Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.09 Кб (Скачать)

Введение

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо  среди неимущих групп населения  применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали  сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация  распределения товара и услуг  для клиентов.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что рассмотренное  предприятие на момент своего создания в Южно-Сахалинске было единственным в своем роде. Это значит, что  проблемы ценообразования в этой компании являются отличными от проблем  функционирующих на Сахалине предприятий.

Объектом исследования является процесс ценообразования в первом дилерском центре Ниссан на Сахалине. Предмет исследования – стратегии и методы ценообразования выбранной организации.

Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования  в рыночной экономике. Рассмотрение стратегии ценообразования дилерского центра Ниссан на Сахалине,  и на основе изученных данных определение путей по улучшению стратегии и методов ценообразования взятого предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо – решить следующие задачи: рассмотреть сущность цен, факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования, рассмотреть  методы, стратегию и проблемы ценообразования взятой организации и найти пути их решения.

Первая глава курсовой работы содержит достаточную теоретическую  базу для полного формирования целостной  картины о методах и стратегиях ценообразования на выбранном предприятии.

Вторая глава содержит организационно-экономическую характеристику предприятия, её анализ, методы, стратегии  и выявленные проблемы установления цен  в дилерском центре Ниссан на Сахалине.

В третьей главе, на основе изложенной информации и проведенном  исследовании, приводятся пути по совершенствованию ценообразования предприятия.

Фирмы подходят к проблемам  ценообразования по-разному. В мелких цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях  проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений  и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство  определяет общие установки и  цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.

Среди тех, чье влияние  также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой  финансов, бухгалтеры.

Итак, что же приходится учитывать при формировании цены? Потребитель при выборе конкретного товара на рынке, наряду с такими параметрами как качество, дизайн, упаковка, сертификация, стал внимательнее относиться к цене, ведь она создает имидж, качество товара уже не играет ключевую роль, если товар «прикрыт» ценой. Это в большей мере относится к потребителям со средним и выше уровнем дохода. Потребитель устанавливает нижний порог цен, которому он верит, полагая, что ограждает себя от товара низкого качества.

Потребители устанавливают  для себя нижние пределы цен и  стараются не покупать ничего дешевле, полагая, что уровень качества в  этом случае для них неприемлемый. Потребители также могут устанавливать  и верхние границы цен, которые  считают приемлемыми для данной категории продуктов. Потолок верхних цен в значительно большей степени зависит от сегмента рынка, чем нижний предел. Ценовая политика призвана принимать в расчет не только ценовые пропорции, но и учитывать различные аспекты поведения потребителя на рынке. Из чего же складывается сегодня ценовая политика фирмы?

Считается, что фирма  должна определить для себя какую-то оптимальную, возможно «среднюю», цену в рамках диапазона верхнего и  нижнего пределов. Уровень цен  определяется множеством факторов, но именно определение оптимальной  цены – сложный процесс. Как правило, на новые продукты цена всегда значительно  выше, чем на продукты, находящиеся  в стадии развития или зрелости. Дело не только в том, что у новых  изделий выше потребительские свойства, но и в том, что высоки накладные  расходы, в том числе на исследования и разработки, рекламу и продвижение  продукта. Кроме того, первоначально  высокая цена позволяет сдержать спрос (поскольку предприятие может  оказаться не в состоянии сразу  же удовлетворить все заказы). В  будущем постепенное снижение первоначально  высоких цен может существенно  стимулировать сбыт. Но не следует  забывать, что высокая цена привлекает на данный рынок конкурентов. И чем  выше первоначальная цена, тем интенсивнее  идет внедрение конкурентов на рынок.

 

    1. Основные теоретические походы к определению сущности цены.

 

    1. Сущность, функции, виды цен

 

Сущность цены. Цена - это историческая экономическая категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. [1, c. 21]

Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К. Марксом. Результаты его исследований нашли выражение в ставшем  классическим определении цены как  денежном выражении стоимости,

«Цена, взятая сама по себе есть не что иное как денежное выражение стоимости». [4. С. 14]

«Цена товара - есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда». [3. С. 9.]

Таким образом, в соответствии с  трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.

Цена не является природным свойством продукта труда. Сами по себе продукты труда не имеют цены. Цену имеет лишь такой продукт труда, который приобретает определенную общественную форму - форму товара. Существование цены обусловлено наличием стоимости.

Как форма стоимости цена также  является общественным свойством товара и выражает производственные отношения  товаропроизводителей. Цена - это экономическое  отношение, прикрытое товарно-денежной оболочкой. [6. С. 43.]

Понять содержание цены можно только в ее взаимосвязи со стоимостью. Однако цена не сводится всецело к  стоимости, она относительно самостоятельна по отношению к ней: цена представляет собой форму проявления стоимости, а форма, как известно, может не совпадать с содержанием.

Форма цены также может отклоняться  от своего содержания - стоимости товара. Самостоятельность цены по отношению  к стоимости определяется тем, что  цена, являясь показателем величины стоимости товара, в то же время  есть и показатель его менового отношения к деньгам. В меновом отношении товара к деньгам выражается не только величина стоимости товара, но и конкретные условия его реализации. Иными словами, на цену оказывают влияние не только стоимость, но и факторы, связанные с условиями реализации товара - соотношения спроса и предложения, конкуренция и т.д. [8. С. 29]

Относительная самостоятельность  цены по отношению к стоимости  не является недостатком этой формы  стоимости. Это свойство цены может  использоваться, и используется как  экономический рычаг воздействия  на экономические интересы. Отклонения цены от стоимости характерны для  любого товарного производства, но при разных общественных условиях эти  отклонения происходят по разным причинам.

В условиях товарного производства, основанного на частной собственности (простого и расширенного), отклонения цены от стоимости, возникающие под  воздействием таких факторов, как  несовпадение спроса и предложения  товаров, конкурентной борьбы, обесценивания  денег и др., составляют механизм стихийного действия закона стоимости. При господстве общественной собственности  на средства производства, в социалистической экономике, отклонения цены от стоимости  устанавливаются в плановом порядке  и используются государством как  экономический инструмент планового  воздействия на производство, реализацию и использование продукции.

Отклонения цены от стоимости могут  быть количественными и качественными, устойчивыми и временными.

К. Маркс, исследуя природу цены, отмечал: «Величина стоимости товара выражает... необходимое, имманентное самому процессу созидания товара отношение его  к общественному рабочему времени. С превращением величины стоимости, в цену это необходимое отношение  проявляется как меновое отношение  данного товара к находящемуся вне  его денежному товару. Но в этом меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так  и тот плюс или минус по сравнению  с ней, которым сопровождается отчуждение товара при данных условиях. Следовательно, возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или  возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой  форме цены». [10. С. 39]

В условиях рыночной экономики стихийно складывающиеся соотношения между  спросом и предложением товаров  обусловливают конъюнктурные колебания  цен относительно стоимости. Совпадение цен конкретных: товаров с их стоимостями  является чрезвычайно редким, исключительным явлением, когда величина платежеспособного  спроса совпадает с предложением товаров. Конъюнктурные колебания  рыночных цен не отменяют реального  стоимостного содержания цены, в рыночной экономике они представляют собой  единственно возможную форму  проявления стоимости как закона цен. Суть закона стоимости как закона цен - не в отклонении цены от стоимости, а в том, что в конечном счете  основой цены, несмотря на все колебания, остается стоимость. [11. С. 35]

Количественное отклонение цены от стоимости возможно лишь для отдельного товара, для всей массы товаров  сумма их цен должна равняться сумме стоимостей. Закон равенства суммы цен сумме стоимостей является объективным. Его нельзя произвольно нарушить или обойти, его можно лишь сознательно использовать для тех или иных целей. Этот закон одинаково объективно действует и в условиях рыночной и в условиях плановой экономики.

Возможность отклонения цен конкретных товаров от их стоимостей может привести к нерациональному расходованию общественного труда. Поэтому цены должны иметь тенденцию приближения к стоимости. Для этого К. Маркс считал необходимым наличие следующих условий:

1) совпадение в целом и по  отдельным товарам объемов производства  и потребностей;

2) пропорциональное развитие отдельных  сфер и видов производства;

3) обеспечение соответствия спроса  и предложения.

Цены могут приближаться к стоимости, если объем и структура производства будут достаточно полно соответствовать  объему и структуре общественных потребностей.

Отклонение цены от стоимости, как  уже отмечалось, может быть не только количественным, но и качественным.

«...Форма цены, - писал К. Маркс, - не только допускает возможность  количественного несовпадения величины стоимости с ценой, она может  скрывать в. себе качественное противоречие, вследствие чего цена вообще перестает  быть выражением стоимости…». [10. С. 54.]

Качественные несовпадения цены со стоимостью могут выражать два аспекта: во-первых, цена может быть мнимой формой стоимости, во-вторых, выражать ее исторически особенное содержание.

К. Маркс отмечал: «Вещь может  быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда  ее полезность для человека не опосредована трудом... Вещь может быть полезной и  быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом  своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает  лишь потребительную стоимость, но не товар». [10. С. 59]

Товар может передаваться потребителю  бесплатно, т.е. иметь стоимость и  не иметь цены; вещь, не являющаяся продуктом  труда, не имеющая стоимости, может  иметь цену.

Временные отклонения цены от стоимости вызываются действием таких факторов, которые имеют временный, преходящий характер, могут быть ликвидированы в короткий промежуток времени. Главное место среди таких факторов занимают конъюнктурные колебания спроса, и предложения по отдельным товарам.

Устойчивые отклонения - это непреодолимые в данной экономической формации или на данной стадии ее развития отклонения цен от стоимости. Они вызываются постоянно действующим объективным фактором. В результате устойчивого, постоянного отклонения цены от стоимости рыночные цены начинают колебаться не вокруг стоимости, а вокруг этого отклонения, непосредственной основой цены начинает выступать не сама стоимость, а ее превращенная форма, называемая модифицированной стоимостью.

Модифицированной формой стоимости называется превращенная форма стоимости, величина которой устойчиво отклоняется вверх или вниз от самой стоимости. [11. С. 14]

Модифицированная форма стоимости  различна при разных формах товарного  производства. Стоимость, как основа цены, претерпевает определенные изменения  с развитием товарного производства и происходящими изменениями  в процессе труда.

Углубление общественного разделения труда, увеличение количества видов  производимых товаров и общей их массы, изменения профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы и технической вооруженности труда приводит к тому, что стоимость отдельных товаров все в большей степени начинает зависеть от общественных условий производства в целом. Все это приводит к модификации стоимости, суть которой заключается в том, что вся масса стоимости по-прежнему определяется общим количеством затраченного труда, но стоимость товаров отдельных отраслей и предприятий начинает зависеть также и от факторов, отражающих условия труда в конкретной отрасли и на конкретном предприятии.  [14. С. 78]

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике