Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. На цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на её уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
 

       Введение 

       В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, насколько  правильно они  будут устанавливать  цены на свои товары и услуги. На цены оказывает существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на её уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

       В настоящее время часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых  теоретических и практических знаний механизма ценообразования на товары и услуги. В результате зачастую допускаются серьёзные просчёты при установлении цен, что ведёт в ряде случаев к убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.

       Теория  стоимости и в настоящее время  не потеряла актуальности, не только оставаясь  одним из вопросов теоретической  экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами  в рыночной экономике, восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественной полезности.

       В условиях рыночной экономики одним  из самых главных вопросов сбыта  является: определение цены. Цена не должна «отпугивать» потребителей, должна поддерживать конкурентоспособность товара и при этом покрывать издержки производства.

       Наиболее  значимыми целями ценообразования  являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка сбыта, а также улучшение имиджа организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Общая часть 

    1. Понятие цены
 

       Цена  – это денежное выражение стоимости  товара, то количество денег, товаров  и услуг, которое покупатель согласен уплатить за данный товар.

       Высокая цена означает, что вещь дорогая  и ее покупка требует больших  денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство. Распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

       Под единым понятием «цена» понимается множество  разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные  рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые  и ряд других. 

       Будучи  широко употребительными в экономике любого типа, цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

       Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время  довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия  на экономику вообще и на уровень  жизни в частности намного  меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

       В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование. с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

       Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение  товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

       В рамках рыночного подхода приемлемо  следующие определение.

       Цена  – это форма выражения благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

       В такой формулировке выделяются два основных акцента.

       Во-первых, подчеркивается непосредственная связь  цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке  цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

       Иные  позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:

       Цена  есть денежное выражение стоимости  товара.

       В таком определении центр тяжести  перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Риккардо развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

       Практическая  связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

       Приходится  отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке  обладает естественной ограниченностью  вследствие применимости только к продуктам  труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен. 
 

    1. Функции цены
 

       Ещё один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, это различные действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

       Рассмотрим  основные функции цен.

       Функция учёта и изменения затрат общественного  труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного  выражения стоимости. Цена выступает  тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учёт различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учётно-измерительную функцию, цена даёт возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она даёт возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

       Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь  производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объёма производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

       Балансирующую функцию той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых ранку товаров и услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

       Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция  к её росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объём продаж товара. При уменьшении цены всё идёт в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

       Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением  цен увеличивается объём производимых товаров, и наоборот.

       Балансирующая функция цены выступает  основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растёт на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

       Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление  разных товаров. Цена стимулирует производителя  через уровень заключенной в  ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту  выпуска и потребления товаров.

       Посредством цен можно реально стимулировать  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и  потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике