Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

 

Пример

 

В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде  вся произведенная продукция  была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.

 

Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию  отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.

 

Было установлено, что преобладающее  общество реализовывало продукцию  зависимому по цене 20000 руб. (без учета  НДС). Зависимое общество перепродавало  приобретенную продукцию уже  за 40 000 руб. (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10000 руб. По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15 процентов от продажной цены.

 

Исчисленная по методу последующей  реализации рыночная цена продукции  составила:

40 000 руб. - 10 000 руб. - (40 000 руб. х 15% : 100%) = 24 000 руб.

 

Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым  обществом и принять решение  о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.

 

При невозможности использования  метода цены последующей реализации используется затратный метод, при  котором рыночная цена товаров, работ  или услуг определяется как сумма  произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

 

Следует обратить внимание на то, что  подсчет затрат для целей определения  рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении  прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.

 

 

Пример.

 

При осуществлении внешнеэкономических  сделок на условиях CIF продавец обязан за свой счет произвести страхование  реализуемых товаров. Затраты, понесенные на их страхование, включаются в себестоимость в пределах 1 процента от объема реализуемой продукции. Если затраты на страхование превысили этот объем, то они в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются.

 

В то же время эти затраты обусловлены  необходимостью исполнения договора и были учтены сторонами при определении цены.

 

Рыночная цена реализуемых товаров  не может быть сформирована затратным  методом без их участия. Поэтому  затраты на страхование товаров  учитываются при определении  их рыночной цены даже в том случае, если они не включаются в себестоимость для целей налогообложения.

 

 

Налогоплательщик вправе также  по своему желанию своевременно сделать  спецрасчет. Заинтересованность налогоплательщика  самостоятельно осуществить специальный  расчет вызвана тем, что в противном случае с него впоследствии будут взысканы пени. Это не только позволит ему избежать необходимости уплаты пени, но и обосновать собственную позицию по многим вопросам, которые в настоящее время неоднозначно трактуются статьей 40 Налогового кодекса РФ.

 

Все вышеперечисленное подтверждает вывод о необходимости иметь  в организации высоко квалифицированных  специалистов по ценообразованию и  более пристального внимания к информационно-методическому  обеспечению работы служб маркетинга и ценообразования.

 

Тема 7. Анализ безубыточности решений  в ценообразовании

 

7.1. Классификация затрат для  целей ценообразования

 

Изменение факторов производства в  долгосрочном и краткосрочном периодах. Затраты переменные, постоянные, полупостоянные. Понятие возвратных и невозвратных затрат, частично возвратные затраты.

 

7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический  анализ

 

Экономическая модель безубыточности.

 

Бухгалтерская модель безубыточности. Допущения, принятые при анализе  бухгалтерской модели безубыточности.

 

Математический анализ и задачи, решаемые на основе бухгалтерской модели.

 

Расчет точки безубыточности. Расчет масштабов продаж, необходимых для  достижения целевой прибыли.

 

7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе  расходов, учитываемых в цене  товара

 

Налоговый Кодекс РФ (Глава 25) определяет состав расходов, учитываемых в цене товара.

 

Расходы, связанные с производством  и реализацией, включают в себя:

расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров;

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в  исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с  производством и реализацией.

 

Расходы, связанные с производством  и реализацией, подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

К материальным расходам относятся  затраты:

на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

на приобретение материалов, используемых:

при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения технологического процесса;

для упаковки и иной подготовки произведенных  и реализуемых товаров (включая  предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные  нужды.

на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;

на приобретение комплектующих  изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке в организации;

на приобретение топлива, воды и  энергии всех видов, расходуемых  на технологические цели, выработку (в том числе самой организацией для производственных нужд) всех видов  энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

на приобретение работ и услуг  производственного характера, выполняемых  сторонними организациями или индивидуальными  предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации;

связанные с содержанием и эксплуатацией  фондов природоохранного назначения.

 

Сумма материальных расходов уменьшается  на стоимость возвратных отходов. Под  возвратными отходами понимаются остатки  сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

 

Возвратные отходы оцениваются  в следующем порядке:

по пониженной цене исходного материального  ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

Расходы на оплату труда

 

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизационные отчисления – отчисления части стоимости средств труда  для возмещения их износа. Включаются в расходы и цену товара в размере  стоимости средств труда, перенесенной на производимую продукцию.

 

Методы начисления амортизации:

линейный метод;

нелинейный метод.

 

При применении линейного метода сумма  начисленной за один месяц амортизации  в отношении объекта амортизируемого  имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

 

 

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц  амортизации в отношении объекта  амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Прочие расходы

суммы налогов и сборов, начисленные  в установленном законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового Кодекса;

расходы на сертификацию продукции  и услуг;

суммы комиссионных сборов за выполненные  сторонними организациями работы;

расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей;

расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда;

 

расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала;

расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

расходы на содержание служебного автотранспорта;

расходы на командировки;

расходы на оплату юридических и  информационных услуг;

расходы на оплату консультационных услуг;

расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями;

представительские расходы, связанные  с официальным приемом и обслуживанием  представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества;

расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

расходы на канцелярские товары;

расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков;

расходы, связанные с приобретением  права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам  с правообладателем (по лицензионным соглашениям);

расходы на текущее изучение конъюнктуры  рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с  производством и реализацией  товаров (работ, услуг);

расходы на рекламу производимых и  реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи;

расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

расходы некапитального характера, связанные  с совершенствованием технологии, организации производства и управления;

другие расходы, связанные с  производством и реализацией.

 

 

Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании

 

8.1. Анализ безубыточности решений  при изменении цен

 

Решая вопросы выбора стратегии  и тактики ценообразования необходимо проанализировать приростную безубыточность, т.е. изменение прибыльности в результате ценовых решений. Принимая решение о снижении цены, следует помнить, что снижение цены каждой единицы товара приводит к уменьшению прибыли, получаемой от продажи данной единицы товара. Данное решение может иметь целью либо увеличение объема продаж товара, либо сохранение доли фирмы на рынке при обострившейся конкуренции. Рассмотрим первый случай.

 

Прежде чем снизить цену, следует  ответить на вопрос "на сколько должны возрасти объемы продаж, чтобы это компенсировало снижение прибыли, связанное со снижением цен?".

 

 

Пример.

 

Торговая фирма продает в  настоящее время 1000 пакетов молока по цене 20 рублей за пакет, переменные издержки на 1 пакет составили 15 руб. Менеджер по продажам предлагает снизить цену на 10%. В каком случае следует принять данное предложение?

 

Точка отсчета – уровень показателей  фирмы, который принимается в  качестве ориентира при анализе  управленческих, в нашем случае ценовых  решений.

 

В данном примере точка отсчета  характеризуется следующими показателями:

Р0 – начальный уровень цены (фактическое или прогнозное значение),

g0 – начальный объем продаж (фактическое  или прогнозное значение),

b0 – начальный уровень переменных  издержек,

p0 - b0 – начальный уровень величины  покрытия (валовой прибыли) на  единицу продукции,

(p0 - b0)g0 – начальный уровень величины  покрытия (валовый прибыли).

 

Логично поставить в качестве нижнего  порога для принятия данного решения  условие неизменности прибыли по сравнению с базовым периодом, т.е.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике