Государство в формировании ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?
2. Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
3. Как осуществляется контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США?

Работа содержит 1 файл

Эссэ материал.doc

— 241.50 Кб (Скачать)
     2. Каковы формы государственного  регулирования ценообразования  на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
 

     Самой регулируемой отраслью производства в  Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. На протяжении ХХ века государственное регулирование  сельского хозяйства и агробизнеса  США отличали две характерные черты: 1) государство своим вмешательством «не подавляет» активность фермеров и агропромышленных фирм, но – создает равно конкурентные возможности для всех предприятий агробизнеса; 2) эволюционный характер преобразований.

     В сельском хозяйстве США государством регулируется от 5 до 10% цен.

     Цены  поддерживаются в отраслях, которые  сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. К их числу относятся  производство пшеницы, риса, фуражных зерновых (кукурузы, сорго, овса, ячменя), хлопка, сои, табака, арахиса. Своеобразные формы и методы регулирования сложились в производстве молока, фруктов, овощей, говядины и мяса птицы. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55–60% риса, 45–50% сбора хлопка.

     Основным  методом поддержания фермерских доходов в США является система  компенсационных платежей. Производители  зерна и хлопка получают от правительства специальные выплаты, покрывающие разницу между «целевыми» и рыночными ценами. Размеры «целевых» цен устанавливаются конгрессом расчетным путем. Они должны гарантировать минимальный уровень доходов фермерам.

     Например, до 2000 г. «целевая» цена на пшеницу определена в 4 долл. за бушель или 147 долл. за метрическую тонну. Рыночная цена – это средняя цена, которую производители получают в течение года. Если рыночная цена на пшеницу составляет 3,2 долл. за бушель, то производители получают выплаты в размере 0,8 долл. за бушель для поддержания установленного уровня производства и дохода. Таким образом, с помощью компенсационных платежей обеспечивается защита фермеров от колебания цен: если рыночная цена понижается, то размеры выплат увеличиваются. В период высоких цен на сельскохозяйственную продукцию в 1973, 1974, 1981 гг. этот механизм не действовал. В итоге фермеры получают доходы из двух источников: от продажи продукции на рынке и в виде прямых выплат.

     Применительно к кукурузе, сорго и ячменю практикуется также прямая плата за сокращение посевных площадей. Доплату к рыночной цене получают, кроме того, фермеры, выводящие из оборота в залежь.

     Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности.

     Государственное регулирование молочного комплекса США охватывает: ценообразование на молоко и молочные продукты, установление стандартов, контроль над условиями производства и хранения продукции, контроль над импортом молочных продуктов. Регулирование цен на молоко в США осуществляется как федеральным правительством, так и правительствами штатов и распространяется более чем на 80 процентов всего реализуемого в стране молока. [1]

     Конгресс  определяет «справедливый» уровень  контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

     Сельскохозяйственный  закон, принятый в США в 1985 году, внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены налоговые ставки, определяющие объем представляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75–85% среднерыночной цены за последние пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень ещё на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

     При этом государство стремится поддерживать соотношения между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. [7]

     В современный период ведущую роль в сельскохозяйственном производстве США играют крупные коммерческие фермы. Примерно 6% американских ферм обрабатывают 28% всех сельскохозяйственных земель, 2% ферм осуществляют 40% продаж, а 6% американских ферм создают примерно 60% стоимости сельскохозяйственной продукции США. Именно крупные фермы получают большую часть чистого дохода от сельскохозяйственного производства, и захватывают больший объём прямых государственных платежей в расчёте на одну ферму.

     Изменение фермерской структуры влияет как на изменение организации производства внутри фермы, так и на взаимосвязь с рынком. Фермер всё больше сосредотачивается на функциях управления и контроля, чем на непосредственном производстве. Кроме того, фермер стремится принять больше решений о ценах и возможных покупателях перед началом производства, чем надеяться на рыночные условия после окончания производства. Такое замещение рыночной координации координацией экономики с помощью фирмы позволяет крупным фермам обеспечивать прибыльность производства и создавать возможности для последующего развития. Крупные коммерческие фермы по мере своего развития теряют черты схожести с «семейной фермой» и превращаются в обычную фирму.

     Для государственного регулирования сельского  хозяйства и агробизнеса США 1990-х годов характерно завершение переноса центра тяжести регулирующей деятельности Министерства сельского хозяйства с производства сельскохозяйственной продукции на распределение продовольственных товаров.

     Второй  важной особенностью современного этапа  государственного регулирования агробизнеса стало неразрывное сочетание экономического и социального регулирования. Социальное регулирование, начавшееся ещё в 1930-е годы, помогло не только снять социальную остроту, значительно сократить размеры безработицы в сельских районах, но и способствовало превращению ферм в специализированные хозяйства, оздоровив вокруг них «бизнес – окружение». Оно позволило избежать в сельских районах, насколько это возможно, альтернативы: или фермер, или безработный, смягчив последствия конкуренции. [2]

     В США дотации фермерам достигают  колоссальных размеров. Называемые в  США farm bills, т.е. счета за оплату сельскохозяйственного  производства, в 1985 году равнялись 52 млрд. долларов, а в 1995 году уже примерно 80 миллиардам, а в настоящее время еще больше, поскольку в начале мая 2002 года американский конгресс принял, а президент Буш подписал новый закон, по которому субсидии сельскохозяйственным производителям США возрастут на 60%, а в абсолютных цифрах возрастут на 180 млрд. долларов начиная с 2002 года. Кроме того, фермерам гарантируются твердые закупочные цены на уровне мировых, а внутренний рынок защищен от иностранных конкурентов высокими тарифами.

     Основными целями государственного вмешательства  и регулирования сельскохозяйственного производства в США – это держать цены своих отечественных производителей на уровне мировых экспортных цен и дать им возможность успешно конкурировать на мировых рынках, а также стремление затормозить процесс концентрации капитала и производства в сельском хозяйстве и, следовательно, пролетаризации сельского населения.

     Но  совершенно естественно, что государственная  помощь сельскохозяйственным производителям разоряет их конкурентов из развивающихся  стран, поскольку в этих странах  такая помощь со стороны государства не практикуется, да оно и неспособно оказать ее в силу чрезвычайной бедности государства. Таким образом, получается, что какой-нибудь пищевой продукт, экспортируемый США в бедные страны, оказывается там значительно более дешевым, нежели аналогичный продукт местного производства, а также этот же продукт в метрополии. Иными словами, промышленно развитые страны деньгами своих налогоплательщиков подавляют местное производство в бедных странах и открывают дорогу продуктам своих экспортеров (естественно, крупных).

 

      3. Как осуществляется  контроль над ценами  на продукцию естественных  монополий в США?
 

     В США чаще пользуются термином «public utilities» вместо естественной монополии, поскольку его применение закреплено и исторически и юридически. Концепция «public utilities» предполагает, что критерием отнесения предприятий к данному классу является наличие неустранимой (естественной) монополии и производства продукции первостепенной социальной значимости. Официальное отнесение предприятия к «public utilities» означает, что если оно находится в частной собственности, то подлежит государственному регулированию.

     Центральным и наиболее сложным в экономическом  и политическом отношении было и  остается регулирование цен на продукцию  естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий обычно охватывает такие вопросы, как обеспечение доступности продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасности производства и потребления, высоких стандартов качества.

     Американский  экономист Г. Демшец в своей работе «Зачем регулировать предприятия общественного пользования?» (1968), подвергая сомнению, эффективность ценового регулирования естественных монополий, предложил устранить его там, где государство может организовать конкуренцию за исключительные права поставщика товаров и услуг на определенный по контракту период. Существование единственной фирмы не означает монополистического ценообразования благодаря конкуренции на этапе борьбы за франшизу. Иными словами, из монополистической структуры не обязательно следует монополистическое поведение, хотя какие-то элементы его могут появиться позднее, если, например, условия производства изменятся в течение времени действия контракта.

     Иной  теоретический вариант обоснования  усиления конкуренции в сфере деятельности естественных монополий следует из концепции «оспариваемого рынка», или, как еще иногда переводят, «доступного рынка». Эта концепция была предложена в работах У. Баумоля, Р. Вилига и Дж. Панзара. Оспариваемый рынок характеризуется абсолютно свободным входом и издержками выхода, равными нулю. Такой рынок открыт для нападения фирмы, поведение которой коротко обозначается формулой «ударил и удрал» («hit and run»). То есть, предполагается, что всегда существуют фирмы, не пренебрегающие даже временной возможностью войти на рынок, получить прибыль, пока цены не упали, и выйти с рынка, не понеся издержек, если климат ухудшился.

     В действительности эта концепция  представляется дальнейшим развитием  неоклассической модели совершенной  конкуренции с акцентом на свободе входа-выхода. Внимание сосредоточено не только на возможности новой фирмы получить опору на рынке, но и в большей степени на ее способности полностью заменить существующего монополиста. При условии, что невозвратные издержки равны нулю (свободный выход), даже простая угроза (потенциальная конкуренция) входа такой фирмы удерживает цены монополиста на уровне издержек (нулевая прибыль). В таком случае государственное регулирование цен является вредным. [5]

     В США правительство пыталось установить контроль над монополиями преимущественно двумя способами. В первом случае, в отношении «естественных монополий», правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установила стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию. Созданная в Бостоне региональная энергетическая комиссия насчитывает, к примеру, 500 человек.

     На  уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Поэтому федеральное правительство провело ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

     В основном штаты осуществляют принцип возмещения «скрученных» цен: потребители платят цену выше рыночной, тем самым оплачивая стоимость невостребованной электроэнергии. С другой стороны, Пенсильвания и Нью-Хэмпшир установили цены меньшие, чем необходимо для полного возмещения. Штаты действовали по соглашениям с общественными компаниями, поэтому легальность такого установления цен не проверялась. Установление величины «скрученных цен» является основным предметом разногласий, но лишение имущества помогло решить эту проблему автоматическим установлением цен на заводах.

     В некоторых штатах, занявшихся дерегулированием в 1998 г. появились некоторые практические препятствия. В Калифорнии «скрученные цены» оказались столь высоки, что пользователи почти не ощутили преимуществ от дерегулирования. Поэтому ряд штатов потребовали от компаний на 10% сократить тарифы и обеспечить «стандартное предложение» потребителям, не нашедшим «конкурентоспособных» поставщиков. [6]

Информация о работе Государство в формировании ценообразования