Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

Подвижная цена – в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В этом случае в договоре делается оговорка о повышении или понижении цены.

 

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр  фиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары. Риск инфляции полностью ложится на покупателя.

 

Скользящая цена – исчисляется  в момент исполнения договора путем  пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках  производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.

 

При подписании договора фиксируется  так называемая исходная, базисная цена, т.е. цена, применяемая в качестве базы для расчетов, оговаривается  ее структура. В договоре может быть установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен лимит скольжения – процент возможного изменения цены (например, не выше 10% от общей суммы затрат).

 

В договоре могут быть выделены скользящая и постоянная часть цены. Определен период скольжения, который может не совпадать со сроком действия договора, а соответствовать периоду времени, который требуется для осуществления данной части затрат.

 

В контракте указывается базисная цена на дату предложения товара и ее составляющие элементы: например: 45% – заработная плата, 40% – стоимость сырья, 15% – неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы и др.). Уровень конечной цены ставится в зависимость от изменения цен материалов и ставок заработной платы. Цены на материалы и ставки заработной платы на момент заключения сделки также фиксируется в контракте.

 

Зависимость конечной цены от изменения  цен материалов и ставок заработной платы можно представить в  виде следующей формулы скольжения:

 

    (5) 

 

 

где P1 – цена товара на момент исполнения договора;

 

P0 – базисная цена товара  на момент заключения договора;

 

A – доля в базисной цене  материальных затрат;

 

B – доля в базисной цене  расходов на заработную плату: (А и В представляют собой скользящую часть цены);

 

P – неизменная часть цены; С  = 1 - (А + В)

 

a1 – цена материалов на период  скольжения;

 

a0 – базисная цена материалов;

 

b1 – ставки заработной платы  на период скольжения;

 

b0 – базисные ставки заработной  платы.

 

Следует учесть, что скользящих элементов цены может быть большее или меньшее количество. В этом случае в формуле изменяется количество слагаемых.

 

4.4. Виды цен по способу получения  информации об их уровне

Публикуемые (справочные) цены – это  цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов.

 

Источниками информации о справочных ценах являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.

 

Виды публикуемых (справочных) цен:

Номинальные, т.е. не связанные с  реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной, т.к. она применяется в качестве базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базовой цены принимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее оговоренном географическом пункте. Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

 

Номинальной называют также биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено  сделок.

Цены прошлых сделок также называют базовыми ценами. Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

Цены предложения крупных фирм также являются справочными, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.

Прейскурантные цены – это вид  справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т.е. справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталогов обычно предоставляются фирмами поставщиками в ответ на запросы покупателей.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускаются фирмами, фактически господствующими в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

 

4.5. Классификация цен по способу  отражения фактора времени

 

По способу отражения фактора  времени можно выделить текущие, сопоставимые (относительные), средние  и индексы цен.

 

Текущей называется цена, сложившаяся  на период исследования. Знание текущих  цен необходимо для факторного анализа, для сопоставления условий коммерческой деятельности различных субъектов в один и тот же период времени.

 

Относительные (сопоставимые) цены –  это цены, приведенные в сопоставимый вид. Потребность в них возникает  при исследовании изменения цен  в динамике. Вычисление относительных цен, сравнимых, сопоставимых для различных моментов времени, т.е. скорректированных, в известной мере, очищенных от общего влияния инфляции, необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара, услуги на его спрос и предложение по отношению к другим товарам, услугам исследуемого периода. Относительные цены могут быть рассчитаны на базовый период (t0) или на период исследования (t1)

 

Относительные цены на базовый период рассчитываются путем деления соответствующей  цены товара за номером (i) на момент времени (t1) или индекса изменения действующей цены этого товара (J1) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J):

 

    (6) 

 

    (7) 

 

 

где (J) – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к базовому периоду.

 

Относительные цены на период исследования рассчитываются для товаров номером (i) путем умножения текущих действующих  цен на момент (t) или индекса изменения  действующей цены товара (J) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J).

 

piотн = pi0 • J     (8) 

 

Jiотн = Ji • J     (9) 

 

 

где J – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению  к исследуемому периоду.

 

Если в аналитических целях  часто рассчитываются относительные  цены на базовый период, то в целях маркетинга и управления предприятием предпочтительнее использовать относительные цены на период исследования, т.к. они делают более наглядным сопоставление с реальными ценами периода исследования.

 

В качестве индекса совокупного  показателя цен, характеризующего инфляцию на рынке товаров и услуг потребительского назначения, обычно принято брать индекс цен на потребительские товары, или индекс потребительских цен (ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления). Однако в соответствии с целями исследования может быть использован и иной индекс совокупного показателя цен. Так если исследователя интересует изменение цен на отдельные продовольственные товары в сравнении с изменением цен на продовольствие, то в качестве инфляционного индекса целесообразно использовать индекс цен на продовольствие в целом.

 

При изучении динамики цен на товары производственно-технического назначения для корректировки цен на инфляцию целесообразно использовать индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП). ИЦП используется также для сравнительного анализа изменения цен на предприятиях отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, пересмотре ставок арендной платы, для выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне и т.д

 

 

5.1. Цели и методы государственного  регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики необходимость  государственного регулирования цен  преследует следующие цели:

согласование интересов субъектов  рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;

обеспечение экономической безопасности страны;

защита отечественного товаропроизводителя;

защита наименее обеспеченных слоев  населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

создание условий для нормальной конкуренции;

государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;

ограничение инфляционного роста  цен в результате возникновения  товарного дефицита, резкого роста  цен на факторы производства;

поддержание ценовых пропорций.

 

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут  быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции.

 

Воздействие на факторы, определяющие предложение включает:

государственные закупки товаров;

деблокирование запасов;

поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

расширение импорта;

кредитную политику;

налоговую политику;

политику в области рабочей  силы.

 

Воздействие на спрос:

пропагандистские компании;

политика оплаты труда и налогообложение;

пенсионная политика.

 

Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контроль производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен на социально значимые товары, либо диапазон цен. Контроль осуществляют местные органы управления и социальные партнеры (профсоюзы и т.п.). Во Франции соглашения между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий определяют предельные уровни или индексы цен на некоторые товары.

 

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

 

Первичной формой государственного воздействия  на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства  по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

 

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики: усиливается  в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

 

5.2. Формирование нормативно-законодательной  базы рыночного ценообразования

 

Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР  от 21.12.90 г. № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 16) среди прочих прав было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами.

 

В этом же законе в статье "Цены и ценообразование" было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе, а в случаях предусмотренных законодательством РСФСР, по государственным ценам.

 

Начало массового перехода предприятий  и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано  с Указом Президента РСФСР от 03.12.91 г. № 297 "О мерах по либерализации цен". С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены, но свобода, как известно, всегда относительна. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству РФ было поручение определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий монополистов.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике