Формирование цен на продукцию и услуги предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение вышеуказанной темы, в ходе изучения я рассмотрю следующие основные вопросы:
* сущность, роль цены и функции цены в рыночных условиях,
* система и виды цен, влияние различных факторов на процесс формирования цен.
* особенности ценообразования в предприятиях питания.
* структура и элементы розничной и продажной цены.

Содержание

Введение
1. Цена и ее функции в рыночных условиях
2. Система и виды цен. Ценообразующие факторы
3. Рыночный механизм ценообразования
4. Государственное регулирование цен
5. Особенности ценообразования на предприятиях питания
6. Структура и элементы розничной и продажной цены
7. Ценовая политика на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

АВТОНОМНАЯ НЕКОМММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     При формировании цен прибыль определяется на единицу продукции. Общая сумма  прибыль на предприятии образуется от реализации товаров и услуг.

     Прибыль бывает абсолютная (в стоимостном  измерении) и относительная (в процентах  себестоимости продукции, товарооборота, основных фондов), более точно отражающая финансовое предприятие. Уровень прибыли зависит от уровня цен, себестоимости, эффективности хозяйствования.

     В соответствии с определенными признаками и в зависимости от механизма  формирования может быть произведена  следующая классификация цен  на потребительские товары и услуги.

     1. По характеру обслуживания сферы обращения – оптовые, закупочные и розничные.

     2. По времени действия – постоянные, текущие, сезонные, скользящие.

     3. В зависимости от сферы регулирования  – свободные, регулируемые, фиксированные.

     4. По территории действия – единые, региональные.

     5. В зависимости от порядка возмещения  транспортных расходов поставщиками  товаров и торговыми организациями.

     6. Статистические цены, используемые  в статистике: текущие, средние,  сопоставимые.

     Оптовые цены на продукцию промышленности –  это цены, по которым предприятия реализуют произведенные изделия, как правило, крупными партиями оптовым организациям.

     Различают оптовые цены предприятия (отпускные  цены) и оптовые цены промышленности.

     Состав  оптовой (отпускной) цены предприятия  по товарам народного потребления:

  • полная себестоимость продукции (издержки производства и реализации);
  • прибыль промышленного предприятия;
  • надбавка к цене для возмещения дополнительных расходов по выпуску продукции с особыми свойствами и условиями производства и реализации;
  • акцизы по подакцизным товарам;
  • налог на добавленную стоимость.

     Акцизы  устанавливаются на деликатесные и  ювелирные изделия, предметы роскоши, алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, бензин. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются Правительством РФ в процентах или в абсолютной величине на каждую единицу товара. Они являются едиными на всей территории страны.

     Добавленная стоимость создается на всех стадиях  производства и обращения товаров. Она представляет собой разность между стоимостью реализованных товаров и суммой затрат, связанных с производством и реализацией. Она может быть рассчитана и как сумма расходов на оплату труда работников и полученной прибылью. Ставка этого налога устанавливается в размере 18 %, а по отдельным продуктам питания и товарам для детей – 10%.

     Пример: Выручка от реализации продукции  составила по предприятию за квартал 6240 тыс. руб.

     Себестоимость продукции за этот период составила 5725 тыс. руб., в том числе материальные затраты – 4065 тыс. руб.

     Добавленная стоимость по предприятию за квартал  равна 2175 тыс. руб. (6240 тыс. руб. – 4065 тыс. руб.).

     Она может быть определена и другими  способом. В нашем примере прибыль  за квартал равна 515 тыс. руб. (6240 тыс. руб. – 5725 тыс. руб.), а сумма заработной платы (затраты живого труда) 1660 тыс. руб. (5725 тыс. руб. – 4065 тыс. руб.). Следовательно, добавленная стоимость равна 2175 тыс. руб. (1660 тыс. руб. + 515 тыс. руб.).

     По  оптовым ценам производятся расчеты  между производственными и оптовыми предприятиями.

     Оптовые цены используются в процессе анализа  и планирования многих показателей  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (выручка от реализации продукции, производительность труда  работников, фондоотдача, рентабельность продаж и др.).

     Разновидностью этой цены является трансфертная цена, которая используется при движении продукции между подразделениями самого предприятия, например при отпуске полуфабрикатов, оказании информационных и других услуг.

     Состав  оптовой цены промышленности:

  • оптовая (отпускная) цена предприятия;
  • надбавка снабженческо-сбытовых или оптово-сбытовых организаций для возмещения их расходов по реализации продукции (комплектация, фасовка, транспортировка и т.п.) и получение прибыли от этой деятельности.

     Один  из видов этой цены – биржевая цена, которая используется для осуществления биржевой торговли (биржевых сделок). Она складывается из биржевых котировок и надбавок с учетом качества товара, расстояния от места поставки и других условий.

     Закупочные  цены – это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия (фермерские, крестьянские и иные хозяйства, владельцы личных подсобных хозяйств, садов и огородов) реализуют свою продукцию различным производственным и торговым организациям для переработки или продажи населению.

     На  этом рынке значительное место занимают потребительские общества, которые имеют разветвленную торговую сеть в сельской местности. Магазины изучают ресурсы каждого подворья, заключают с жителями договоры на закупку продукции, оказывают им необходимую помощь в развитии этого важного сектора экономики. По этим ценам производятся закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (поставка армии, образование резервов и т. п.).

     Уровень закупочных цен зависит от затрат производителя продукции, конъюнктуры рынка, сезонных особенностей и других условий производства и реализации продукции. Эти цены оказывают непосредственное влияние на цены переработанной продукции и реализуемое через торговую сеть продовольствие.

     Себестоимость сельскохозяйственной продукции во многом зависит от оптовых цен на оборудование, удобрения и другой промышленной продукции, тарифов на услуги, оказываемые сельскому хозяйству (энергетические, транспортные и т. п.).

     Для стимулирования развития сельскохозяйственного  производства и регулирования закупочных цен государство оказывает этим предприятиям поддержку (льготное кредитование, дотации и др.).

     Розничные цены – это цены, по которым товары продаются непосредственно населению  через розничную торговую сеть предприятия  питания.

     Состав  этой цены:

  • оптовая цена промышленности или закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию;
  • налог на добавленную стоимость, создаваемую в сфере обращения;
  • торговые надбавки (наценки) предприятий торговли (оптовой и розничной) и питания.

     Торговые  надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения прибыли от реализации товаров.

     За  счет наценок предприятия питания  возмещают издержки производства и  обращения, образуется необходимая  прибыль от этой деятельности.

     Следовательно, розничная цена формируется на завершающей стадии движения товаров. В результате реализации товаров конечному потребителю по розничным ценам происходит возмещение расходов и получение прибыли всех участников процесса выпуска продукции и обращения товаров. Покупая товары по розничной цене, население участвует в формировании бюджетов страны в виде косвенных налогов (НДС и акцизы).

     Постоянные  цены предусматриваются при заключении контрактов на поставку товаров и  не подлежат изменению в течение  его действия.

     Текущие цены могут меняться в процессе выполнения договора в зависимости от конъюнктуры рынка.

     Скользящие  цены устанавливаются, как правило, на изделия с длительным сроком выпуска. Они зависят от изменения затрат предприятия в процессе производства продукции.

     Сезонные  цены действуют в пределах определенного периода. Они широко используются в розничной торговле продуктами питания (картофель, овощи, фрукты и т.п.), которые производятся и закупаются в соответствии с природно-климатическими условиями в определенные периоды. По мере роста расходов по хранению и уменьшения предложения этих продуктов на рынке увеличиваются закупочные и розничные цены.

     В рыночной экономике преобладают  свободные цены. Они устанавливаются  производителями продукции и  торговыми предприятиями в процессе купли-продажи на основе экономических законов стоимости и спроса, и предложения. Значительное влияние на эти цены оказывает рыночная конкуренция.

     Регулируемые  цены складываются под воздействием государственных органов на основе осуществления ценовой политики. Они могут быть едиными (поясными) или региональными.

     На  основе цен, используемых в статистике, формируется информация об их движении, влиянии на реальные доходы населения, на стоимость так называемой потребительской  корзины, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п. При анализе уровня и динамики этих цен широко используются средние цены, сопоставимые и неизменные цены, индексы цен на потребительские товары. 

     3. Рыночный механизм ценообразования 

     Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.

     Сущность  и роль цены в рыночных условиях раскрывается в выполняемых функциях. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам в конкретный период времени. Он изменяется в зависимости от цены. Низкие цены усиливают желание совершать покупку, а высокие отбивают желание у потребителя покупать товары. Таким образом, снижение цены имеет эффект увеличения дохода для потребителя, так как он может за эту же цену приобрести больше товара. Эта очевидная зависимость называется законом спроса.

     Предложение показывает, какое количество продуктов  будут предъявлены к продаже  по разным ценам. С повышением цен  соответственно растет и величина предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

     В результате взаимодействия спроса и  предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.

     Объективные экономические законы ценообразования  в условиях рынка показывают, что  цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если же под влиянием каких-либо неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет; либо, наоборот, если при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение, то цена понизится.

     Для некоторых товаров незначительное изменение цены ведет к существенному  изменению спроса, а для других практически совсем не влияет на спрос. Степень чувствительности спроса к  изменениям цены называется ценовой  эластичностью спроса. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется коэффициентом К э:

 

      Кэ = Динамика изменения спроса : Динамика изменения цены 

     Если  коэффициент выше единицы, спрос  характеризуется как эластичный; если коэффициент равен единицы (Кэ = 1), динамика спроса соответствует динамики цены; если же коэффициент ниже единицы, спрос характеризуется как неэластичный.

     При коэффициенте эластичности спроса, большем  единицы, изменение цены на 1% дает более  одного процента изменения сбыта. Следовательно, снижение цены вызывает такой рост величины спроса, что общая выручка возрастает. Если величина коэффициента эластичности спроса равна единицы, то каждый процент изменения цены приносит 1% изменения объема сбыта. Когда величина коэффициента эластичности спроса меньше единицы, то изменение цены на 1% дает менее одного процента изменения объема сбыта. Поэтому рост цены вызывает такое падение спроса, при котором выручка падает. Если коэффициент эластичности больше единицы, то цены лучше не повышать, так как выручка от реализации станет снижаться. В этом случае разумнее снизить цены, чтобы увеличить выручку из-за возрастания спроса на товары. 

Информация о работе Формирование цен на продукцию и услуги предприятий общественного питания