Государственное регулирование ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.
Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.
В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.

Содержание

Введение.
1. Государственное регулирование
1.1. Необходимость регулирования экономики государством
1.2. Методы государственного регулирования экономики
2. Регулирование рынка телекоммуникаций
2.1. Лицензирование услуг связи.
2.2. Государственное регулирование тарифов в отрасли связи.
2.3. Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной связи.
2.4. Основные принципы расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной связи.
2.5 Порядок расчета тарифов на услуги общедоступной электросвязи
2.6. Правила применения коэффициента максимального допустимого изменения тарифов
3. Регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
4. Направления совершенствования отраслевой системы ценообразования
5. Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс.прект.ценообраз.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

 

Факторы, связанные с действиями органов власти, регулирующих деятельность субъектов в отрасли связи и телекоммуникаций:

- появление новых требований к операторам (в частности, требования по добровольной сертификации услуг, сетей, систем безопасности и т.д.);

- изменение принципов установления тарифов на услуги связи;

- исключение из перечня лицензионных услуг лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (Voice Over IP);

- предоставление абонентам возможности перехода к другим операторам с сохранением телефонного номера и т.п.

Оценка вероятности наступления данной группы событий и их влияния на экономические результаты Общества сформирована на основе мониторинга различных информационных источников, которые позволяют делать выводы о намерении органов по регулированию отрасли связи в части изменения существующих регулирующих правил отрасли. Выводы о потенциальных экономических последствиях для деятельности Общества были использованы для формирования ряда мероприятий по минимизации нежелательного влияния вышеприведенных факторов:

- развитие новых услуг связи, диверсификация бизнеса;

- проведение мероприятий по улучшению системы управления сетью связи и повышению прозрачности системы управления компанией;

- модернизация транспортной сети с целью обеспечения соответствия требованиям процедур контроля и надзора;

- снижение издержек и себестоимости услуг связи, обеспечение "запаса" по рентабельности и т.п.

4. Направления совершенствования отраслевой системы ценообразования

Анализ современного развития отрасли связи, проведенный ассоциациями и союзами операторов, в том числе Национальным Союзом организаций и операторов связи, показывает, что в настоящее время для создания благоприятных условий дальнейшего развития российской инфраструктуры связи, обеспечения качественного оказания широкого спектра услуг связи, необходимо внесение кардинальных изменений в действующее законодательство в области связи.

Особая роль в системе государственного регулирования экономики отводится централизованному воздействию на механизм ценообразования в отраслях, производящих товары и услуги, в том числе основные услуги связи, имеющие большое значение для поддержания жизненного уровня населения. При этом главное внимание государственных регулирующих органов уделяется тому, чтобы обеспечить доступность универсальных услуг, перечень которых регламентируется в зависимости от уровня развития телекоммуникаций и территориальной дифференциации, платежеспособности потребителей, общего экономического состояния государства и его политики в области информатизации.

В большинстве случаев при установлении тарифов используются методы, близкие к методам конкурентного ценообразования, стимулирующие сокращение операторами затрат на производство и содействующие на этой основе снижению тарифов.

В целом же процессы управления и государственного регулирования в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, основанные на либерализации национальных рынков связи, направлены на создание благоприятных условий для конкуренции в целях динамичного развития общедоступных сетей, расширения спектра предоставляемых услуг и улучшения их качества в интересах всех субъектов рыночных отношений.

Для отечественного сектора телекоммуникаций на современном этапе построение системы управления отраслью на основе сочетания рыночных саморегуляторов с элементами антимонопольного контроля и государственного регулирования – объективная необходимость, обусловленная:

– организационно-техническими и экономическими особенностями связи;

– ролью инфокоммуникаций во всех сферах жизнедеятельности современного общества и формировании единого экономического пространства на территории Российской Федерации;

– социальной направленностью универсальных услуг;

– наличием признаков естественной монополии в отдельных товарных и территориальных сегментах телекоммуникационного рынка.

Деятельность федеральных органов управления и регулирования в области связи (с учетом их функций и сферы ответственности) направлена на формирование такой государственной политики регулирования инфокоммуникационного рынка, которая бы содействовала:

– развитию конкурентной среды на основе контроля за слиянием компаний ипредотвращению монополизма;

– реализации прав граждан страны на доступ к информационной и телекоммуникационной инфраструктуре;

– повышению инвестиционной привлекательности регулируемого сектора;

– интеграции отечественного инфокоммуникационного комплекса с мировым информационным пространством.

Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи формировался на основе мирового опыта и эволюционировал с учетом изменений нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность естественных монополий, а также особенностей функционирования операторов на отраслевом рынке в период его становления и развития.

Ряд постановлений Правительства РФ, посвященных совершенствованию механизма государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, декларировали задачи и принципы, в основном соответствующие рыночным подходам к ценообразованию. Так, постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 715, служившее основным нормативным документом государственного регулирования тарифов в период до октября 2005, предусматривало:

– доведение в течение 2001 – 2002 годов размера тарифов на регулируемые услуги (кроме регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи и телеграфной связи) до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли;

– переход до 2003 года к регулированию тарифов на услуги электрической связи по методу предельного ценообразования;

– составление регулирующим органом для операторов связи, включенным в реестр субъектов естественных монополий в области связи, графиков поэтапного доведения размеров тарифов до уровня экономически обоснованных затрат;

– ежеквартальное изменение тарифов на регулируемые услуги в соответствии с разработанным графиком до уровня, включающего экономически обоснованные затраты и нормативную прибыль.

Однако данное постановление не было реализовано практически ни по одной из важнейших позиций.

Новый нормативный документ аналогичного характера (утвержден постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637) по многим пунктам, касающимся задач, принципов и основных методических положений государственного регулирования тарифов, повторяет вышеупомянутое постановление № 715, а также учитывает статьи Федерального закона «О связи» в части возможности выбора гражданами абонентской или повременной формы оплаты разговоров на местных телефонных сетях. Федеральные органы исполнительной власти разработали ряд документов, создающих методическую базу реализации положений постановления от 24.10.2005 № 637, в том числе:

– Порядок ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи (утвержден приказом Мин-информсвязи РФ от 02.05.2006 № 54);

– Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи (утверждена приказом ФСТ России от 09.06.2006 № 122-с/1).

Нельзя не отметить положительные сдвиги в механизме государственного регулирования тарифов на услуги связи, в том числе и универсальные, а также услуги присоединения и пропуска трафика в сторону его более полного соответствия рыночным принципам ценообразования. Между тем этот механизм еще в недостаточной мере адекватен сформировавшимся условиям деятельности операторов и состоянию телекоммуникационного рынка в целом. Речь идет об отнесении определенной части телекоммуникационных компаний, прежде всего межрегиональных компаний ОАО «Связьинвест» и региональных операторов, подведомственных Министерству информационных технологий и связи РФ, к субъектам естественных монополий.

Реалии текущего состояния отечественного рынка телекоммуникаций таковы, что для большинства его территориальных и товарных сегментов понятие «естественная монополия» в ее классическом определении во многом утратило свое значение. В частности, это подтверждается приведенными в таблицах 1 и 2 данными, свидетельствующими о том, что в большинстве федеральных округов рыночная доля новых операторов по доходам от услуг связи превышает 50%. В наибольшей степени такая ситуация характерна для Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Что касается других регионов, то при меньшей рыночной доле новых операторов их удельный вес в общих доходах отрасли за период с 2001 по 2005 год увеличился на 14,4% в Уральском федеральном округе, на 20,5 – в Приволжском, на 23 – в Сибирском, на 25,8 – в Южном и на 30,3% – в Дальневосточном федеральном округе. В среднем же доля новых операторов в показателе, отражающем конечные результаты деятельности отрасли, растет ежегодно на 4%.

В подотраслевых сегментах рынка традиционные операторы пока сохраняют доминирующее положение при оказании услуг почтовой связи, междугородной и местной (городской и сельской) телефонной связи, а также проводного вещания. Новые операторы превалируют в сегментах, обеспечивающих предоставление инновационных услуг, пользующихся высоким потребительским спросом. Быстро реагируя на запросы пользователей и изменение рыночной конъюнктуры, они укрепляются в своем сегменте и быстро растут, затем проникают в другие секторы, в том числе и традиционные. Все это закономерно приводит в действие рыночные ценообразующие факторы, обеспечивая снижение тарифов в соответствующем товарном сегменте телекоммуникационного рынка.

Конкуренция является решающим стимулом быстрого внедрения прогрессивных технологий, освоения новых территориальных сегментов, развития базовых сетей, улучшения качества услуг и уровня сервиса и, что особенно важно, – снижения тарифов.

Продолжающаяся демонополизация отрасли формирует принципиально новую среду в сегментах, традиционно рассматриваемых как естественная монополия. На начало текущего года уполномоченный федеральный орган выдал операторам 20 лицензий на право оказания услуг междугородной телефонной связи, что положило конец монополии ОАО «Ростелеком», создало предпосылки для его исключения из реестра субъектов естественных монополий и применения по отношению к компании адекватных методов государственного регулирования.

Свободный выход на рынок все большего числа новых компаний не всегда является фактором эффективного использования телекоммуникационной инфраструктуры. Подтверждением этому может служить следующий пример. Из нескольких тысяч операторов, имеющих лицензии на право оказания услуг электросвязи, 100 наиболее крупных обеспечивают около 97% доходов отрасли. Следовательно, для основной части лицензиатов характерна крайне низкая концентрация капитала, а значит, и отсутствие средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем большое число поставщиков услуг усложняет схему межоператорского взаимодействия и систему расчетов за взаимопредоставляемые технические ресурсы для пропуска трафика.

Именно в этой сфере необходимо государственное регулирование ценообразования, с тем чтобы обеспечить недискриминационный выход на рынок новых операторов и предотвратить возможность присоединяющих компаний устанавливать необоснованно высокие цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, не соответствующие фактическим экономически обоснованным затратам и объективно необходимой прибыли.

Государственное регулирование ценообразования в сфере межоператорского взаимодействия осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Если учесть, что тарифы на универсальные услуги связи устанавливает Федеральное агентство связи, то очевидно, что действующая структура регулирования ценообразования в этой сфере с участием трех федеральных органов управления – громоздкая и неэкономичная, а сама система регулирования требует необоснованно высоких временных затрат, что обусловлено межведомственным согласованием цен. Кроме того, исполнение по сути дублирующих функций тремя регулирующими органами ведет к увеличению штата соответствующих служб и неэффективному использованию бюджетных средств.

Таким образом, анализ современного состояния отечественного рынка услуг связи и системы его государственного регулирования показывает, что по основным организационно-экономическим характеристикам он в значительной степени утратил признаки естественной монополии. Во-первых, это подтверждается количеством участников рынка. В условиях естественной монополии предложение формирует только один оператор, на рынке же телекоммуникаций по большинству позиций товарной номенклатуры услуги предлагаются целым рядом операторов связи. Во-вторых, для естественной монополии характерно отсутствие заменителя услуг, что несвойственно большинству товарных сегментов отраслевого рынка. Так, передача телеграмм по сети общего пользования успешно заменяется услугами факсимильной связи и электронной почты. Местная и подвижная телефонная связь предлагают практически одинаковые услуги, только оказываемые на основе различных технических решений. Конкурентом междугородной и международной телефонной связи стала IP-телефония.

В-третьих, в условиях высокомонополизированного рынка затруднен выход на него новых производителей, что нехарактерно для отечественного телекоммуникационного рынка, где сегодня практически нет барьеров для выхода новых операторов.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие направления совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи и отраслевой системы ценообразования в целом:

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования