В США государством регулируется 
от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу, 
кукурузу, рис, кормовое зерно, 
арахис, хлопок, табак поддерживаются 
преимущественно через залоговые 
операции и закупки у фермеров, 
а цены на молочные продукты 
– через закупки и излишки этих продуктов 
у перерабатывающих фирм. При этом государство 
гарантирует минимальные уровни залоговых 
цен для фермеров, а также поддерживает 
соотношение между ценами на сельскохозяйственную 
продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. 
Эту функцию выполняет Министерство сельского 
хозяйства. В целом контроль за ценами 
осуществляют антитрестовские управления 
Министерства юстиции и Федеральная торговая 
комиссия. 
В Японии создан 
особый правительственный орган 
– бюро цен Управления экономического 
планирования. В его функции входят: контроль 
за соблюдением антимонопольного законодательства, 
поддержание спроса на необходимом уровне, 
изучение тенденции спроса и предложения. 
Государство регулирует цены на рис, пшеницу, 
мясо и молочные продукты, железнодорожные 
тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, 
электроэнергию и газ, образование и медицинское 
обслуживание. В целом регулируется около 
20% потребительских цен.
       
Наряду с методами прямого 
регулирования государство воздействует 
на процесс ценообразования и с помощью 
косвенных мер. Эти меры направлены на 
изменение конъюнктуры, установление 
оптимального соотношения между спросом 
и предложением.
       
Этими мерами государство стремится 
установить равновесие между 
спросом и предложением и тем 
самым способствовать более равномерному 
и медленному росту цен в масштабах всей 
экономики.
       
Степень государственного регулирования 
цен изменяется в зависимости 
от состояния экономики. Оно 
усиливается в кризисных ситуациях 
– в периоды ускорения инфляции, 
роста дефицитности отдельных продуктов, 
необходимости быстрой перестройки экономики 
– и ослабевает по мере выхода из кризиса. 
В странах с динамичной, сбалансированной 
экономикой цены регулируются в меньшей 
степени, чем в станах с несбалансированной 
и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации 
экономики сфера государственного регулирования 
сокращается, и происходит постепенный 
переход к свободному ценообразованию.
       
Как только на рынке создаются 
условия для конкуренции, государственное 
регулирование цен, зачастую, отменяется. 
Так, в 70-х годах в США было установлено 
государственное регулирование авиационных, 
железнодорожных и автомобильных грузовых 
тарифов, тарифов телефонной связи, банковского 
дела. Это, к примеру, в гражданской авиации 
способствовало снижению издержек производства 
посредством снятия маловыгодных маршрутов, 
увеличения степени загрузок рейсов, сокращения 
персонала и т. д.
       
Налоговая система также воздействует 
на уровень и динамику цен. 
От размера налогов прямо зависят 
динамика цен и темпы инфляции. Чем выше 
налоги, тем быстрее растут цены. Любой 
производитель, когда его облагают налогом, 
старается перенести его через цену на 
потребителя. Государство же, получая 
большие доходы, увеличивает и свои расходы. 
Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить 
рост цен, государство должно уменьшить 
налоговые ставки. Современная налоговая 
политика в развитых странах мира направлена 
на снижение налогов. В США, например, доля 
налогов на прибыль в доходах налога федерального 
бюджета не превышает 8%, в то время как 
в России она составляет около 20%.
       
Практика государственного регулирования 
цен показывает, что для преодоления 
инфляции необходимо, по крайней 
мере, два условия:
       
1. Всемерное укрепление механизмов 
рыночной системы. Это поощрение 
малого бизнеса, диверсификация производства 
и продаж, ослабление таможенных и других 
ограничений на ввоз импортной продукции, 
систематический контроль за состоянием 
рынков, пресечение монополистического 
поведения и др.
       
2. Курс на постепенное искоренение 
неуправляемой инфляции, пользующийся 
поддержкой большинства населения. Если 
этот курс проводится в течение нескольких 
лет, то производители и потребители постепенно 
убеждаются в том, что правительство не 
только решительно ведет борьбу с инфляцией, 
но и способно контролировать положение, 
добиваться реализации своих целей.
       
Прямые методы контроля за 
ценами должны не противопоставляться 
косвенным, а сочетаться с ними. 
Общая антиинфляционная политика 
и связанные с ней меры косвенного 
воздействия на ценообразование в этом 
случае дополняются непосредственными, 
прямыми методами государственного регулирования. 
Государство путем установления определенных 
режимов движения цен, «замораживания» 
и «блокирования» их на определенном уровне, 
посредством контроля над отдельными 
статьями издержек производства воздействует 
на решения предприятий и фирм об уровне 
цен на продукцию.
       
Эффективность различных методов 
зависит от правильного выбора 
условий их применения. Получивший 
распространение в России метод 
регулирования цен через уровень рентабельности 
к издержкам производства практически 
не используется в мировой практике. Он 
не заинтересовывает предприятия в снижении 
издержек. За рубежом регулируется уровень 
цен через ограничения возможностей достижения 
повышенной рентабельности на вложенный 
капитал.
       
        
2. Государственное регулирование 
цен в зарубежных странах. 
       
В ходе исторического развития 
экономическое устройство многих 
стран претерпело глубокие изменения. 
На смену свободному рынку разрозненных 
товаропроизводителей пришел организованный 
рынок, объединивший в единую хозяйственную 
систему страны различные экономические 
уклады.
       
История подтвердила неэффективность 
как монополизированной, так и 
чисто рыночной экономики, отдав 
предпочтение экономике смешанного типа. 
Особенность последней состоит в том, 
что она представляет собой систему объединяющую 
на условиях равноправия государственный 
и негосударственный секторы, причем государственные 
органы создают эффективную систему регулирования 
экономики, не нарушая при этом механизмов 
рыночного саморегулирования. В систему 
регулирования экономических отношений 
входят подсистемы финансово-валютного, 
бюджетного, кредитного налогового и ценового 
регулирования, главная цель которого 
состоит в поддержании баланса спроса 
и предложения, потребления и накопления, 
товарной и денежной массы.
       
Одной из важнейших задач государства 
является обеспечение такого 
соотношения монополии и конкуренции, 
которое не приводит к разрушительным 
последствиям в экономике. Эта задача 
решается помощью антимонопольного законодательства, 
впервые принятого в США в конце прошлого 
столетия. Антимонопольными считаются 
законы, запрещающие соглашения и действия, 
направленные на ограничение конкуренции: 
раздел рынка, вертикальное или горизонтальное 
фиксирование цен, дискриминация в торговле 
и т.д.
       
Большинство стран с экономикой 
смешанного типа в качестве 
общей тактики используют определенные 
правила ценообразования. Они 
оформляются в виде законодательных 
актов, регламентирующих порядок и 
методологию формирования цен.
       
Переход к рыночным отношениям 
в Российской Федерации предполагает 
развитие навыков отбора всего 
лучшего, что накоплено в области 
теории и практики ценообразования 
мировым хозяйством, и творческое 
использование их для перестройки отечественного 
ценообразования.
       
Государственное регулирование 
цен в странах с рыночной 
экономикой является попыткой 
государства с помощью законодательных, 
административных и бюджетно-финансовых 
мероприятий воздействовать на цены 
таким образом, чтобы способствовать стабильному 
развитию экономической системы в целом, 
т.е. через цены уравнивать циклические 
колебания процессов воспроизводства. 
В зависимости от конкретной хозяйственной 
конъюнктуры регулирование цен носит 
антикризисный и антиинфляционный характер.
       
Меры воздействия государства 
на производителей могут быть 
как прямыми (установление определенных 
правил ценообразования), так и 
косвенными(через такие экономические 
рычаги, как финансово=кредитный 
механизм, оплата труда, налогообложение). 
Прямое регулирование цен осуществляется 
главным образом в сферах транспорта, 
связи, электроэнергетики, водоснабжения 
и т.д. Среди прямых методов государственного 
регулирования необходимо назвать прежде 
всего административное установление 
цен. Косвенные меры направлены на изменение 
конъюнктуры, создание определенного 
режима в области финансирования, валютных 
и налоговых операций, а в конечном счете 
– на установление оптимального соотношения 
между спросом и предложением на рынке.
       
На способы и методы государственного 
регулирования цен оказывают 
влияние факторы: национальные, климатические, 
сырьевые, политические, положение 
страны в мировом разделении 
труда. Теперь рассмотрим, с помощью 
каких мер и методов осуществляется 
государственное регулирование цен в 
отдельных странах.
       
2.1.Опыт государственного регулирования 
цен в США
       
Заметное ускорение темпов роста 
оптовых и розничных цен на 
внутреннем рынке в 70-х годах, 
перерастание умеренной инфляции 
в галопирующую привели к необходимости 
модификации экономической стратегии 
страны. Первой наиболее естественной 
реакцией государства стала попытка победить 
инфляцию с помощью методов прямого регулирования 
цен. В августе 1971 года по инициативе администрации 
Р. Никсона в США впервые за послевоенные 
годы был установлен централизованный 
контроль за ценами. Хотя президент Р. 
Никсон и был против прямого установления 
прямого контроля над ценами и заработной 
платой, однако сложное экономическое 
положение страны и давление общественного 
мнения вынудили его пойти на крайние 
меры. Этому способствовали следующие 
обстоятельства:
       
qв сложившейся экономической 
ситуации снижение уровня инфляции 
могло вызвать крайне болезненные 
последствия, прежде всего увеличение 
масштаба безработицы;
       
qдоминировала точка зрения, что 
инфляция может быть ограничена 
без уменьшения занятости в 
случае, если будет введен контроль 
над ценами.
       
Не имея альтернативной программы 
косвенного регулирования экономики, 
президент был вынужден пойти 
на замораживание цен и заработной 
платы.
       
Следует отметить, что в краткосрочном 
плане прямое регулирование цен 
способствовало определенной стабилизации 
экономики страны: к осени 1972 года 
снизились темпы повышения оптовых 
и розничных цен, несколько 
увеличилась занятость, стал быстро расти 
ВНП. Однако довольно скоро выявились 
негативные последствия централизованного 
регулирования. Замораживание цен и заработной 
платы ограничивало межотраслевой перелив 
капиталов, тормозило инвестиционную 
политику, снижало уровень деловой активности, 
сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 
года администрация Д. Форда отказалась 
от прямого контроля над ценами.
       
Попытки прямого регулирования 
цен предпринимались и в последующие 
годы. Они затрагивали прежде 
всего внутренние цены на энергоносители, 
которые, отражая рост импортных цен на 
нефть, нефтепродукты и природный газ, 
росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя 
раскручивание инфляционной спирали.
       
Замораживание внутренних оптовых 
цен на нефть, нефтепродукты 
и природный газ, сдерживая развитие 
инфляционных тенденций, привело к ряду 
негативных последствий в экономике. Недостаток 
инвестиций в энергетическое хозяйство, 
отсутствие заинтересованности у добывающих 
корпораций в разработке новых месторождений 
нефти и природного газа ввиду контроля 
над уровнем цен привели к тому, что импорт 
нефти в США, несмотря на рост мировых 
цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться 
высокими темпами.
       
Р. Рейган после своего избрания 
президентом в январе 1981 года 
отменил контроль над внутренними ценами 
на нефть и нефтепродукты. «Контроль над 
ценами сдержал производство, стимулировал 
потребление, подавлял технологические 
достижения и делал США более зависимыми 
от энергетического импорта»,- так комментировал 
Рейган свое решение.
       
В настоящее время американская 
администрация, ограничивая государственное 
финансирование и прямое регулирование 
цен по отдельным товарным 
группам, делает упор на активное 
использование рыночных рычагов 
и методов косвенного регулирования, 
способствующих общему оздоровлению экономического 
положения в стране. В целом такой подход 
оказал стабилизирующее воздействие на 
развитие инфляционных процессов. Среди 
основных направлений косвенного регулирования 
цен можно выделить следующие:
       
рестриктивная кредитно-денежная политика, 
регулирование учетной ставки федеральных 
резервных банков;