Государство в формировании ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?
2. Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
3. Как осуществляется контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США?

Работа содержит 1 файл

Эссэ материал.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     В законе предусмотрено, что при возникновении  кризисной ситуации государственными органами может вводится регулирование  цен практически на любые товары на период сохранения этой ситуации. Кроме  того, министр экономики имеет  право вводить регулирование  цен на период до 6 месяцев на любой товар или вид услуг при условии необоснованного завышения цен в целом в отрасли или отдельным предприятием, группой предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Он имеет право самостоятельно устанавливать цены на срок до 6 месяцев при необоснованном их завышении одним или несколькими предприятиями или когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию, несмотря на снижение цен на используемые для ее производства сырье и материалы. [3, 134 с.].

     Государственное регулирование цен во Франции.

     Одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий  режим государственного регулирования  цен, является Франция. На протяжении почти 30 лет (1947—1986 гг.) государственное регулирование  цен здесь являлось составной частью общей политики государственного регулирования экономики ("дирижизма").

     В послевоенный период государством использовалась политика "контролируемой свободы", в соответствии с которой предприниматели  получили право изменять цены, предупредив об этом государственные органы. В 60-е начале 70х годов государственное регулирование осуществлялось через контракты стабильности, программные контракты, контракты против повышения цен.

     Контракты стабильности государство заключало  с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. В целом обеспечивался стабильный общий уровень цен.

     Сегодня во Франции приоритет отдан свободному формированию цен в процессе конкуренции. Исключения составляют цены на товары и услуги тех отраслей и сфер экономики, где действуют специфические структурные или конъюнктурные факторы (газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телефон, здравоохранение, пресса и некоторые другие). Государством регулируется примерно 20 % цен.[2,125 с.]

     Государственное регулирование цен  в Японии.

     В отличие от других государств в Японии последние годы наблюдается дефляция потребительских цен, а цены производителей снижаются с 1991 г. Государством регулируется около 20 % потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания. Несмотря на то, что прямое вмешательство государства в ценообразование минимально и проводится курс на ограничение любых форм контроля над ценами, правительство все же воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

     Функции регулирования экономики и цен в Японии осуществляют министерства и ведомства, которые в известных пределах наделены не только исполнительной, но и законодательной властью. Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь, в базовых отраслях — угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, а также в сфере коммунальных услуг, на транспорте и на предприятиях связи; в финансовой сфере; в сельском хозяйстве; в области здравоохранения и системе образования. Из 180 законов, которые регламентируют в стране хозяйственную деятельность предприятий различных отраслей, почти половина затрагивает вопросы ценообразования. Наиболее значительными правовыми документами по ценам являются Закон о регулировании рынка продовольственных товаров и Закон о стабилизации цен на продукты животноводства.

     Государственное регулирование цен  Финляндия.

     Важные  функции в политике ценообразования в скандинавских странах принадлежат государству. В Финляндии, например, министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (бензин), продукцию винно-водочной промышленности. Правительство стимулирует кредитование предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по относительно низким ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы при этом получают от государства кредит на значительный срок и под льготный процент.

     Государством  через систему низких цен поощряется торговля витаминизированными продуктами, которые не облагаются налогом при их ввозе в страну, а в ряде северных районов действуют льготы по их реализации. В Финляндии рационально сочетается свободное рыночное ценообразование с государственным регулированием цен. Рыночное ценообразование эффективно обеспечивает текущие потребности общества. Для решения же перспективных задач развития экономики, стимулирования технического прогресса и прогрессивной структуры производства нужны экономически обоснованные прогнозные цены. Поэтому практически все национальные программы по важнейшим отраслям народного хозяйства базируются на планово-расчетных ценах [2, 98 с.].

     Государственное регулирование цен  в Китае.

     Для стран с переходной экономикой представляет интерес опыт Китая в области  реформирования ценообразования. Он свидетельствует о том, что реформа цен в стране встроена в общий механизм перехода от командно-административной экономики к экономике рыночного типа.

     Сегодня в Китае действует комбинированная  система управления ценами. В результате государственного регулирования цен в определенной степени сглажены диспропорции в их соотношениях. Из-за специфики китайской экономики, ее дефицитности, резкий переход к свободному ценообразованию был признан невозможным и взят курс на постепенную либерализацию цен. Система цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика Китая, поскольку основой ее по-прежнему остается государственная собственность. Проведение реформы цен показало опасность несогласованности в проведении всего комплекса рыночных преобразований. Либерализация цен связывалась в последние годы с процессом существенных изменений в положении крупных и средних государственных предприятий.

     Следует обратить внимание на гибкую политику ценообразования в Китае, реагирующую  на оперативные корректировки курса реформ в зависимости от происходящих на практике изменений в хозяйственной жизни. Здесь не допускают ухудшения ситуации до критического уровня, сохраняя стабильность как базу для будущих преобразований, даже если это ведет к некоторому отходу от курса реформ. 

     2. Ценообразование  в системе страхования 

     Страховой рынок - это особая социально-экономическая  структура, специфическая форма  денежных отношений, где объектом купли-продажи  выступает услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.

     Участники страхового рынка:

     - страховщики (продавцы)

     - страховые компании, специализированные  организации;

     - страхователи (покупатели)

     - физические и юридические лица;

     - страховые агенты и страховые брокеры (посредники)

     - они выступают между продавцами  и покупателями и своими услугами  содействуют заключению договора  страхования. 

     Специфическим товаром, предлагаемым на страховом  рынке, является страховая услуга. Она  имеет:

     - потребительную стоимость

     - обеспечение страховой защиты, при  наступлении страхового события  страховщик выплачивает страхователю  страховое возмещение;

     - стоимость 

     - затраты труда, которые находят  денежное выражение в цене  страховой услуги.  

     2.1 Страховой тариф как элемент системы цен 

     Ценой на страховую услугу является страховой  тариф (тарифная ставка). Страховой  тариф - это выраженная в рублях плата  единицы страховой суммы или  процентная ставка от совокупности страховой  суммы. Страховая сумма - размер денежных средств, на который фактически застрахованы объекты (имущество, жизнь, здоровье).

     Страховой тариф (брутто-ставка) состоит из 2 основных частей:

     - нетто-ставка 

     - предназначена для покрытия ущерба  в пределах той ответственности,  которую взял на себя страховщик, т.е. нетто-ставка предназначена для выплат страхового возмещения.

     В основе расчета нетто-ставки лежит  убыточность страховой суммы;

     - нагрузка 

     - часть брутто-ставки, за счет которой  возмещаются накладные расходы  страховщика, связанные с проведением страхования, отчислениями в различные фонды, а также прибыль страховщика.  

     2.2 Тарифная ставка  и методы ее  расчета, элементы  тарифной ставки. 

     Этапы расчета страхового тарифа:

     1. По каждому прошедшему году (обычно  берется 3-5 лет) рассчитывается  фактическая убыточность страховой суммы как отношение выплаченных страховых возмещений к общей сумме застрахованных объектов.

     2. На основании полученного ряда  исходных данных рассчитывается  прогнозируемый уровень убыточности  страховой суммы с использованием  методов прогноза.

     3. Вводится рисковая надбавка для  формирования средств по выполнению  обязательств перед страхователями  на случай, если фактическая убыточность  страховой суммы превысит прогнозируемый  уровень. 

     4. Находится нетто-ставка путем  суммирования прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы и рисковой надбавки. Поскольку нетто-ставка целиком предназначена для создания фонда выплат перед страхователями, то страховая фирма должна собрать столько страховых взносов, сколько предстоит выплатить страхователям. На практике происходят отклонения в ту или иную сторону. Если образовался остаток нетто-ставки, то он направляется в резервный фонд.

     5. Рассчитывается страховой тариф  с учетом нетто-ставки и нагрузки.

     Факторами, влияющими на размер страхового тарифа, являются:

     - затраты на осуществление деятельности  по страхованию и ожидаемая  прибыль;

     - соотношение спроса и предложения  на страховые услуги;

     - величина и структура страхового  портфеля;

     - качество предлагаемых услуг. 

     Страхово́й  тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается как правило в процентах по отношению к страховой сумме. Тарифная система построена так, что есть диапазон ставок страхового тарифа, есть система скидок, система коэффициентов. Тариф рассчитывается с помощью актуарных расчетов.

     Страховые тарифы по обязательным видам страхования  определяются (как правило) в соответствующих законодательных актах (например, в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно. Страховой тариф может устанавливаться:

     1. с единицы страховой суммы;

     2. в процентах к страховой сумме.

     Принципы  построения тарифов (тарифной политики) следующие:

     1. Обеспечение самоокупаемости и  рентабельности страховых операций. Это общий принцип ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое повышение доходов над расходами (прибыль страховщика).

Информация о работе Государство в формировании ценообразования