Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.09 Кб (Скачать)

Классификация цен по основным признакам:

1) В зависимости от вида продукта:

- цены на  товары;

- тарифы на  услуги.

 

2) В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:

- закупочные;

- оптовые;

- розничные.

3) В зависимости от роли на рынке:

- цены спроса;

- цены предложения;

- цены рыночного  равновесия;

- цены соглашений  между субъектами рынка.

4) В зависимости от типа рынка:

- конкурентные;

- монопольные.

5) В зависимости от региона действия:

- региональные;

- единые.

6) В зависимости от страны реализации:

- внутренние;

- внешнеэкономические.

7) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на

внутреннем рынке:

- система цен "Франко" разных видов.

8) Согласно порядку государственного регулирования:

регулируемые; нерегулируемые (свободные).

9) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов,

страхования и таможенное "очищение" товаров во внешнеэкономической деятельности:

- система цен "Инкотернс"  разных видов.

10) По вариативности установления:

- твёрдые (фиксированные);

- гибкие.

11) По периоду действия во времени:

- постоянные;

- временные.

12) По степени новизны товара:

- на новые товары;

- на товары которые  продаются;

- на товары снятые  с производства.

В простом товарном производстве, основанном на частной собственности  и личном труде, при низкой технической  вооруженности труда и незначительных различиях этой вооруженности по отдельным отраслям решающим фактором производства является рабочая сила. Непосредственной основой цены здесь  выступает сама стоимость в форме  текущих затрат живого и овеществленного  труда на производство товаров в  данной отрасли. Вокруг этой стоимости  и происходят колебания рыночных цен.

При развитом капитализме, в силу действия закона средней нормы прибыли, непосредственной основой рыночных цен служит цена производства. Равная прибыль на равный капитал - таков принцип превращения  стоимости в цену производства. Цена производства была первой модификацией стоимости. [16. С. 24]

Однако модификация стоимости  не отменяет действие закона стоимости. В масштабах общества сумма цен  производства (как и сумма монопольно высоких и монопольно низких цен) совпадает с суммой стоимостей всей товарной массы, а в основе динамики цен конкретных товаров в конечном счете лежит движение их стоимостей.

Экономическая сущность цены проявляется  в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и  предназначение в хозяйственном  механизме, а также взаимоотношения  с другими экономическими категориями  и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций  рыночной цены большинство экономистов  выделяют следующие:

учетно-измерительная (соизмерительная);

стимулирующая;

балансирования спроса и предложения;

распределительная (перераспределительная);

как средства рационального размещения производства;

информационная. 

Цена выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень  реализации зависят от экономической  среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как  ту или иную функцию цены могут  выполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принципов системы управления. [23. С. 87] 

Сравнивая цены разных товаров, мы можем  их дифференцировать на дорогие и  дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно  судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты  позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.

На практике с помощью  цены в ее учетной функции исчисляются  все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем  розничного товарооборота, объем произведенной  и реализованной продукции отдельных  отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача  и т. п. [19. С. 121]

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем  важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение  субъектов рынка: покупателей и  продавцов. По этой причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой  системой. Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность, система ценообразования, конкуренция.

Поскольку цена является носителем  информации, она выступает как  важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в  денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики  в целом.

Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.

На рынках с разной степенью монополизации как на стороне  предложения, так и на стороне  спроса производители и потребители  могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством. [11. С. 61]

В условиях рыночной экономики  каждый производственный ресурс имеет  свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор  таких производственных ресурсов, при  которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая  оплата рабочей силы стимулирует  внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым  цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование  дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное  распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет  регулирующую роль в распределении  производственных ресурсов.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т. д.

Таким образом, стимулирующее  воздействие цены заключается в  том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных  методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия  на производство через следующие  ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т.д.). Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных  ориентиров-показателей, предприятие  будет иметь различный уровень  доходов, следовательно, возникают  экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех, где  прибыль на единицу продукции  выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен  стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного  уровня и при снижении розничных  цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется  сфера потребления соответствующей  продукции. [12. С. 52]

Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые  могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих  товаров, получая при этом высокую  массу прибыли.

В систему экономического стимулирования кроме цены, как известно, включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги и т. д. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и других стимулирующих экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов  через цены осуществляется через  уровень цен, их структуру, соотношения  цен на различные виды продукции  добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства  и промышленности. Более конкретно  это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы разных уровней цен для  различных потребителей (при государственном  вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и  ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как  в энергетике), для предприятий  различных форм собственности (госсектора и частного).

Перераспределительное ценообразование  не есть явление, характерное только для планово-регулируемой экономики, или условие существования регулируемых цен. [13. С. 92]

Существование монополистических  структур также порождает перераспределительное  ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей. В этих условиях в основе процесса лежит стратегия максимизации прибыли. Монополистические структуры обеспечивают возможности для его реализации.

Перераспределительное ценообразование  имеет место и в условиях сложившейся  олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют грабительским ценообразованием.

Перераспределительная функция  сходна со стимулирующей, так как  обе предполагают дифференциацию чистого  дохода в цене. Но есть здесь и  различия. Если стимулирующая функция  цены поощряет дополнительные усилия предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т. д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то перераспределительная функция  связана либо с государственным  воздействием на уровень и структуру  цен, либо с действиями монополий  или олигополии, когда те с помощью  цен регулируют свои доходы и перспективу.

Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных  отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий  и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным интересам.

Перераспределение накоплений из одних отраслей в другие через  систему цен не всегда экономически обосновано и социально приемлемо  при государственном регулировании, так как делает таких производителей и покупателей неконкурентоспособными. Например, чрезмерное перераспределение  чистого дохода из легкой промышленности (путем чрезмерно высокой доли доходов в структуре цены) в  другие отрасли народного хозяйства  привели к ее отставанию, сделали  непрестижной сферой приложения труда  для молодежи.

Выполнение ценой перераспределительной  функции не является ее привилегией. В перераспределительных процессах  участвует также и финансовая система, роль которой может быть гораздо выше, чем системы ценообразования, и растет по мере снижения роли цены. Поэтому понимание конкретных направлений  участия цен и финансовой системы  в перераспределительных процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и государственного воздействия в перераспределительных процессах.  [6. С. 67]

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике