Ценообразование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для разной клиентуры.

Содержание

Введение 2
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ4
КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 4
а) Сущность цены как экономической категории 4
б) Функции цены 6
2. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Дополнительная литература 17

Работа содержит 1 файл

Лиса.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

2. СИСТЕМА ЦЕН И  ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Цена  товара состоит из следующих элементов:

1. Себестоимость- это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;

2. Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);

3. Акцизный сбор - это не прямой налог, входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарные изделия, автомобили, спиртные напитки);

4. Налог на добавленную стоимость - это доход, установленный в ценах на большинство товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);

5. Транспортные расходы - оплачивают двумя путями: за счет предприятия-изготовителя или за счет бытовых организаций;

6. Торговая наценка - является источником исчисления, затрат торгующих организаций и обеспечивает им нормальную рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие спроса и предложение товара ведет к установлению цены равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой он будет действительно обменен на деньги.

Цены классифицируют по различным направлениям.

По  сферам товарного  обслуживания:

оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По  способу отражения  транспортных расходов:

цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По  формам продаж:

контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);

2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей.

По  стадиям продажи:

цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По  степени регулирования:

жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По  степени устойчивости во времени:

твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:

трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

- скидки за оплату  наличными;

- сезонные скидки  за покупку вне сезона;

- скидка за количество  или серийность при покупке  количества товара, увеличивающегося  по сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале  в зависимости от оборота, достигнутого  в течение согласованного сторонами  срока;

- дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

- постоянным клиентам  за «верность»;

- сконто - за предварительную  оплату;

- специальные скидки  на пробные партии и заказы;

- скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы  устаревшей модели (или скидки  при обмене на модернизированную  модель);

- скидки при продаже  подержанных товаров;

- экспортные скидки  иностранным покупателям сверх  скидок, предоставляемых на внутреннем  рынке;

- скидки за потери  при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи  (сухофрукты), потери жидких товаров  при транспортировке, испарении  (молоко в цистернах), трудноудаляемые  остатки (мед), избыточное содержание  влаги (хлопок, шерсть);

- надбавка за индивидуальность  заказа;

- надбавка за повышенное  качество;

- надбавка за рассрочку  платежа;

- надбавка за дополнительные  услуги;

- наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка  ценовой стратегии в первую очередь  зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие  факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция  цены не означает ее полной стихийности  и необузданности. В большинстве  развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах  между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых  цен (торговые фирмы могут несколько  изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнова Г.Н. Механизм ценообразования в рыночной экономике, Москва, МАДИ, 1991 г.

2. Веснин В.Р. Промышленное предприятие: политика ценообразования в условиях рынка, Москва, 1992.

3. Герасименко В.В.  Ценовая политика  фирмы. М., 1995

4. Есипов В.Н. и  др. Ценообразование  на мировом рынке.  Ленинград., Ленинградский финансово- экономический институт,1991 г.

5. Калита Н.С., Кожуховский И.С. Ценообразование в условиях рынка, Киев, 1991 г.

6. Калашников Ю.Н.  и др. Инвестиционное  сотрудничество: рынок  и цены., Москва., 1991 г.

7. Курс экономики:  Учебник. - 3-е изд., доп./под ред. Б.  А. Райсберга. - Москва: ИНФРА-М, 2000.

8. Левшин Ф.М. и  др. Мировые рынки:  конъюнктура и  цены., Москва., 1987 г.

9. Левшин Ф.М. Внешнеторговые  цены. М., 1990

10. Лорин А.Н. Ценообразование  во внешнеэкономической  деятельности промышленной  фирмы. М., АО "Леко", 1993.

11. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1.

12. Назаренко В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996. N9.

13. Полещук И.И. Ценообразование  и маркетинг. М., 1997.

14. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. Учебное пособие. Мн., Мисанта, 1998.

15. Пряхин В. Цена  товара и ценовая политика  предприятия, Риск, 1993, 4-5, с.4-13. Риск, 1993, 4-5, с.4-13.

16. Пунин Е.И. Маркетинг,  менеджмент и ценообразование  на предприятиях, Москва, Международные  отношения, 1993 г.

17. Слепов В.А., Попов Б.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию (рыночный аспект), Москва, 1991 г.

18. Современная экономика.  Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

19. Соловьев Б. Цена  в системе маркетинговых средств,  Бизнес, 1994,

с.10-11.

20. Тарасевич В. М. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании., ч.1,2. Ленинградский финансовоэкономический институт,1991 г.

21. Ценообразование.  Учебн.пособие. Под общей ред. Полещук И.И. Мн., 1998.

22. Ценообразование  и рынок. Под. ред. Е.И. Пунина, Москва, Прогресс,, 1992 г.

Информация о работе Ценообразование в России