Обоснование цен на продукцию предприятия на примере ОАО "ТЗ ЖБИ-1"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение и анализ процесса обоснования уровня цен на товар предприятия ОАО «ТЗ ЖБИ-1», а именно, на экструзионные многопустотные плиты перекрытия. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть какую стратегию ценообразования применяет данное предприятие в своей экономической практике;
2) проанализировать возможные факторы, которые влияют на ценообразование;
3) исследовать методы расчета цен на данный вид продукции ОАО «ТЗ ЖБИ-1».

Работа содержит 1 файл

курсовая (3).doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу Ценообразование

на тему обоснование цен на продукцию предприятия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2010

Введение 
 

     Цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. В настоящее время при практически завершившемся переходе  нашей страны к рыночной экономике цена стала рассчитываться с учетом всех факторов, которые при плановой экономике не учитывались. Отсюда, принципы, методы, то есть весь механизм ценообразования достаточно актуален в данное время.

     Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования. Соответственно, для производителей и потребителей также актуально и обоснование цен на товары. Для первого актуальность состоит в том, насколько оправданы цены на его товар, учитывая то, что главной целью предприятия является получение прибыли. Для второго – важно, чтобы уровень цены соответствовал определенным характеристикам товара, как-то: качество, престиж, надежность и т.п.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является условия деятельности и задачи  ценообразования предприятия ОАО «ТЗ ЖБИ-1», которое специализируется на высокотехнологичной продукции. Так в 2001 году коллектив завода первый в регионе освоил выпуск девятиметровой многопустотной плиты, установлено оборудование и начат выпуск 9-ти метрового ригеля сечением 450*300 мм.

     В 2002 году завод внедрил в производство железобетонные элементы для сборной каркасно-монолитной технологии строительства жилых и общественных зданий, внеся значительные изменения как в технологию, так и в номенклатуру изделий. Впервые в истории стройиндустрии Тюменской области железобетон с этих линий в течение 2002-2004 годов поставлялся в город Екатеринбург.

     Достижением 2008 года является внедрение технологии по изготовлению многопустотных плит методом экструзии. Именно этот вид товара является предметом исследования в данной курсовой работе.

     В 2009 году началось производство линии Экотек.

     В настоящее время завод выпускает  более 200 наименований железобетонных изделий.

     Цель  данной курсовой работы – рассмотрение и анализ процесса обоснования уровня цен на товар предприятия ОАО «ТЗ ЖБИ-1», а именно, на экструзионные многопустотные плиты перекрытия. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

     1) рассмотреть какую стратегию ценообразования применяет данное предприятие в своей экономической практике;

     2) проанализировать возможные факторы, которые влияют на ценообразование;

     3) исследовать методы расчета цен на данный вид продукции ОАО «ТЗ ЖБИ-1». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Условия деятельности и задачи ценообразования предприятия ОАО «ТЗ ЖБИ-1» 

     Проведя анализ рынка железобетонных изделий на территории Тюменской области (без автономных округов), можно выделить следующую информацию.

     Временной интервал исследования определен как 2007-2008 годы.

     Железобетонные  изделия используют в гражданском, промышленном и других отраслях строительства.

     Выделены критерии для определения географических границ рынка ЖБИ, а именно возможность перемещения товара между территориями, установившиеся связи между производителями и потребителями, транспортные затраты. С учетом названных критериев географические границы определены как территория осуществления полномочий Тюменским УФАС России, то есть Тюменская область (без автономных округов).

     При определении состава хозяйствующих субъектов учитываются заводы-производители ЖБИ, постоянно осуществляющие производство и реализацию ЖБИ, а также организации-посредники, продавцы ЖБИ, не осуществляющие собственного производства продукции.

     Хозяйствующие субъекты участники товарного рынка  определены по данным Главного управления строительства Тюменской области. Кроме того, был проведен опрос потребителей ЖБИ - застройщиков г.Тюмени, для выявления каналов поставки ЖБИ. Таким образом, обобщив исходные данные от всех источников информации, был определен состав хозяйствующих субъектов - участников исследуемого рынка.

     На  анализируемом товарном рынке выявлено 19 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по изготовлению и реализации ЖБИ.

     Лидирующие  позиции на товарном рынке принадлежат  в 2007 году:

     - ООО «Завод ЖБИ 5», 

     - ОАО «Тюменский завод ЖБИ-1»,

     - ЗАО «Завод ЖБИ-3».

     В 2008 году состав «тройки лидеров» изменился  за счет снижения объемов реализации продукции ЗАО «Завод ЖБИ-3», организациями, занимающими наибольшую долю рынка  являются:

     - ООО «Завод ЖБИ 5», 

     - ОАО «Тюменский завод ЖБИ-1»,

     - ЗАО «Заводоуковский КСМ».

     Одним из ведущих производителей Тюменской  области (без автономных округов) является ООО «Завод ЖБИ 5» (местонахождение: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 217), который  выпуск изделий из сборного железобетона осуществляет с 1988 года. Проектная мощность завода позволяет выпускать до 160 тыс.м3 продукции в год. Производственная база  ООО «Завод ЖБИ 5» непрерывно обновляется и расширяется, в августе 2009 года была запущена новая линия по производству пустотных плит из напряженного бетона, производительность новой линии составила 120 м3 в сутки. Это главный конкурент предприятия, являющегося объектом исследования данной курсовой работы.

     Крупным заводом железобетонных изделий  с длительной историей производственной деятельности является ОАО «Тюменский завод ЖБИ-1» (местонахождение: г.Тюмень, ул.Республики, 249). Завод был основан в 1959 году, предусмотренная проектная мощность завода 54 тыс.м3 в год. В 2009 году была введена новая производственная линия по выпуску керамзитобетонных перегородочных панелей «ЭКОТЕК».

     По  объему реализации продукции за  2007 год ЗАО «Завод ЖБИ-3» (местонахождение: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 215) входит в число трех наиболее крупных  хозяйствующих субъектов на рынке  железобетонных изделий. Дата начала производства - декабрь 1971 года, заложенная проектом производственная мощность завода составляет 108,5 тыс. м3 в год, перечень выпускаемой продукции превышает 800 наименований.

     В 2008 году в число крупнейших участников рынка вошло ЗАО «Заводоуковский  КСМ» (местонахождение: Тюменская обл., г.Заводоуковск, ул.Орджоникидзе, 1), которое имеет следующие параметры производства. Проектная мощность позволяет производить до 55,5 тыс. м3 в год. Выпуск железобетонных изделий осуществляется с 1966 года, расширение производства за счет освоения новых мощностей завод не планирует.

     Таким образом, большинство крупных производителей железобетонных изделий сосредоточены  на территории города Тюмени.

     ОАО «ТЗ ЖБИ-1» при установлении цены на многопустотные плиты, изготовленные методом экструзии, использует стратегию следования за спросом, поскольку вместо удерживания цены, как в случае использования стратегии «снятия сливок», на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Товар получил изменения в технологии изготовления. Что привело к приобретению новых качеств и возможностей, чтобы значительно отличаться от предыдущих собственных и конкурирующих моделей. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Как только объем продаж начнет существенно сокращаться, следует готовиться к следующему снижению цены.

     Задачи  ценообразования зависят: от существующих рыночных условий; точки жизненного цикла товара; стратегических или  тактических приоритетов производителя продукции и т. п.

     Можно выделить следующие задачи ценообразования на предприятии ОАО «ТЗ ЖБИ-1»:

     1) Максимизация текущей прибыли

     Предприятие ОАО «ТЗ ЖБИ-1» стремится максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

     Максимизация текущей прибыли предполагает нахождение цены, при которой объем затраченных средств равен объему полученных доходов. Наибольшую прибыль производства обеспечивает объем выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

     MR = MC, где          (1.1)

     МС – предельные издержки производства;

     MR – предельный доход

     2) Завоевание лидерства по показателям доли рынка

     ОАО «ТЗ ЖБИ-1» хочет быть лидером по показателям доли рынка. В таком случае компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, предприятие идет на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. С учетом этой цели предприятие будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.

     Несмотря  на  высокие качественные и конкурентные характеристики продукции произошел  спад спроса в связи с остановкой  активности на строительном рынке. Сложившаяся  ситуация обусловлена финансовым кризисом в РФ и мировой экономике в целом, а не насыщением рынка недвижимости региона.

     Деятельность  ОАО «ТЗ ЖБИ-1» напрямую зависит  от ситуации на рынке недвижимости. В январе-апреле 2010 года спрос на рынке недвижимости значительно сократился, что отражено на рис. 1.1. Платежеспособность потребителей продукции завода резко снизилась. Сложности при привлечении денежных средств застройщиками и потребителями недвижимого имущества привели к невысокой загруженности производственных мощностей. 

Рис. 1.1. Объем введенной площади жилых домов по субъектам Российской Федерации в январе-апреле 2010 г., в тыс. кв. м 

     Таким образом, соотношение объемов производства строительных материалов и ввода  жилья находится во взаимозависимости и при увеличении объемов строительства развитие отрасли должно вестись опережающими темпами. В 2010 г., в соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" планируется вводить до 80 млн. кв. метров в год. Динамика ввода жилья показана на рис. 1.2. 

Рис. 1.2. Динамика ввода жилья в России, млн. кв. м 

     2. Методические основы формирования ценовых решений 

     2.1. Базовые факторы ценообразования  

      Прежде  чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все внешние факторы, влияющие на решения по ценам. Таких факторов насчитывается пять:

    1. Потребители

     Они существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать поведение потребителей, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Прежде всего, необходимо обращать внимание на психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к продукции и появлению новых предложений, чувствительность к ценам и качеству товаров или услуг.

Информация о работе Обоснование цен на продукцию предприятия на примере ОАО "ТЗ ЖБИ-1"