Ценообразование и модернизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Переход на инновационный тип деятельности предполагает формирование качественно новой экономической системы, в которой каждый субъект является генератором научно-технических нововведений с целью повышения благосостояния общества в целом и каждого его члена в частности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 38.00 Кб (Скачать)


Переход на инновационный тип деятельности предполагает формирование качественно новой экономической системы, в которой каждый субъект является генератором научно-технических нововведений с целью повышения благосостояния общества в целом и каждого его члена в частности. Данный выбор России предполагает оценку совокупности ресурсов, которой обладает наша страна, и анализ опыта развитых стран. Так, Б.Н. Кузык отмечает, что Россия имеет реальные предпосылки для реализации стратегии инновационного прорыва. Во-первых, пока сохраняется мощный, многогранный интеллектуальный, научно-технический потенциал, полученный в наследство от предыдущих поколений. Во-вторых, образовательный потенциал позволяет по-прежнему готовить персонал для работы в инновационном направлении. В-третьих, высокий уровень обеспеченности экономики разнообразными природными ресурсами. В-четвертых, Россия занимает выгодное геостратегическое положение.

Модернизация экономики – это непре­станное, то есть не имеющее границ во вре­мени, совершенствование производительных сил общества и соответствующих им произ­водственных отношений. Её следует рассматривать в двух взаимосвя­занных аспектах:

     Модернизацию экономики можно представить как стремление прибли­зить состояние экономики к некоему идеалу на основе введения различных усовершенс­твований, соответствующих современным мировым требованиям и нормам. Улучшить состояние экономики одномоментно невоз­можно, так как для этого требуются значи­тельные инвестиционные ресурсы.

     Модернизацию экономики можно представить в виде совокупности не­прерывно осуществляемых инвестиционных проектов в различных сферах жизни людей (производстве, науке, образовании, здравоох­ранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и   других),   приближающих   национальную экономику к желаемому идеалу.

Идеалом может быть лишь такая эконо­мика, которая обеспечивает наивысший в мире уровень производительности труда и соответствующий ему уровень жизни насе­ления. Именно поэтому идеалом для многих стран служит экономика США, которая на протяжении почти двух столетий воспроиз­водит инновационную модель модернизации экономики. Как известно, в России в советский период проводилась модернизация от­дельных отраслей и производственных комп­лексов (электрификация, коллективизация на селе, индустриализация, химизация, автома­тизация, атомная энергети­ка, космические программы), что однако не привело к достижению равного с западными странами уровня производительности труда и уровня жизни населения. В командной экономике эти локальные модернизации начи­нались и осуществлялись за счёт народного энтузиазма, подогреваемого активной про­пагандой предстоящего роста уровня жизни, а заканчивались они тем, что подавляющую часть нового ресурса получала производс­твенная сфера, а возрастающие потребности населения оставались неудовлетворёнными.

Инновационная составляющая должна присутствовать в деятельности каждого субъекта современной экономической системы. Государство формирует законодательные правила игры, обеспечивает общий уровень культуры, образования, здравоохранения нации, осуществляет финансовые вложения в долгосрочные инфраструктурные наукоемкие проекты, тогда как домашние хозяйства и фирмы определяют в этих рамках свое индивидуальное развитие. Так, домашние хозяйства на основе совершенствования оценки нововведений, их конкурентоспособности оптимизируют умение выбирать с целью повышения качества удовлетворения потребностей. Фирмы действуют на основе умения генерировать идеи, превращать их в реальный товар или услугу.

Практика развитых стран показывает, что формирование такой экономической системы требует длительного периода времени и достаточно больших затрат не только на ее формирование, но и воспроизводство. Каждая национальная экономика имеет конкурентные преимущества, которые во многом определяются совокупностью ее ресурсов, в частности труда. Инновационный тип экономики требует особого внимания к человеку, к его творческим возможностям. Деятельность всех сфер западной экономики разворачивается в сторону обеспечения формирования человека, который должен обладать особыми знаниями и навыками. В этом процессе взаимодействуют семья, государство, фирмы.

              В настоящее время проведена оценка тех ресурсов, которые российские субъекты могут использовать в производстве и использовании инноваций. Это быстро развивающиеся трудовые, предпринимательские, информационные ресурсы, существующие природные возможности страны. Главной проблемой является практическая реализация поставленных целей. На микроуровне субъекты должны изменить свое поведение, в частности ценовое.

Реформирование российской экономики, осуществляемое в течение последних двадцати лет, породило ряд устойчивых представлений о системе ценообразования, которые реализуются в ценовой политике крупных и малых российских фирм и в поведении потребителей:

– главным субъектом ценообразования является производитель продукта или торговец. Цена реализует их интересы. Потребитель не может активно влиять на процесс ее формирования;

– цена, прежде всего, рассматривается как источник дохода собственника или его представителя – топ-менеджера. Государство и персонал фирм получают доход от цены по остаточному принципу (например, постоянный уход от налогов, занижение доли заработной платы персонала в цене);

– рост затрат обязательно должен отражаться в параллельном повышении цены;

– цена должна обеспечивать максимизацию прибыли, как ее понимают производители или посредники.

Эти представления тормозят дальнейшее развитие как российских фирм и домашних хозяйств, так и в целом экономики по пути инновационного развития.

Российскому менеджменту необходимо, во-первых, перейти на ценообразование, где главным субъектом является потребитель и его интересы. Во-вторых, перейти на инновационную модель поведения, когда новые технологии и товары становятся средством развития фирмы, ее положения на рынке. Такие масштабные изменения предполагают и большие затраты на их осуществление, а значит, и последовательный поиск направлений их экономии.

В настоящее время в высших структурах государственной власти России вызрела идея о необходимости всесторонней модерниза­ции национальной экономики. Но в рыноч­ной экономике модернизацию невозможно проводить за счёт «голого энтузиазма» насе­ления. Призыв государства ко всеобщей модернизации экономики может быть услышан и воспринят обществом как руководство к действию только при условии, что каждый предприниматель и каждый гражданин бу­дут ясно осознавать: 1) в чём состоит глав­ная задача и цель модернизации; 2) как будет оцениваться степень решения задачи и достижения цели модернизации; 3) какие экономические и институциональные механизмы будут задействованы в процессе осуществления модернизационных проек­тов.

Когда бизнес и граждане будут понимать, что модернизация им выгодна экономически, то есть приблизит их к уровню производи­тельности труда и уровню жизни передовых стран мира, тогда она может стать всеобщей и успешной. Для этого у государства долж­на быть программа модернизации экономи­ки, из которой бизнес и граждане могли бы получить ответы на жизненно важные для них вопросы. Но такой программы пока нет, а есть пять приоритетных направлений, объ­явленных президентом России на заседании Комиссии по модернизации – это ядерные, космические, медицинские и стратегические информационно-компьютерные технологии, а также энергоэффективность, которые будут определять главные направления технологи­ческого прорыва.

 

 

Список источников:

 

1.      Водолазский А.А. Модернизация экономики в свете экономической теории // Вестник ЮРГТУ.  2011. № 1

 

2.      Петиненко И. А. Инновационное развитие российской экономики и ценообразование: проблемы, перспективы // Вестник Томского университета. 2009. № 325



Информация о работе Ценообразование и модернизация экономики