Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций

Описание работы

В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

Работа содержит 1 файл

Редактирование отдельных видов литературы ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

  Психолог. предпосылки анализа  и правки текста: Контроль — это решающий этап в проф. редакт. подходе к тексту р-си. Выступая в кач. 1-го читателя авт. текста р-р помогает автору этот контроль осуществить. Взгляд со стороны — это необходимое условие работы автора с текстом и необходимая предпосылка участия р-ра в создании лит. произведения. Р-р для автора — представитель его интересов, кот. смотрит на текст, предугадывая как он мог бы быть истолкован и оценен читателем. Происхождение и стр-ра письм. речи подразумевает сознательн. владение пишущими ср-ми языка. В психолог. предпосылки след. вкл-ть психологию лит. творчества, психологию читателя. Понимание сложности лит. процесса д. предостеречь р-ра от правки, кот. не явл. необходимой. Некоторые р-ры считают своим долгом переписывать заново все авт. произведения. Взаимоотношения р-ра и автора всегда сложны. Стремясь постичь особ-ти изложения, ход мыслей автора, р-р в опред. ст. отождествляет себя с ним. Но сохраняет свою самостоятельность, сопоставляя с авторским своё понимание действительности, свой жизненный опыт. Психол. предпосылки этих взаимоотношений подраз. соц. контакт чловека с человеком и изучение их уже треб. обращения к соц. психологии.

  В методике ред-я принято различ. 4 вида правки: правка-вычитка, -сокращение, -обработка, -переделка.

  Правка-вычитка – чтение насквозь, т.е. вычитчик д. отметить смысл., композиц., стилист. недочёты, д. обратить вним-е на прав-ть напис-я геогр. наименований и фамилий, цитат, цифр и дат. Проверить соотв-ет ли заголовок тексту, подрис. записи рис. Необходимо заметить недостатки мат-ла, указать их, но не править текст. Искл. бесспорные ошибки и буквен. опечатки.

  Правка-сокращение — уменьшение объёма текста и довести его до опред. задан. размера. Это м.б. вызвано необх-тью внести конъюнктивные изм-я или разл. техн. соображениями. Ред-р д. учитывать особ-ти изм-й, вносимых в текст при сокращении. Сокращ. раздел.  на 2 вида: сокращ. текста частями и сокращ. внутритекстовые. В 1-м случае искл-ся части текста кот. не несут особ. смыслов нагрузки, а во 2-м внутритекстовые сокращ. связ с более глубоким вмешательством в текст.

  Правка-обработка — самый распр-й вид правки. Её задача — подготовка к публикации оконч. вар-та текста, в кот. полностью учтены рез-ты редакт. анализа. Текст совершенствуется, уточняются идеи авт. Вносимые изменения по хар-ру разнообразны: сокращения, дописывание, замена, изм-е синт. стр-ры, совершенствование композиции.

  Правка-переделка. Её цель — соз-е нового вар-та текста на основе мат-ла, предоставленного авт. М. изм. его жанр, стр-ра, целев. назначение.

 

18. Проверка фактического  материала — важнейшая функциональная обязанность

редактора общественно-политической литературы

  Правильно использовать факты, умение их оценить  р-ру необходимо в не меньшей степени, чем р-ру, но объектом редакторской оценки явл. не только сам факт действительности, но и как автором эта действительность преподнесена. Понятие 'фактический мат-л' для р-ра конкретизируется в количественных показателях, в датах, именах собственных, цитатах, реалиях, о кот. ч-ль должен получить из текста. Факты должны отвечать по крайней мере 3-м гл. требованиям:

  1) быть типичными, значит чётко выражать осн. закономерности общ-ва

  2) облад полит значимстью 

  3) затрагивать интересы широкого  круга чит-й, побуждать к повыщению  своей соц и трудовой активности 

  Мас-пол  книга явл. ср-вом массовой инф-и, но на ч-ля воздейств. иначе. Объём книги и длительность воздействия на ч-ля порожд у него устойчивые реакции, поэт. факты д/б показаны с достат. полнотой и отчётливостью. Сущ понятие о полож и отриц фактах. В полож фактах нах выражение прогрессивная направленность общественного развития. Отриц — это это проявление отживших явлений, противоречащих осн. линии истор. движения. Задача автора и р-ра — выявить своё отношение к негат. явлениям, показать пути их решения.  

 

19. Роль редактора  в анализе композиции  рукописи общественно-политической литературы

  Анализ  композиции произведения — очень существенная и важная работа редактора. Это первый этап его редактирования. Только убедившись в том, что произведение построено правильно, можно переходить к работе над частностями. Правила построения произведения известны еще с глубокой древности. Цицерон, говоря о работе над произведением на первое место ставил умение расположить свои мысли, т.е. построение произведения.

  Последовательность  частей должна быть мотивированной. Части  должны быть соразмерными, а приемы композиции определяться содержанием и характером произведения. Четкость построения — необходимое требование к произведениям массово-политической литературы. Искусство делать известную истину более убедительной, легче усваиваемой, нагляднее и тверже запечетлевамой — обязательное условие. Продуманность композиции — умение организовать изложение и логически правильно расположить материал. Структура материала должна быть точно определена и выверена редактором.

  Даже  в том случае, когда материал невелик по объему и структура его не подчеркнута спец. техническими приемами, она должна быть изучена и оценена редактором. Во всех случаях причина выделения части текста в самостоятельный элемент структуры должна быть обоснована его содержанием, целью которую ставит перед собой автор (т.е. дать дать инфо о факте или оценку его) и тем, от чьего лица ведется изложение.

  Точное  расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательскую ценность, эмоциональное воздействие, исключить искуственные связки. Если части, эпизоды можно спокойно передвигать, сокращать или добавлять к ним новые, структура неточна и непрочна.

  Проверенный прием оценки редактором композиции рукописи — это анализ ее плана. В работе редактора над планом существует 2 этапа:

  - составление плана, предложенной ему рукописи.

  - создание плана, включаещего рекомендуемые редактором композиционные изменения.

  Может возникнуть такая необходимость  составить план не только всей рукописи, но и отдельной его части. Оставляя план рукописи редактор как бы идет за автором, следя за развитием его мысли. Независимо от того, по плану или без плана автор написал произведение, редактор должен составить план предложенной ему рукописи, чтобы получить точное представление о том, как она построена и в каких композиционных изменениях нуждается.

  Техника сотавления плана общеизвестна. Это  членение текста на части и озаглавливание этих частей. Однако эта, простейшая на первый взгляд, работа, требует проникновения в замысел автора и внимательное изучение текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  20. Роль редактора  в оценке композиции  рукописи ОП тематики

  Содержанием и целью материала, читательским адресом и индивидуальной методикой  редактора определяется порядок  работы над рукописью. Когда редактор начинает работу с устранения недочетов языка и стиля, подчеркивая их в тексте, предлагая автору сразу же внести исправления, можно с уверенностью сказать, что это редактор неискушенный. Часто весь кропотливый труд редактора оказывается напрасным, т. к. при более внимательном рассмотрении рукописи в ней обнаруживаются серьзеные конструктивные просчеты, и после их исправления лексико-стилистическую правку приходится делать заново. Работа над конструкцией произведения — очень существенный и обычно первый этап его редактирования. Только убедившись, что произведение построено правильно, можно переходить к работе над языком и стилем. Правила построения произведения известны с глубокой древности. Эти правила утверждают, что последовательность частей должна быть мотивированной, части должны быть соразмерными, а приемы композиции должны определяться содержанием и характером произведения. Четкость построения — необходимое требование к произведениям ОП литературы. Структура материала должна быть точно определена и выверена редактором.

  Даже  в том случае, когда объем материала  невелик и структура его не подчеркнута специальными техническими приемами, она должна быть изучена  и оценена редактором. Во всех случаях  причины выделения части текста в самостоятельный элемент структуры  д. б. обосновано его содержанием, т. е. отражением в нем действительности, темой, целью, которую ставил перед собой автор. Точное расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоциональное воздействие, упрощает работу над переходами. Если части можно свободно передвигать, сокращать или добавлять к ним новые, структура неточна и непрочна.

  Проверенный прием оценки редактором композиции рукописи — анализ ее плана. 2 этапа: 1) составление плана предложенной рукописи; 2) составление плана, включающего предложенные редактором изменения.

  Может возникнуть необходимость составить  план не только всей рукописи, но и какой-то отдельной ее части. Независмо от того, по плану или без него написано автором произведение, редактору план необходим для получения точного представления о том, как рукопис постороена и в каких композиционных изменениях нуждается. Техника построения плана проста и общеизвестна (членение текста на части и их озаглавливание), однако эта простейшая на первый взгляд работа требует проникновения в замысел автора и внимательного изучения текста.

  Многие  композиционные ошибки вызваны нарушением логических правил деления:

  1. Правило соразмерности (сумма частей д. б. равна целому). При нарушении данного правила произведение или его часть м. б. уже или шире темы. Оно выражается в том, что автор пропускает какие-то части целого или включает в текст лишнюю информацию. В 1-ом случае тема раскрыта не полностью, во 2-ом ее границы размываются. Выход за пределы темы — наиболее частая ошибка. Ее причиной может быть обилие собранного автором материала или подмена какой-либо части темы близким материалом из-за неразработанности всей темы.  Порой автор при спешке или работе урывками просто забывает проверить соответствие заголовка излагаемому материалу. Отсюда отклонения от темы или неполнота ее освещения.
  2. Правило взаимоисключения (все части деления должны исключать друг друга). При нарушении этого правила неизбежны повторы из-за перекрещивания и неизбежна композициооная нечеткость. Например, глава о научно-познавательных иллюстрациях в рукописи разделена на чертежи, рисунки, фотографии, документальные иллюстрации, схемы. Деление по характеру изображения. Однако документальные иллюстрации выбиваются из ряда, т.к. являются видом иллюстраций по назначению и м. б. представлены и рисунками, и чертежами, и схемами, и фотографиями. В данном случае следовало главы, посвященные видам иллюстраций по характеру изображения, объединить в раздел “Оригинальные иллюстрации”, а главу о док. иллюстрациях сделать вторым разделом. Из приведенного примера видно, что для проверки правила взаимоисключения необходимо найти основание деления текста на части, убедиться, что данное основание охватывает весь рассматриваемый текст и что оно единственно (т. е. нет подмены основания).
  3. Правило непрерывности деления (нельзя делить целое сразу на очень мелкие части, если есть части более крупные). Нарушение данного правила затрудняет восприятие и понимание изложенного в кн. мат-ла. Для читателя проще разобраться с содержанием и найти необходимый материал в той книге, в которой больше ступеней подразделения.

  Самое сложное и самое важное в оценке композиции — определить верность композиционной системы применительно к содержанию произведения и тем задачам, которые ставит перед собой автор, к условиям читательского восприятия материала. Композицию нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к содержанию, лишь как последовательность частей текста, которые можно переставлять, ничего существенно не меняя в произведении. Можно точно сказать, что композиция в ряде случаев предопределяет результат, к которому придет автор и приведет читателя. Если композиция принципиально не подходит для текста (не отвечает его целям и задачам), произведение вряд ли получится полноценным по содержанию, и читатель не сможет извлечь из него столько, сколько из произведения с органичной композицией.

  2 основные задачи редактора при  оценке композиции:

  1. убедиться, отвечает ли выбранная автором композиция задачам и целям издания, содержанию текста, потребностям читателей;
  2. проверить, логично ли построен текст, т. е. проверить соблюдение логических правил деления.

  Успех редакторской оценки композиции во многом зависит от того, насколько хорошо редактор овладел навыками композиционного  анализа:

  1. навыком отмечать переход в тексте от 1 смысловой части ко 2-ой, мысленно формулируя тему прочитанной части или выделяя смысловой опорный пункт;
  2. навыком соотнесения содержания текста с его заголовком или, если заголовка нету, с темой отрывка;
  3. навыком выявления принципа ситематизации материала в каждом текстовом отрывке;
  4. навком составления плана текста, мысленно или письменно;
  5. навыком соотнесения последовательности смысловых частей со схемой систематизации, отвечающей данному типу изложения.
 

 

21. Редактирование  научно-технической (НТ) литературы

  Бурное  развитие науки и техники сопровожд. быстрым выпуском НТ лит. В РБ НТ лит. вып.: Бел. наука, Вышэйш. школа, некот. Мин-ва, ведомства и орг-ии, имеющ. соотв. лицензии. Им. достаточно спец. журналов, в кот. публик. НТ статьи: Диф. уравниения, Тепломассаобмен, Трения и износ, Доклады НАН РБ., Вести НАН РБ.

  Предметом НТ лит. явл. теор. и эксперим. иссл-я  по всем технич. и естеств. научн. направлениям.

Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"