Ценообразование. Установление цены товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития Россия активно участвует в экономическом взаимодействии государств, включающем межстрановое движение товаров и услуг, финансовых и трудовых ресурсов, технологий, управленческого опыта и научно-информационных потоков и иных экономических процессов. Важную роль в формировании внешнеэкономических связей играют современный научно-технический прогресс, растущая экономическая взаимозависимость стран мира. Внешняя торговля занимает ведущее место в системе внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение ………………………………………………………............... 3
1. Ценообразование в рыночной экономике ………………………..... 4

2. Принципы установления цены на товар …………………….…...... 6

3. Установление цены товара в контракте купли-продажи ……...... 19

Заключение ………………………………………………………...…. 23

Список использованной литературы ………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

Ценообразование. Установление цены товара.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Цены  международной торговли отличаются от внутренних в силу различных объемов  мирового и внутреннего рынков, условий  их функционирования и др. ценообразующих факторов. Эти различия поддерживаются комплексом факторов, действующих на границах между внутренними рынками и мировым товарным рынком. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда экономических инструментов (пошлины, налоги и др.), влияющих на формирование цен внутри страны, ограждающих национальные рынки и в итоге смягчающих конкуренцию.

     Таким образом, внутренняя цена, хотя и является одним из существенных факторов в  механизме формирования цен мирового рынка, в большинстве случаев не предопределяет окончательные ее уровни.

     Переход от внутренних цен к мировым при  экспорте, от мировых цен к внутренним при импорте состоит, как правило, из целой цепочки доплат «наслаивающихся» при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы и т.д.) или «отслаивающихся» при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и пр. льготы, субсидии и т.п.).

     Различия  в уровнях мировых цен по одним  товарам составляет всего несколько  процентов, по другим достигает десятков процентов, по третьим кратных величин. Средний разрыв между мировыми и внутренними ценами составляет около 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Кроме того, по этой продукции на мировом рынке шире возможности формирования более низкого, чем при поставках на внутренний рынок уровня цен (например, за счет серийных поставок и др.).

     Существенная  особенность формирования стоимостной основы мировых цен связана с тем, что различия в национальных нормах прибыли, а также большие, по сравнению с существующими на внутренних рынках, препятствия для перелива капитала, рабочей силы, товаров, и др. производственных ресурсов приводят к тому, что мировая цена формируется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем равнения на «лидера», т.е. наиболее эффективного производителя.

     Относительно  низкая норма прибыли, обеспечиваемая реализацией по мировым ценам, может  устраивать соответствующих экспортеров в силу того, что она, будучи ниже, чем у других поставщиков на мировой рынок, в то же время не ниже средней для национального хозяйства нормы прибыли. Следует отметить, что вышеназванный фактор действует и со стороны импортеров.

     Для формирования мировой цены не обязательно  устранение различий в национальных нормах прибыли, поскольку в качестве поставщиков выступают не все, а  лишь отдельные национальные производители. В результате в ценообразовании  на мировом рынке не действует принцип «равная прибыль на равный капитал». Это является особенностью формирования цен производства товаров, реализуемых на мировом товарном рынке.

     Вторая  характерная особенность механизма  формирования мировых цен связана  с многослойностью мирового рынка, проявляющейся в дифференциации или множественности цен мирового рынка, т.е. параллельном существовании целого ряда цен на один и тот же товар.

     Дифференциация  цен мировой торговли может вызываться различными факторами:

     - транспортный фактор, который является основой территориальной дифференциации цен;

     - характер торговой сделки;

     - условиями поставки и платежа,  которые формируют коммерческую дифференциацию цен и некоторые др.

     Территориальная дифференциация цен определяется удаленностью мест производства от мест потребления и наиболее ощутимо проявляется по товарам с наиболее высоким удельным весом транспортных расходов в общих затратах на производство и реализацию. Доля транспортных расходов в ценах на сырьевые и сельскохозяйственные товары достигает 20-25% и более. По готовым изделиям территориальная дифференциация цен имеет меньшее значение, поскольку транспортная составляющая цен на готовую продукцию, как правило, не более 1-2%.

     Различия  в характере сделок ведут к формированию в сфере международного товарообмена следующих уровней цен на одну и ту же продукцию:

     - цены по обычным торговым сделкам  (разового характера и долгосрочных  соглашений) с платежом в свободно  конвертируемой  валюте (СКВ);

     - цены по клиринговым соглашениям;

     - цены по сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте и др. специальным операциям.

     Цены  по обычным сделкам с платежом в СКВ находятся, как правило, на наиболее низком уровне. Следующей  ступенью по уровню цен являются сделки, осуществляемые в рамках клиринговых  соглашений. Наконец, наиболее высокий уровень цен складывается в сделках на «замкнутую валюту».

     Операциями  особого рода являются торговые сделки, совершаемые на отдельных региональных рынках, в тех случаях, когда эти  рынки обособляются от обычного международного товарооборота сложным «набором» торгово-политических барьеров – пошлинами, сборами, лимитами импортных цен и пр. Цены региональных группировок и трансфертные цены (т.е. цены внутрифирменного товарооборота) отклоняются от обычных рыночных операций как вверх, так и вниз в зависимости от цели регулирования и имеют преференциальный, т.е. не всеобщий характер. Они действуют только для партнеров, охватываемых соответствующим региональным объединением, внутрифирменным или межправительственным соглашением. Иной предприниматель не может купить или продать товаров по этим ценам.

     Коммерческая дифференциация цен означает различия в их уровнях в зависимости от ценообразующих факторов, действующих на уровне внешнеторгового контракта при формировании конечной цены: размеры поставок, условия платежа, объем гарантийного и постгарантийного технического обслуживания и т.д. Под влиянием указанных факторов уровень цены колеблется вокруг средней рыночной цены при обычных коммерческих условиях.

     Дифференциация  цен на мировом товарном рынке в определенной мере зависит от характера продукции, организованности рынка, информированности продавцов и покупателей, оценки полезности продукции. Чем однороднее продукция, выше уровень организации рынка, больше информации о ценах, ближе оценки полезности продукции различными покупателями, тем слабее дифференциация цен. При биржевой торговле сырьевыми товарами дифференциация цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по машинам и оборудованию.

     Мировые цены различаются в зависимости  от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются  цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами – экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары мировые цены устанавливаются в процессе операций на мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе выделяют две основные группы мировых цен:

     - цены на сырье;

     - цены на продукцию обрабатывающей  промышленности.

     Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль при определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен: производители-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; производители-экспортеры с меньшим уровнем издержек получают большие прибыли, а производители-экспортеры с высоким уровнем издержек вынуждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).

     Еще одной из особенностей мировых цен  сырьевых товаров является сочетание  цен основных производителей и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок  с другой. Относительная значимость этих двух групп мировых цен для отдельных сырьевых товаров различна. Для одних решающую роль играют цены основных производителей-экспортеров, а биржевые котировки играют дополнительную или вспомогательную роль (прежде всего роль показателя общей ценовой конъюнктуры на соответствующем рынке). По другим сырьевым товарам биржевые котировки в роли мировых цен либо «равноправны» с ценами основных производителей-экспортеров, либо занимают господствующее, хотя и в разной степени, положение (например, в последние десятилетия на мировых рынках таких плантационных культур, как како-бобы, кофе, чай). Еще биржевые котировки выступают в качестве единственных представителей мировых (например, по некоторым сельскохозяйственным непродовольственным культурам).

     Следующая особенность – множественность цен основных производителей-экспортеров (а иногда и биржевых котировок), играющих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность в данном случае проявляется в наличии разнородных частей мирового рынка на тот или иной товар. В рамках общего мирового рынка выделяются отдельные сохраняющие значительную специфику своего ценообразования зоны, например, западноевропейский рынок сельскохозяйственной продукции (часто цены этого рынка относят не к мировым, а к внутренним). Множественность мировых цен на сырье усиливается за счет использования различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США). С учетом неодинакового темпа обесценивания отдельных валют могут возникать существенные различия в уровне и динамике мировых цен на одно и то же сырье. Также множественность цен резко усиливается при нарушении баланса предложения и спроса на сырьевые товары. Так в период дефицита нефти на мировом рынке отличия цен на один и тот же стандарт нефти в зависимости от стран-поставщиков и групп покупателей в отдельные годы были полутора-двухкратными. В подобной множественности цен отражались (отражаются и сейчас) различные взаимоотношения между продавцами и покупателями, в том числе скидки тем покупателям, которые вкладывают в разведку нефти в стране-экспортере, и наоборот, наценки за неучастие в подобной деятельности и пр.

     Особая  роль в формировании цен на мировых  рынках сырьевых товаров тех государств или групп государств, которые  выступают в качестве ведущих  экспортеров или импортеров. (При формировании мировых цен промышленной продукции государство в подобной роли не выступает.) Группа государств – основных производителей и экспортеров чаще всего функционирует в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять в выгодном направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров. Развитые страны с тех случаях, когда они играют важную роль в качестве производителей и экспортеров тех или иных сырьевых товаров, уповая на свою экономическую мощь, предпочитают действовать самостоятельно или на базе временных соглашений (гласных или негласных) с другими странами. В результате им удавалось и удается хотя бы временно сформировать на определенных рынках достаточно эффективную систему регулирования и контроля над мировыми ценами определенных видов сырья.

     Описанный механизм формирования мировых цен  показывает, что они лишь условно  и ограниченно могут трактоваться в качестве некоего ориентира  для уровней внутри страны, особенно для стран с емким внутренним рынком. Это подтверждается и основными количественными характеристиками взаимосвязи уровней внутренних и мировых цен на однородные товары. Важнейшие из этих характеристик:

     - совпадение внутренних и мировых  (экспортных и импортных) встречается очень редко;

     - преобладающим вариантом ценовых  расхождений является превышение  внутренних цен над внешними;

     - формирование более высокого  уровня внутренних цен по сравнению  с мировыми ценами на однородную  продукцию характерно для всех стран, независимо от уровня из развития;

     - превышение внутренних цен над  внешнеторговыми в большей степени  типично для импортных и в  меньшей степени для экспортных, т.е. собственно мировых цен;

     - по отдельным товарам, производственное  использование которых имеет большое значение для экономики стран-экспортеров, типичной оказывается обратная картина – боле низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми. Решающими причинами подобных расхождений между внутренними и мировыми ценами являются:

     - между отдельными национальными рынками и мировым рынком существуют значительные экономические – тарифные и нетарифные барьеры – таможенные пошлины, сборы, субсидии, налоговые, кредитные и пр. льготы и т.д. Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового рынка с помощью подобных барьеров, тем глубже разрыв между ними, чем меньше эти барьеры, тем больше сближаются их уровни.

     - поставки на мировой рынок осуществляются наиболее конкурентоспособными производителями стран-экспортеров. Во многих случаях эти поставки составляют лишь часть выпускаемой в стране продукции, а остальное идет на внутренний рынок. При большом объеме внутреннего рынка, например, в США, подобные производители получают возможность компенсировать низкие мировые цены за счет более высоких внутренних цен.

     - наличие более острой ценовой конкуренции на мировом рынке по сравнению с национальными рынками часто ведет к тому, что мировые цены на промышленные и сырьевые товары образуется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания цен по наиболее эффективным (с меньшими издержками) производителям, играющим по сути роль неких ценовых «лидеров».

Информация о работе Ценообразование. Установление цены товара