Особенности ценообразования в Китае и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что с помощью системы ценообразования государственные органы власти и управления регулируют спрос и предложение на отдельные виды товаров и услуг, а также устраняют ценовые диспропорции национальной экономики. От государственной политики и методов государственной системы ценового регулирования зависит уровень жизни и покупательская способность огромного количества людей, чем и определяется значимость государственного регулирования цен.
Цели данной работы – рассмотреть задачи, цели и функции ценообразования, факторы определения рыночной цены, особенности системы ценообразования в КНР и в России.

Содержание

Введение 3
1. Система ценообразования 4
1.1 Задачи, цели и функции ценообразования 4
1.2 Факторы определения рыночной цены 7
2. Реформы системы ценообразования в КНР 9
2.1 Подготовка к реформе системы цен 9
2.2 Борьба в китайском руководстве по вопросу методов реформирования системы цен. 11
2.3 Ускорение экономического развития Китая 12
2.4 Анализ ценообразования КНР в период кризиса 14
3. Особенности ценообразования в современной России 16
Заключение 23

Работа содержит 1 файл

Ценообразование готовый.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

2. Изменения в технологии  производства. Технологическое совершенствование  проводится либо для удешевления  производства уже выпускаемой  продукции, либо для выпуска  модифицированных или новых видов  продукции.

3. Налоги, обязательные выплаты,  льготы и дотации. Для каждого  предприятия налоги и обязательные  выплаты можно рассматривать  как своего рода издержки производства, поэтому рост налогов - это  увеличение предпринимательских  издержек, обусловливающих повышение  цен. Льготы же и дотации  действуют в противоположную  сторону.

4. Количество продавцов  на рынке. Чем больше продавцов  на рынке товаров и услуг,  тем выше конкуренция, тем жестче  борьба за потребителей, тем больше  стимулов к снижению цен.

Действие всех факторов спроса и предложения взаимопересекаются.

Например, рост цен на энергоносители в свое время вызвал переход на энергосберегающие технологии. Возможно и обратное, когда внедрение результатов  НТП снижает спрос на тот или  иной вид производственного ресурса  и тем самым способствует уменьшению цен на него.

Взаимосвязанное влияние  факторов на уровень и динамику цен  затрудняет точную оценку роли каждого  из них на основе прямого счета. Для  решения этой задачи можно использовать экономико-математические методы.

Многие факторы имеют  экзогенный (внешний по отношению  к производителю товаров) характер. Это позволяет использовать каждый из них в качестве своеобразного  рычага внешнего воздействия на производителя, не вмешиваясь непосредственно в  его производственный процесс и  формирование цен выпускаемой продукции.

Осуществленная в ходе экономических реформ политика либерализации  цен в России по своей сути означала не что иное, как децентрализацию ценообразования при сохранении монополизма. Государство в основном уступило монополию на установление и изменение цен монопольным структурам в промышленности, торговле и в сфере внешнеэкономической деятельности. Таким образом, одна форма монополизма была заменена другой, худшей, так как последняя связана в большей степени с корпоративными интересами отдельных групп товаропроизводителей и не в состоянии ориентироваться на систему общенациональных интересов. В результате свободного ценообразования на основе действия механизма рыночной конкуренции не получилось.

В этих условиях политика формирования цен была направлена не на расширение производства товаров и услуг  и удовлетворение спроса, а в первую очередь на создание за счет роста  цен безубыточного производства на сохраняющейся отсталой технологической  основе. Поэтому одна из главных  негативных сторон либерализации состояла в том, что при отсутствии должного контроля за изменением уровней и  соотношений цен не было создано  экономических стимулов для технологического совершенствования производства с  целью структурной перестройки  и переориентации экономики на социально  направленную. Структурные перекосы в экономике, наличие в ней мощных неформальных объединений, недостатки приватизации, а также продолжающаяся сохранятся, судя по всему, убежденность многих хозяйственных руководителей в том, что власти не выдержат социальной напряженности и введут в очередной раз льготы и компенсации, приводят к тому, что многие процессы не укладываются в рамки классических схем и моделей, разработанных для условий нормально развивающихся экономических процессов на основе рыночного ведения хозяйства.

Низкая эластичность производства по отношению к ценам обусловлена  тем, что до сих пор рыночный механизм еще не сложился.

При спаде производства инфляционный рост цен явился одним из главных  источников пополнения государственной  казны денежными средствами, обеспечения  денежно-финансовой сбалансированности в экономике и сокращения дефицита государственного бюджета. В результате снижения темпов инфляции возможности пополнения доходной части бюджета при достигнутом уровне собираемости налогов значительно сократились, что не может не влиять на антиинфляционную политику правительства. Она была направлена в первую очередь на сдерживание денежной эмиссии, что привело к возникновению особой формы подавленной инфляции. Многие экономисты считают, что реальный уровень инфляции в настоящее время более высокий по сравнению с официальными индексами цен, поэтому нельзя исключать возможности нового роста цен.

Перед экономической политикой  стоят три группы задач, которые  должны решаться взаимосвязано: это  увеличение минимальной оплаты труда  и пенсий; кредитование промышленности; создание эмиссионного механизма, который  препятствовал бы концентрации вновь  эмитируемых средств в сырьевых отраслях и обеспечивал их пропорциональное распределение в народном хозяйстве. Комплексно решить все эти задачи можно лишь в рамках индикативного планирования.

Выполнение программ развития блоков смежных отраслей не может  осуществляться в автоматическом режиме. Увеличение темпов инфляции может потребовать  введения в отдельные периоды  контроля за доходами, а иногда - и за ценами. Снижение инфляции, наоборот, должно приводить к уменьшению контроля и активизации инвестиционной политики. Решение двух задач - сдерживания инфляции и стимулирования отечественного производства - должно осуществляться в рамках активной политики цен и доходов. Подобный механизм всегда использовался в развитых странах, переживавших острые структурные кризисы.

Рыночное ведение хозяйства  не означает моментальное установление сбалансированности в экономике. На определенных этапах при значительных структурных перестройках сбалансированность достигается мерами государственной  политики. Из хозяйственной практики стран с рыночной системой хозяйства  известно, что далеко не все цены формируются как результат взаимодействия спроса и предложения. Постоянное вмешательство  государства в вопросы ценообразования  началось с великого кризиса 1929 г. До этого оно проводилось лишь в  периоды наибольшего обострения положения в экономике. В настоящее  время данная сфера хозяйственной  деятельности все в большей степени  становится объектом воздействия государственных  органов управления.

Неконтролируемые, стихийные  силы рыночной экономики несут в  себе не только созидательное, но и  разрушительное начало, подрывающее  саму рыночную систему. Если государство  не регулирует рыночный механизм, в  его деятельность вмешиваются всевозможные организационно-экономические системы  монопольного типа: тресты, союзы и  т.п., которые превращают свободу  рынка в фикцию. А незащищенный от такого рода объединений рынок перестает выполнять одну из своих главных функций - удовлетворение запросов потребителя, становится рынком, где доминирует производитель со всеми вытекающими отсюда последствиями: ограничение предложения, монопольное завышение цен, снижение стимулов к рациональному использованию ресурсов и т. п. В этом проявляется одна из парадоксальных особенностей свободного рынка: чем дальше он эволюционирует в своем развитии, тем больше нуждается в помощи со стороны государственных органов.

Интенсивность государственного вмешательства в вопросы ценообразования  зависит от многих и зачастую противоречивых причин. В одних случаях оно бывает вызвано массовыми выступлениями населения с требованием о снижении цен на отдельные социально значимые товары и услуги, в других случаях - стремлением в рамках политики общественного благосостояния оказать воздействие на неблагоприятное влияние монополий, поддержать стабильность денежной единицы и т. п. Методы государственного регулирования цен могут осуществляться либо через факторы, действующие на цену со стороны спроса и предложения, либо через прямое влияние на уровни цен. В наибольшей степени это воздействие должно оказываться в период кризисного состояния экономики. Политика государства в области формирования цен на конкретные виды товаров зависит от экономической ситуации и, в частности, от того, предполагается ли нехватка или перепроизводство того или иного вида товаров (услуг). Увеличение товарного предложения может достигаться через использование запасов или через расширение импорта на основе определенной пошлинной политики. Однако это меры в основном текущего характера, реакция на периодически возникающие проблемы на рынке товаров и услуг.

Для более кардинального воздействия на динамику цен используются следующие рычаги: налоги, банковский процент, страхование инвестиций, регулирование доходов населения, в том числе заработной платы. В некоторых случаях могут применяться и прямые формы воздействия через установление фиксированных цен, а также определенных границ, в рамках которых может колебаться цена товара. Минимальная фиксированная цена обычно устанавливается выше того уровня, который сложился в данный момент на рынке товаров и услуг. Это делается для того, чтобы поддержать производителя (продавца). Максимальная же цена устанавливается несколько ниже сложившейся с целью поддержания потребителя.

Органы управления могут  также выпускать так называемый прейскурант рекомендуемых цен.

Конечно, любое вмешательство  в свободное ценообразование  не застраховано от ошибок, так как  не всегда удается предусмотреть  ответную реакцию заинтересованных сторон, тем более количественно  измерить последствия такого вмешательства. Поэтому политика централизованного  регулирования цен должна быть гибкой и соответствовать сложившимся  условиям в данный момент времени, быть постоянно сориентированной на рост эффективности производства и совершенствование  его структуры, на расширение покупательной  способности широких слоев населения. Основное внимание следует уделять  тем секторам рынка, в которых  отсутствуют условия для конкуренции, в том числе и международной, так как чересчур закрытый национальный рынок ориентируется в основном на высокие цены, а не на рост эффективности  производства и совершенствование  выпускаемой продукции.

На первом этапе либерализации цен в России ставка делалась на одноразовое значительное их повышение. Однако надежды на то, что "подгонка" товарной массы под накопившийся объем денежных сбережений будет однократным актом, не оправдались. Возникшие на потребительском рынке волны инфляции, наслаиваясь на ранее сложившиеся дефекты структуры цен (заниженные на сырье и завышенные на продукцию машиностроения и потребительские товары), начали проникать по технологической цепочке вглубь хозяйственной системы, вплоть до цен на исходное сырье, охватывая все отрасли и регионы. Это привело к включению других инфляционных факторов, прежде всего связанных с отраслевой структурой экономики. И если первая группа факторов определила скачок цен, то под воздействием второй создались условия для относительно устойчивого постоянного их роста, который сохранился до настоящего времени.

Многие экономисты предлагали осуществить контролируемый рост цен, определив их новый, относительно стабильный уровень. По сути дела, такой метод  предполагал переход к рыночному  ценообразованию при регулировании  цен на ограниченное число основных товаров широкого потребления. Этот переход занял бы определенный период времени, но позволил бы предотвратить  свертывание производства, которое  было неизбежным в случае либерализации  цен на основную массу товаров  и услуг. В настоящее время  определенные функции по проведению политики цен могут быть возложены  на органы исполнительной власти субъектов  Федерации. При этом они должны руководствоваться  едиными принципами целенаправленного  воздействия на цены, с тем, чтобы  такое регулирование не сказывалось  бы отрицательно на формировании общероссийского  рынка товаров, капиталов и услуг, но сдерживало бы инфляцию и ограничивало бы необоснованное повышение цен  предприятиями-монополистами.

Регулирование цен должно осуществляться в целях:

  • преодоления инфляционных ожиданий производителей;
  • обеспечения относительной стабильности цен;
  • создания системы льгот и преференций для отечественных товаропроизводителей;
  • использования государственного предпринимательства для увеличения выпуска определенных видов товаров и воздействия на уровень цен;
  • оказания поддержки отечественным товаропроизводителям-экспортерам конкурентоспособной продукции на мировых рынках, обеспечения финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных и льготных банковских ссуд для поддержания гарантированного уровня цен по отдельным видам товаров и услуг, а также по отдельным отраслям и производствам;
  • стимулирования экономического роста и содействия прогрессивным сдвигам в структуре экономики;
  • поддержки беднейших слоев населения.

 

Заключение

Изучение российскими  экономистами опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так и (это более важно) для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране в период перехода к рыночному хозяйству.

Трансформация системы ценообразования, будучи важной и неотъемлемой составной частью реформы экономической системы, предопределяет характер реформ и уровень социальных издержек для населения страны. Особенностью реформ в Китае является поэтапное их проведение, разделение по времени отдельных направлений экономических преобразований, чередование мероприятий по либерализации цен и их урегулированию.

 Отправной точкой обоснования необходимости проведения реформы цен во всех странах с переходной экономикой являлось признание наличия серьезной деформации системы цен, вызванной необходимостью образования источников финансирования ускоренного развития отраслей тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, легкой промышленности и ограничения потребления населения. В результате цены в социалистической экономике перестали отражать реальный уровень затрат и реальное соотношение спроса и предложения. Одним из путей перехода к рынку и повышения степени маркетизации экономики стала либерализация цен, которая позволила увеличить долю сделок но рыночным ценам в совокупном товарообороте. Однако, итогом проведения либерализации цен в первой половине 90-х годах в странах Восточной Европы и СНГ стал резкий рост цен, в то время как в Китае реформа цен в отличие от России, не привела к гиперинфляции и спаду производства. В данном исследовании была попытка ответить на вопрос, почему в КНР либерализания цен в отличие от России не привела к гиперинфляции и спаду производства, но в то же время удалось добиться увеличения доли сделок по рыночным ценам.

Информация о работе Особенности ценообразования в Китае и России