Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. На цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на её уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

       Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с  отклонением ее от стоимости в  рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

       С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

       Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно  определять,  в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

       Из  вышеизложенного материала можно  сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.  
 

    1. Виды  цен
 

       По  ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

       Виды  цен в зависимости от сфер торговли. На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

       Оптовыми  называются цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях так называемой оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции  через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

       Обычно  по оптовым ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

       Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объёме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

       Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

       Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счёт которой  компенсируются издержки обращения  в розничной торговле и создаётся прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

       Закупочные  цены – это цены государственных  закупок продукции у предприятий, организаций, населения. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.

       Определённой спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом её потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объём работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

       Виды  цен, различающиеся степенью и способами  регулирования. По степени и способу  регулирования цены разделяются  на группы: жесткофиксированные (назначаемые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

       Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования  или другими  государственными органами, их уровень  фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которой прибавляется нормативная прибыль или из которой вычитается государственная ценовая дотация.

       Регулируемые  цены называются так потому, что  их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

       Регулирование цен по величине может проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует  тенденциям воздействия на цены в  централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

       Отметим, что жесткое воздействие государственных  органов на цены посредством регулирования  осуществляется не только в централизованно  управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики  рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное  значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

       Договорные  цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с государственными. Рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

       Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных органов, формируется под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен. То есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные, или равновесные, цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержками производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

       Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен. Несомненно, что в экономике рыночного  типа широко используются и прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес- планы, планы фирм, индикативные государственные планы- прогнозы.

       Довольно  часто вид цены предоставляется  видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

       Наличие различных цен на  однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования  мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой  либо реально действующие на всемирном  рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. В советской практике мировые цены имели крайне ограниченное применение, так как на внутренних рынках действовали только государственные цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

       Особую  категорию цен представляют цены неофициального, так называемого  черного, или теневого рынка. Чаще всего  это цены на запрещенные к открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже.  
 
 
 
 
 

       1.4 Ценовая политика  предприятия 

       Цена  – инструмент коммерческой политики фирмы.

       Часто описание закономерностей деятельности фирмы сводится к утверждению, что основной её целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей её величины на протяжении фиксированного периода времени – квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:

    1) не в любой период деятельности фирма может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому – внешние ограничения, с которыми она сталкивается в своей деятельности. Например, в ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке – даже если решение этой задачи потребует снижения цен и соответственного сокращения величины прибыли в текущем периоде;

    2) максимизация прибыли является задачей, производственной от цели более глобальной – максимизации ценности фирмы, то есть той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже её активов по рыночным ценам этих активов. А достижение основной цели может требовать от фирмы даже временного сокращения размеров прибыли, ради того, чтобы обеспечить себе устойчивые перспективы развития и ещё большее увеличение своей ценности.

       В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой той или  иной фирмой, можно разбить все  фирмы на две группы:

    1) фирмы,  формирующие цены (ценоискатели). Эти фирмы обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов.

    2) фирмы,  следующие рыночным ценам (ценополучатели). Эти фирмы обладают слишком  малой властью над рынком, чтобы  проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке.

       Соответственно  фирмы первого типа могут и  должны разрабатывать собственную  ценовую политику, для фирм второго  типа эта задача неактуальна –  в основе их коммерческой политики лежит управление объёмами производства, качеством продукции и затратами. 
 

       1.5 Государственное  регулирование рыночной  экономики и цен 

       Государство в условиях рыночной экономики может  оказывать прямое или косвенное  воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или  тарифы.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике