Государство в формировании ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?
2. Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
3. Как осуществляется контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США?

Работа содержит 1 файл

Эссэ материал.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     Особое  внимание уделяется ценообразованию  на продукцию  сельского хозяйства  с целью  поддержки фермеров. Закупочные и  продажные цены на такие культуры, как рис и пшеница, определяются парламентом на основе Закона о регулировании  рынка продтоваров. На мясные и молочные продукты определяет цены министр земледелия, лесоводства и рыболовства в  соответствии с Законом о стабилизации цен на продукты животноводства. На другие важные сельхозпродукты устанавливаются "рекомендательные" цены, которых  добровольно придерживаются торговцы. Цены на сахар и картофель контролируются с помощью специального механизма  ценовой стабилизации, который предусматривает  информацию государственных учреждений об уровне продажных цен, предполагаемых объемах производства и сбыта. Кроме того, для поддержания цен на уровне, обеспечивающем приемлемую рентабельность сельхозпроизводителям, используются также и такие ограничения, как квоты на импорт мясопродуктов, сахара, шелка-сырца, апельсинов и других продуктов, установление "рекомендательных" цен, закупка в буферные запасы в периоды спада цен и распродажа товаров (мясных и молочных продуктов) из этих запасов в периоды роста цен.

     В Японии действует  жесткое законодательство, направленное против монополизации  и противодействующее "практике несправедливой торговли". Антимонопольным  законом запрещены  ценовые соглашения в одной отдельно взятой отрасли, а также соглашения о контроле над ценами между фирмами-производителями  и сбытовыми компаниями. Недопустимы  действия, препятствующие конкуренции: дискриминация других предпринимателей, практика установления несправедливых цен, заключение сделок на несправедливой основе и др. 

     Важные  функции  в политике ценообразования  в  скандинавских странах принадлежат  государству. В Финляндии, например, министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (бензин), продукцию  винно-водочной промышленности. Правительство  стимулирует кредитование предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров  и услуг по относительно низким ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы при этом получают от государства кредит на значительный срок и под льготный процент.

     Государством  через систему низких цен поощряется торговля витаминизированными продуктами, которые не облагаются налогом при  их ввозе в страну, а в ряде северных районов действуют льготы по их реализации. В Финляндии рационально  сочетается свободное рыночное ценообразование  с государственным регулированием цен. Рыночное ценообразование эффективно обеспечивает текущие потребности  общества. Для решения же перспективных  задач развития экономики, стимулирования технического прогресса и прогрессивной  структуры производства нужны экономически обоснованные прогнозные цены. Поэтому  практически все национальные программы  по важнейшим отраслям народного  хозяйства базируются на планово-расчетных  ценах.

     Для стран с  переходной экономикой представляет интерес  опыт Китая в области реформирования ценообразования. Он свидетельствует  о том, что реформа цен в  стране встроена в общий механизм перехода от командно-административной экономики к экономике рыночного  типа.

     Изменения в  системе ценообразования на разных этапах реформирования носило во многом противоречивый характер. На начальном  этапе (1979—1984 гг.) была осуществлена передача права установления цен от центральных  к местным органам государственной  администрации (в основном на уровень провинций и городов). Кроме того, большое внимание уделялось сглаживанию структурных диспропорций в системе цен, порожденных плановой системой ценообразования. С этой целью были неоднократно повышены традиционно заниженные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены на важнейшие средства производства.

     В дальнейшем на втором этапе реформы (1984—1988 гг.) в  общей системе преобразований, направленных на формирование рыночного  хозяйства, была начата постепенная  либерализация  цен. В первую очередь были освобождены  от государственного контроля цены на непродовольственные товары повседневного  спроса. Это стало возможно в результате быстрого насыщения потребительского рынка за счет выхода на него большого количества мелких и средних предприятий коллективной и частной форм собственности. Одновременно сокращалась доля сельскохозяйственной продукции, закупаемой по твердым государственным ценам. Однако деятельность зерновых и других бирж по продаже сельхозпродукции оставалась под жестким контролем  местных администраций, обладающих правами сдерживания свободных  цен.

     Средства  производства стали реализовываться  по так  называемой "двухколейной" системе  цен. Это означало, что  продукция, выпущенная в пределах государственного плана, продавалась по фиксированным  государственным ценам, а сверхплановая  – по свободным.

     Однако  жизнь  доказала несостоятельность  такой  системы, которая породила "черные рынки", создала почву  для взяточничества, коррупции, привела  к накоплению сырья, материалов на складах предприятий  и обострила их дефицит. В связи  с этим к концу 80-х годов производство средств производства было возвращено в сферу государственного управления и ценообразования.

     Сегодня в Китае  действует комбинированная  система  управления ценами. В результате государственного регулирования цен в определенной степени сглажены диспропорции в  их соотношениях. Из-за специфики китайской  экономики, ее дефицитности, резкий переход  к свободному ценообразованию был  признан невозможным и взят курс на постепенную либерализацию цен. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала  рыночной экономика Китая, поскольку  основой ее по-прежнему остается государственная  собственность. Проведение реформы  цен показало опасность несогласованности в проведении всего комплекса  рыночных преобразований. Либерализация  цен связывалась в последние  годы с процессом существенных изменений  в положении крупных и средних  государственных предприятий.

Следует обратить внимание на гибкую политику ценообразования в Китае, реагирующую на оперативные корректировки курса реформ в зависимости от происходящих на практике изменений в хозяйственной жизни. Здесь не допускают ухудшения ситуации до критического уровня, сохраняя стабильность как базу для будущих  преобразований, даже если это ведет  к некоторому отходу от курса реформ.

Информация о работе Государство в формировании ценообразования