Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

Конспект лекций и тексты для  чтения «Ценообразование в рыночной экономике»

 

Конспект лекций и тексты для  чтения

«Ценообразование в рыночной экономике»

Аннотация

 

Оглавление

Конспект лекций

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка

1.1. Сущность и функции цен

1.2. Особенности ценообразования  на рынках различных типов

Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса

2.1. Понятие эластичности. Значение  коэффициентов эластичности в  исследовании рынка

2.2. Эластичность спроса по цене

2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые  и нейтральные товары

2.4. Эластичность спроса по доходам

Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении  цен

Классификация методов изучения поведения  покупателей

3.2. Методы, основанные на анализе  фактических данных о покупках

3.3. Методы, основанные на выявлении  предпочтений и намерений покупателей

Тема 4. Система цен в экономике

4.1. Виды цен

4.2. Характеристика цен по стадиям  движения товара

4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации

4.4. Виды цен по способу получения  информации об их уровне

4.5. Классификация цен по способу  отражения фактора времени

Тема 5. Методы государственного регулирования  цен

5.1. Цели и методы государственного  регулирования цен

5.2. Формирование нормативно-законодательной  базы рыночного ценообразования

5.3. Уровни и способы прямого  регулирования цен

5.4. Субъекты государственного регулирования  цен Российской Федерации

Тема 6_1. Вопросы ценообразования  в Гражданском Кодексе Российской Федерации

6_1.1. Определение цены при заключении  договора

6_1.2. Изменение цены после заключения  договора

6_1.3. Цена в отдельных видах  договоров

Тема 6_2. Вопросы ценообразования  в Налоговом Кодексе

6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен

6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен

6_2.3. Понятие рыночной цены для  целей налогообложения. Определение  границ товарного рынка, идентичности  товаров, сопоставимости условий  продаж

6_2.4. Способы определения рыночной  цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом

Тема 7. Анализ безубыточности решений  в ценообразовании

7.1. Классификация затрат для  целей ценообразования

7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический  анализ

7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара

Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании

8.1. Анализ безубыточности решений  при изменении цен

8.2. Анализ безубыточности решений  при изменении цен и затрат

8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров

Тема 9. Методы затратного ценообразования

9.1. Сущность затратного ценообразования

9.2. Калькулирование по полным  затратам

9.3. Калькулирование по сокращенным  затратам

Тема 10. Методы рыночного ценообразования

10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность  определения

10.2. Методы параметрического ценообразования

Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты

11.1. Сущность и виды торгов

11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения

Тема 12. Стратегия ценообразования

12.1. Сущность  ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая  схема разработки ценовой стратегии  фирмы

12.2. Стратегии  конкурентного ценообразования

12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования

12.4. Географические  стратегии ценообразования

Тема 13. Тактика  ценообразования

13.1. Классификация  тактических приемов ценообразования

13.2. Виды  скидок. Условия эффективного применения

13.3. Психологические  приемы тактики ценообразования

Тема 14. Ценообразование  на рынке товаров

14.1. Основные  проблемы ценообразования на  продукцию производственно-технического  назначения

14.2. Ценообразование  на рынке потребительских товаров

Тема 15. Ценообразование  на рынке услуг

15.1. Состав и особенности сферы услуг

15.2. Особенности  ценообразования в сфере услуг

Тексты  для чтения

О Департаменте цен и закупок  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002 г. N 287)

Постановление Администрации Алтайского края от 20 августа 2003 г. N 429 "О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов) на товары и услуги"

Закон Алтайского края от 4 марта 1996 г. N 19-3С "Об основах ценообразования  в крае" (с изменениями от 31 декабря 1996 г., 6 июля 2000 г., 8 сентября 2003 г.)

Письмо Минэкономики РФ от 8 апреля 1999 г. N АС-353/2-301 "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд путем запроса котировок  и из единственного источника"

Налоговый кодекс Российской Федерации (Части I и II)

Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с изменениями от 8 июля 1995 г., 8 апреля 2003 г.)

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка

1.1. Сущность и функции цен

 

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь  с этими категориями.

 

В экономической литературе традиционно  выделяют следующие функции цен:

учетно-измерительная;

регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

стимулирующая;

перераспределительная.

 

Некоторые авторы выделяют более широкий перечень функций цен.

 

Учетно-измерительная  функция – отражает возможность  использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. Кроме того, цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.). Цена также участвует в расчете таких показателей как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

 

Цена может  существенно отклоняться от издержек. Особенностью современной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, учет в цене имиджа фирмы.

 

Налоговый кодекс дает право контролировать налоговым органам правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).

 

Регулирующая функция или функция  сбалансирования спроса и предложения  – через цены осуществляется связь  производства и потребления, предложения  и спроса. Цена свидетельствует о  равновесном состоянии или о  наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

 

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).

 

Стимулирующая функция цены проявляется  через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают:

уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда –  заработная плата в сельском хозяйстве  составляла в 1995 г. 18% от заработной платы в топливной промышленности);

уровень рентабельности (перелив капитала – капитал стремится в отрасли  с повышенной рентабельностью, высокий  уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность  и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);

таможенные пошлины – для  защиты отечественного производителя.

 

На потребителя стимулирующее  или сдерживающее воздействие цен  может проявляться через:

уровень цены;

надбавки и скидки к цене;

акциз (например, ставки акциза по подакцизным товарам составляют 8 руб. за 1 литр стопроцентного этилового спирта, отпускаемого для производства лекарственных средств; 48 руб. за 1 литр стопроцентного этилового спирта, содержащегося в ликероводочных изделиях, крепостью до 25% и 60 руб. по алкогольной продукции крепостью свыше 25%);

дифференцированное ценообразование;

продажа товаров в кредит и т.п.

 

Перераспределительная функция цен  означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной  стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

 

Способы перераспределения доходов  с помощью цены:

соотношение цен на различные виды продукции.

 

Пример. Цены на топливо и энергию  повышаются намного быстрее, чем  цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве  – более медленно. Учитывая, что  сельское хозяйство является одним  из крупнейших потребителей топлива  и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольной власти и перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

включение и/или невключение в  цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары – предметы роскоши, ювелирные изделия, табачные, виноводочные).

установление различных цен  для разных потребителей на одну и  ту же продукцию (в энергетике для  промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

 

Особенно наглядно эта функция  отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью  цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

 

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

 

В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

 

1.2. Особенности ценообразования  на рынках различных типов

 

Деятельность продавца в области  ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:

свободная конкуренция;

монополистическая конкуренция;

олигополия (олигопсония);

монополия (монопсония).

 

Основные признаки рынка свободной  конкуренции:

Наличие большого числа производителей и покупателей товара, в результате доля каждой фирмы на рынке незначительна.

Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок  и выхода из него.

Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции (трудно достижимо на практике). Покупатели и продавцы относятся индифферентно друг к другу.

Информированность покупателей и  продавцов о ситуации на рынке. Прозрачность рынка.

 

В области ценообразования на рынке  свободной конкуренции:

Цены предложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно свободны, не остаются неизменными. Отсутствие барьеров для вступления в рынок ведет к росту общего предложения и падению цен.

Эластичность спроса и предложения.

Отрицательная перекрестная эластичность.

 

К организациям, работающим на рынке  свободной конкуренции можно  отнести организации розничной  торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие  однородным стандартным товаром, не имеющие собственного бренда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике