Государственное регулирование цен в зарубежных странах и группировка стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 00:56, реферат

Описание работы

В главе было рассмотрено, что собой представляет государственное регулирование цен и его цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
В третьей главе было рассмотрено государственное регулирование цен в Российской Федерации, со свойственной ей спецификой и законодательным обоснованием. В главе описывалось административное регулирование цен, регулирование цен естественных монополий, регулирование цен гражданским законодательством и регулирование цен в целях налогообложения.

Содержание

1. Основы государственного регулирования цен 3
2. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. 10
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США 12
2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции. 15
3. Законодательное регулирование цен в РФ 20
3.1. Административное регулирование цен 20
3.2. Регулирование цен естественных монополий. 23
3.3. Регулирование цен гражданским законодательством 24
3.4. Регулирование цен в целях налогообложения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

реферат по ценам.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

       сокращение дефицита государственного  бюджета;

       федеральные закупки товаров  и услуг;

       налоговая политика.

       Эти направления государственной  макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

       Прямое государственное регулирование  цен применяется сейчас лишь  в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

       Особо следует остановиться на  государственном регулировании  цен на продукты аграрного  комплекса. В рамках федеральных  сельскохозяйственных программ  фермеры, занимающиеся выращиванием  зерновых, получают от министерства  сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

       Таким же образом регулируются  цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый»  уровень контрольных цен на  молоко, масло, сыр. Если рыночные  цены снижаются ниже этого  уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам. 

ельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 году, внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены налоговые ставки, определяющие объем представляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за последние пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень ещё на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. При этом государство стремится поддерживать соотношения между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

       2.2.Опыт государственного регулирования  цен во Франции.

       Не смотря на действие принципа  свободного установления цен  в условиях рыночного хозяйства  роль государства сводится к  прямому регулированию цен на  сельскохозяйственную продукцию,  газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.

       Государственный сектор в экономике  Франции занимает небольшой удельный  вес в ВНП и включает отрасли-монополисты  (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую продукцию, во втором – государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

       Следует отметить, что Франция  является одной из немногих  промышленно развитых стран, где  существовал довольно жесткий  режим государственного регулирования  цен, который частично сохранился  до нашего времени.

       На протяжении 40 лет (1947-1987гг.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 году, резкое снижение покупательной способности франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

       В конце 1947 года с учетом  некоторого повышения темпов  восстановления экономики, была  введена политика «контролируемой  свободы цен»: предприниматели получили  возможность изменять цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить такие изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены на режим полной или частичной свободы установления.

       Вместе с тем в течение последующих  лет (1949-1957гг.) правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению ценового контроля.

       В 1960-1962 гг. осуществлена почти  полная либерализация цен на  промышленные товары, но уже с  середины 1963 года правительство приняло решение о новой блокировке цен, в связи с новой экономической политикой («развитие без инфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

       С 1965 по 1972 гг. государственное регулирование  цен осуществлялось через так называемыеконтракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен.В соответствии сконтрактами стабильностигосударство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен -поддержание стабильности общего уровня цен.

       Программные контрактыбыли направлены  на то, чтобы способствовать эволюции  цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактамистабильности ранее подвергались контролю. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.

       Контракты против повышения ценимели  целью обеспечить высокую конкурентоспособность  французских товаров и замедлить  темпы роста инфляции. При принятии  предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.

       В 70-х годах правительство Франции  стало вновь применять систему  мер по блокировке и регулированию  цен. Так, во второй половине 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в мае 1976 года цены в госсекторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключило контракты с предприятиями, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных этапах развития экономики блокировка охватывала все цены, те замораживались 100% цен. В случае если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом.

       Между тем стало ясно, что система  жесткого контроля за ценами  с использованием принципа блокировки  цен исчерпала себя. Французские  экономисты пришли к выводу, что  подобный контроль за ценами  делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами.

       В мае 1973 года правительство  объявило о либерализации цен  на промышленную продукцию, в  соответствии с которой блокировка  цен была отменена в большинстве  секторов экономики. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе либерализации цен были отобраны отрасли, где имелась достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдалось резких скачков в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность), и наконец, такие отрасли, которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).

       В течение первой половины 80-х  годов процесс либерализация  продолжился и к 1986 году из-под  государственного контроля было  освобождено около 90% цен на  промышленную продукцию.

       Либерализация цен не означало  полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.

       Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в  течение почти 40 лет, способствовал  на этапе инфляционного развития  экономики и низкой общемировой  конъюнктуры стабилизации экономики  страны.

       Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а затем он был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции.

       В настоящее время во Франции  имеется около 3000 государственных  контролеров по ценам, которые  являются сотрудниками отдела  по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).

       Основные задачи государственных  контролеров – наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решения о санкциях к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.

      

        3. Законодательное регулирование  цен в РФ 

       Законодательством РСФСР от 25декабря  1990 года N445-1 «О предприятиях и  предпринимательской деятельности»  предприятиям было предоставлено  право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами.

       3.1.Административное регулирование  цен

       С момента вступления в силу  УказаПрезидента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 «О мерах по либерализации цен» применяются, в основном, свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные регулируемые цены применяются по ограниченному кругу товаров. Приложением к Указу является Перечень продуктов производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются государственные регулируемые цены.

       Правительству было поручено  определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагает применять также для предприятий-монополистов.

Информация о работе Государственное регулирование цен в зарубежных странах и группировка стран