает, что ред-ру приходится защищать рук-сь автора от самого же автора. В рук-си дана сложившаяся у автора концепция определенного понимания темы, ред-р согласен с этой концепцией, согласны и рецензенты, ног вот авт. услышал новую мысль и несет ее ред-ру, чтобы вставить в рук-сь, хотя эта мысль расходится с предыдущей концепцией. Автор поддается случайным влияниям.

  Помощь  ред-ра автору, даже начинающему и  неопытному, должна быть не высокомерной, а творческой. Нельзя допускать снисходительности, высмеивать ошибки автора. Нужно отмечать их спокойно, деловито и доброжелательно. Некоторые ред-ры допускают ошибку, превращаясь в соавтора кн. или стремясь к соавторству. Это обижает автора, затрагивает авторское самолюбие и часто приводит к ненужным и неприятным конфликтам.

  Ред-р  должен оказать помощь добросовестному, знающему тему и способному авт., кот. м. создать книгу выс. кач-ва, но кот. для этого не хватает опыта. Одним  существенным моментом явл. одобрение ред-м рук-си. Это решает судьбу работы авт. над рук-сью. Согласно существующим нормативам на одобрение рук-си даётся 30 дней+4 дня на кажд. уч.-изд. лист. Одобрение рук-си означает, что изд-во признало рук-сь для её подготовки и издания. Рук-сь одобряет ред-р совместно с заведующим или гл. ред-ром. Нередко бывают случаи, когда к одобрению подходят торопливо и невнимательно. Обнаружив в рук-си впоследствии серьёзн. недостатки, ред-р вынужден послать её на доп. доработку.

 

   6. Использ-е з-нов  логического мышления  при ред-и обществ.-политич.  лит.

  Логичность — следование з-нам правильного мышления, присущим нормальному человеч. сознанию. Для ред-ра, профессионального литератора, журналиста быть логичным в общеприн. житейском смысле этого слова не достаточно.

  Р-р  оценивая р-пись автора часто вынужден убедиться, удовлетворяет ли эта  
р-пись требованиям логики. На первый план при этом выдвигается контроль за соблюдением основных з-нов логич. мышления, т. к. этот подход позволяет применить логич. критерии в процессе работы  над рук-сью произведения, понятого как единое целое. З-ны правильно мышления с непреложной скоростью определяют развитие мысли, но не логич. абстракции, а конкретное их воплощение в тексте. Выявление их механизма действия, прежде всего, важно при ред-и.

  Для решения проблемы об удовлетворении рукописи требованиям логики ред-р в качестве контроля обращается к основным законам логического мышления. Именно благодаря этим законам достигается определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность мышления. Задача ред-ра — научиться творчески, профессионально  владеть основными законами логики.

  Первый  закон логического мышления —  закон тождества. Он требует, чтобы понятие, приводимое в первом суждении, при повторении во втором и последующих суждениях было по содержанию тождественным, определенным. Подмена сужения, расширение таких понятий недопустимы.

  В практике ред-ия о.-п. лит-ры есть примеры, когда автор соскальзывает с темы и говорит о другом – прямое нарушение з-на. Также соблюдение з-на важно при ведении дискуссии. Нарушение з-на мышления ведет к искажению смыслов. Связей внутри текста, а значит и связей м/у текстом и его адресатом.

  Второй  закон логического мышления —  закон противоречия. Если в тексте утверждаются две мысли, которые противоречат одна другой, то они не могут быть истинными одновременно. Одна из них ошибочная. Задача ред-ра состоит в том, чтобы определить истинность одной из утверждаемых мыслей и устранить противоречие.

  Третий  закон логического мышления —  закон исключенного третьего. Из 2-х противоречащих высказываний в одно и тоже время в одном и том же отношении одно непременно истинно, третьего не дано. Этот з-н обеспечивает связность, непротиворечивость мыслей, служит основанием для выбора истинности суждения.

  Четвёртый закон —  з-н достаточного основания. Он треб., чтобы всякая истинная мысль была обоснована др. мыслями, истинность кот. доказана. В люб. рассуждении наши мысли д.б. внутренне связаны др. с др., вытекать одна из др., обосновывать одна др. Истинность суждений д.б. подтверждена надёжн.  док-вами. Этот з-н ориентирует ред-ра на проверку достоверности материала.

 

   7. Логические основы редактирования рукописи

  Логичность — следование з-нам правильного мышления, присущим нормальному человеч. сознанию. Но для ред-ра, профессионального литератора, журналиста быть логичным в общеприн. житейском смысле этого слова не достаточно. Для ред-ра логика должна стать тонким и совершенным инструментом, которым надо уметь владеть. Ред-ру необх. четко представлять роль логич. связей в тексте, владеть приемами и методами логич. анализа. У р-ра д. б. выраб. рефлекс на нарушение логич. нормы. Во все времена всегда вменялось знание логики в обязанность пишущим. Почетное место занимали рекомендации из этой науки в риторике М. В. Ломоносова. Старинные руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики сочинение не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в состоянии будем различать с точностью истины от заблуждения. И в наши дни практическое приложение этой науки привлекает внимание исследователей. Во всех разработках по теории и практике редактирования есть разделы логики.

  Ред-р оценивая рук-сь автора часто вынужден убедиться, удовлетворяет ли эта  
рук-сь требованиям логики. На первый план при этом выдвигается контроль за соблюдением основных з-нов логич. мышления, т. к. этот подход позволяет применить логич. критерии в процессе работы  над рук-сью произведения, понятого как единое целое. З-ны правильно мышления с непреложной скоростью определяют развитие мысли, но не логич. абстракции, а конкретное их воплощение в тексте. Выявление их механизма действия, прежде всего, важно при ред-и.

  Осн. приёмы анализа рукописей  с логич. стороны: Логич. анализ текста рук-си необх. на всех стадиях работы над произв-ем автору, критику, ред-ру. Разбирать текст построенный логич. правильно легко. Он всегда ясен по своей форме. Когда же логич. строгость текста нарушена, его форма стан-ся неясной. Высказать о нём сужд-е затруднительно.

  Как и всякий анализ, логич. анализ основ. на 2 аперациях: а) мыслен. деление текста на части; б) исследование связей м/у этими частями, смысловыми единицами текста и затекст. действительности.

  Уже при 1-м знакомстве с текстом полезно  обратить внимание на то, каким образом  связаны др. с др. смысловые звенья (союзами, знаками препинания). Неточное употребление союзов ибо, поэтому, следовательно, но верный признак нелогичности мышления. Ред-ру необходимо владеть техникой таких операций как свёртывание суждений до возможно более простых, соотнесение смысловых звеньев на протяжении всего текста, умение восстановить пропущ. смысл. звено.

  Очень часто логич. связь м/у суждениями выражена союзами или союз. словами. Если по ходу чтения мысленно называть логич. значения кажд. союза, то благодаря  этому он будет выделятся из текста и сигнализировать о том, что  м/у понятиями и суждениями в  тексте на лицо такие-то логич. отношения. Читая текст, где м/у 2-мя понятиями стоит союз И, мы понимаем, что здесь однородн. понятия. Если связь м/у суждениями выражены словом ПОЭТОМУ, то оно сигнализирует об отношение логич. следования.

 

   8. Некоторые приемы  устранения фактических ошибок

  Соотношение м/у собой членов предложения, требующих согласования. Если члены предложения, кот. д. б. согласованы м/у собой отдалены др. от др., то случаи их несогласованности часто не замечаются. Сказуемое оказывается во мн. ч., а подлежащее - в ед., или наоборот. Причастие, прилаг. в одном падеже, а слова, кот. от него зависят – в другом.

  Чтобы не прозевать этой несогласованности, ред-ру следует соотносить сказуем. и подлеж. в числе или числе и роде, а прил. и прич. с определ. словом в роде, числе, падеже. Соотнести – значит мысленно или зрительно связать члены предложения, требующие согласования, т.е. прочитав сказуемое, вспомнить о подлежащем или вернуться к нему взглядом, если оно предшествовало сказуемому, и наоборот. Такая мысленная или зрительная связь м/у указ. членами предложения должна стать навыком шлифовки чтения ред-ра, т.е. автоматизировано выполняемым в ходе чтения обязательным действием.

  Особенно  часто нарушено согласование причастия  или прилагательного с определ. словом. Не реже причастие соглас. не с тем словом, от кот. оно должно зависеть по смыслу, а с другим, более близко к нему стоящем.

  Соотношение управляющего слова  с каждым управляемым  или каждым из нескольких управляющих с  одним управляемым. Когда один глагол или одно отглаг. существительное управл. несколькими словами, нередко не замечают, что в сочет. с одним сущ-м управляющее слово требует одного предложного управления в сочетании с другим способом управления. Соотнося при чтении, особенно если употреблен один общий предлог, каждое управляемое слово с управляющим, ред-р непременно заметит в каких случаях в сочетании глагола с разными существительными невозможно употребить один предлог, если в языке утвердилось управление с разными предлогами. Отдаленность управляемого слова от управляющего нередко мешает заметить стил. или смысл. их несочитаемость. Тоже происходит, когда несколько управляющих слов управляются одним, а каждое из них требует разных предлогов и падежей управляемого слова.

  Установление  вариантов синт. зависимости. Во многих словах синт. строй фразы ведет к возможности двоякого его понимания: правильного и неправильного. Не исключено, что читатель поймет фразу совсем не так, как задумал автор. Чтобы этого не произошло, ред-р при чтении текста обязан видеть все варианты прочтения, все варианты синт. зависимости, возможные в условиях контекста, и предлагать исправления, которые сделали бы текст однозначным. На помощь и здесь приходит прием соотношения синтаксически взаимосвязанных слов в разных вариантах.

  3 вида проверки факт. мат-ла: 1) сличение с источником; 2) внутр. проверка; 3) офиц. подтверждение.

  Редакт. приёмы проверки фактич. материала: 1) Конкретизация. Суть: поиск утверждения факта в тексте. Этот приём полезно исп-ть когда текст содержит приблизит. расплывчатое указ-е на время действия. 2) Соотнесение или сопоставление фактов. Ред-р сопост. факты в тексте с фактами хорошо ему изв-ми вне текста. 3) Соотнесение размера веса, возраста в тексте с хорошо изв-ми ред-ру или реально допустимыми. 4) Внутритекст. соотнесение фактов связ-х по смыслу, поэт. осмысливать такие факты обязательно. 5) Внутритекст. сопост-е повт. имён, названий, дат и т.д. Ред-р обяз-но записывает на чистом листе бум. встреч-ся в тексте имена, фамилии, даты и т.д. 6) Подсчёт. Когда автор оперир. в тексте разн. цифрами, одни из кот. входят в состав др., то ред-р д. проверить нет ли расхождений м/у авторск. итогом и тем, кот. получ-ся при сложении чисел. 7) Исп-е приёмов техники чтения. Неверны инициалы, доп. ошибки в датах. Чтобы избеж. ошибок в римск. цифрах, когда стоят подряд неск-ко один. цифр или в букв. аббр-х, когда идёт подряд неск-ко один. букв., реком-ся считать цифры и расшифр-ть кажд. букву.

 

   9. Определение понятий  «литература» и  «вид литературы».

  Лит. — 1) вся совокупность научных, худ-х и др. произведений того или иного народа, эпохи или всего чел-ва; 2) вид иск-ва, отлич-й чертой кот. явл. соз-е худ-х образов при помощи слова, языка; 3) сов-ть печ-х произв-й какой-либо отрасли знания по какому-либо спец-му вопросу.

  Вид лит. — совок-ть печ. произведений, в основе кот. лежит какой-либо признак.

  В зав-ти от того, какой именно признак  мы признаём главным, определяющим мы получим соответствующий вид лит.

  Если  за основу печ. произв-ва берём объём, то получ.:

  1) кн. — кн-е печ-е произв-я, объёмом более 48 стр.

Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"