Ценообразование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, курс лекций

Описание работы

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Содержание

Тема 1. Ценообразование и характеристики рынка
1.1. Сущность и функции цен
1.2. Особенности ценообразования на рынках различных типов
Тема 2. Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
2.1. Понятие эластичности. Значение коэффициентов эластичности в исследовании рынка
2.2. Эластичность спроса по цене
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары
2.4. Эластичность спроса по доходам
Тема 3. Методы сбора информации об изменении спроса при изменении цен
Классификация методов изучения поведения покупателей
3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках
3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей
Тема 4. Система цен в экономике
4.1. Виды цен
4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара
4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации
4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне
4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени
Тема 5. Методы государственного регулирования цен
5.1. Цели и методы государственного регулирования цен
5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования
5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен
5.4. Субъекты государственного регулирования цен Российской Федерации
Тема 6_1. Вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе Российской Федерации
6_1.1. Определение цены при заключении договора
6_1.2. Изменение цены после заключения договора
6_1.3. Цена в отдельных видах договоров
Тема 6_2. Вопросы ценообразования в Налоговом Кодексе
6_2.1. Взаимосвязь налогов и цен
6_2.2. Роль налоговых органов в регулировании цен
6_2.3. Понятие рыночной цены для целей налогообложения. Определение границ товарного рынка, идентичности товаров, сопоставимости условий продаж
6_2.4. Способы определения рыночной цены. Определение рыночных цен методом цены последующей реализации и затратным методом
Тема 7. Анализ безубыточности решений в ценообразовании
7.1. Классификация затрат для целей ценообразования
7.2. Бухгалтерская модель безубыточности: построение и математический анализ
7.3. Налоговый Кодекс РФ о составе расходов, учитываемых в цене товара
Тема 8. Детальный анализ безубыточности решений в ценообразовании
8.1. Анализ безубыточности решений при изменении цен
8.2. Анализ безубыточности решений при изменении цен и затрат
8.3. Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров
Тема 9. Методы затратного ценообразования
9.1. Сущность затратного ценообразования
9.2. Калькулирование по полным затратам
9.3. Калькулирование по сокращенным затратам
Тема 10. Методы рыночного ценообразования
10.1. Экономическая ценность товара: сущность и последовательность определения
10.2. Методы параметрического ценообразования
Тема 11. Ценообразование на конкурсные проекты
11.1. Сущность и виды торгов
11.2. Количественный и качественный анализ условий торгов. Выбор цены предложения
Тема 12. Стратегия ценообразования
12.1. Сущность ценовой стратегии фирмы. Информационно-логическая схема разработки ценовой стратегии фирмы
12.2. Стратегии конкурентного ценообразования
12.3. Стратегии дифференцированного ценообразования
12.4. Географические стратегии ценообразования
Тема 13. Тактика ценообразования
13.1. Классификация тактических приемов ценообразования
13.2. Виды скидок. Условия эффективного применения
13.3. Психологические приемы тактики ценообразования
Тема 14. Ценообразование на рынке товаров
14.1. Основные проблемы ценообразования на продукцию производственно-технического назначения
14.2. Ценообразование на рынке потребительских товаров
Тема 15. Ценообразование на рынке услуг
15.1. Состав и особенности сферы услуг
15.2. Особенности ценообразования в сфере услуг
Тексты для чтения

Работа содержит 1 файл

leccii-cenoobrazovanie.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

Либерализация цен рассматривалась  в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме страны, но и тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время наиболее результативном направлении – на либерализации цен. Предполагалось, что вопросы структурной перестройки производства, демонополизации производства и др. будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. При этом реформаторы полагали, что либерализация цен, привнеся в механизм ценообразования фактор спроса и предложения, позволит ценам выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит рациональное соотношение между ними.

 

28.02.95  г. был принят Указ  Президента РФ № 221 "О мерах  по упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)", в котором была признана необходимость  дальнейшей либерализации цен  и осуществления государственного  регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства РФ.

 

В п. 4 предусматривалась ответственность  за нарушение предприятиями и  организациями норм законодательства о государственном регулировании  цен как санкций в виде взыскания  всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.

 

Во исполнение данного Указа, Правительство  издало одноименное постановление  от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: "не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в перечнях продукции". В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

 

5.3. Уровни и способы прямого  регулирования цен

 

Все цены по степени вмешательства  государство в их формирование можно  разделить на свободные (рыночные) и  регулируемые государством.

 

Прямое или непосредственное государственное  регулирование цен может осуществляться следующими способами:

установление фиксированных цен  – означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Например, тарифообразование на железнодорожном  транспорте;

установление предельных цен.

 

Государство может устанавливать  предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России – на алкогольную продукцию, в Японии – на рис), а также жестко фиксировать размер цены (предотвращая ценовую конкуренцию).

 

Например, Постановлением правительства  РФ от 7.12.1998 г. "Об основах ценообразования  в отношении электрической энергии  потребляемой населением" было установлено  введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением РФ, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электороэнергии).

 

При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать  продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;

предельных коэффициентов изменения  цен;

предельных уровней рентабельности.

 

Способ получил широкое распространение  в России, но практически не используется в мировой практике, т.к. не заинтересовывает предприятия в сокращении издержек.

декларирование повышения цен.

 

В настоящее  время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

 

К продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации  и федеральные органы исполнительной власти относятся:

газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями  газа, не являющимися аффилированными  лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

электроэнергия  и теплоэнергия, тарифы на которые  регулируются Федеральной энергетической комиссией;

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

продукция оборонного назначения;

алмазное  сырье, драгоценные камни;

протезно-ортопедические изделия;

перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и  почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы  за проход по внутренним водным путям  с судов, плавающих под иностранными флагами;

отдельные услуги почтовой и электрической  связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция  крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

спирт этиловый;

 

Органами  исполнительной власти субъектов федерации  осуществляется регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции:

газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых  нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

электроэнергия  и теплоэнергия, тарифы на которые  регулируются региональными энергетическими  комиссиями;

топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном  сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

оплата населением жилья и коммунальных услуг;

услуги систем водоснабжения и  канализации;

торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия  медицинского назначения.

 

Органы исполнительной власти субъектов  РФ могут вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок на следующие виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций:

наценки на продукцию (товары), реализуемую  на предприятиях общественного питания  при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных  и высших учебных заведениях;

торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

перевозки пассажиров и багажа железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении  по согласованию с Министерством  путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

перевозки пассажиров и багажа автомобильным  транспортом по внутриобластным  и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом  в местном сообщении и на переправах;

услуги, оказываемые предприятиями  промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, а также некоторые другие виды услуг.

 

Права органов исполнительной власти в части регулирования цен  в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

 

В Алтайском крае в соответствии с названным выше Указом Президента и Постановлением Правительства администрацией края утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров и услуг, на которые регулирование цен осуществляется администрацией края, а также перечень продукции, на которую государственное регулирование цен осуществляют органы местного самоуправления городов и районов края.

 

5.4. Субъекты государственного регулирования  цен Российской Федерации

 

См. положение о Департаменте цен  и закупок Министерства экономического развития и торговли и Закон Алтайского края о ценообразовании (тексты для чтения).

 

ема 6_1. Вопросы ценообразования  в Гражданском Кодексе Российской Федерации

 

6_1.1. Определение цены при заключении  договора

6_1.1. Определение цены при заключении  договора

 

Статья 424 "Цена" ГК, предусматривает, каким образом определяется цена при заключении договора.

 

Пункт 1 данной статьи говорит, что "исполнение договора оплачивается по цене, установленной  соглашением сторон. В предусмотренных  законом случаях применяются  цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами".

 

Применение цены, устанавливаемой  соглашением сторон, т.е. свободной  договорной цены, отвечает существу рыночной экономики, в которой цены определяются спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами. Однако соглашение сторон ограничено предусмотренными законом пределами.

 

Цены, устанавливаемые (иногда их называют фиксированными, т.к. они определяются, как правило, в твердой денежной сумме) или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, применяются лишь в случаях, предусмотренных законом. (Мы рассматривали эти случаи в теме "государственное регулирование цен".) Если договор заключается с учетом установленной (фиксированной) ценой, то она обязательно должна быть воспроизведена в договоре. При регулируемых ценах цена определяется с учетом установленной предельной цены или размера коэффициента. Условия договора, нарушающие установленные или регулируемые цены, являются недействительными, а оплата принятых потребителем (покупателем, заказчиком) товаров, услуг, работ осуществляется по установленным или регулируемым государственными органами ценам.

 

Цена в большинстве видов  договоров не отнесена к существенным условиям. Новшеством, введенным Гражданским Кодексом Российской Федерации, принятым в 1994 году, является введение императивного условия о том, что цена в договоре должна быть не определенной, а определимой. Исключение составляют только договоры купли-продажи недвижимости и предприятий (основание ст. 555 ГК). В этих договорах цена должна быть согласована сторонами в письменной форме. При отсутствии согласованного условия о цене недвижимости договор ее продажи считается незаключенным. Указанная в договоре цена недвижимости, которая находится на земельном участке, включает цену передаваемой с этой недвижимостью соответствующей части земельного участка или права на нее, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 555 ГК).

 

Также к существенному условию  договора отнесена цена в иных видах договора купли-продажи, например, в случаях, когда соглашением сторон предусмотрена продажа товара в кредит с рассрочкой платежа.

 

Что означает определимая цена?

 

В договоре может быть установлена  конкретная цена или предусмотрен порядок ее определения. В публичном договоре, а также в договоре присоединения цена определяется одной стороной. При этом в публичном договоре в соответствии с пунктом 1 ст. 426 ГК цена должна устанавливаться одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

 

Не указание цены в договоре не освобождает покупателя (заказчика) от обязанности оплатить товар (услуги, работы). В случае отсутствия в договоре этого условия, товар (услуги, работы) оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (услуги). При этом наличие таких обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной.

 

Если цена отсутствует в договоре, а одна из сторон считает ее существенным условием, то такой договор признается незаключенным.

 

В случае если при заключении договора возникли разногласия по цене, но они не были самостоятельно урегулированы, то стороны вправе передать на рассмотрение суда споры, возникающие о цене.

 

В случае, когда в договоре цена вообще отсутствует и не может  быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 424. Пункт 3 ст. 424 – "В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги". (Исключение составляют договоры о продаже недвижимости, неприменимо это правило и при продаже индивидуальной вещи, поскольку для нее трудно подобрать аналогичный товар).

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике