Особенности регулирования цен в Австрии, Греции, Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Целью теоретической части самостоятельной работы является рассмотрение особенностей регулирования цен в таких странах как Австрия, Греция, и Норвегия.

Задачей самостоятельной работы является ознакомление с международным опытом регулирования цен в Австрии, Греции и Норвегии.

Работа содержит 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.docx

— 32.09 Кб (Скачать)

      Введение.

      Широко  распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование - это  корабль «без руля и ветрил». Однако такое представление ошибочно. Во-первых, существует система саморегулирования  цен, когда невыгодно и нецелесообразно  с макроэкономических позиций простое  «вздувание цен». Производитель заинтересован  в оптимизации уровня цен, с тем чтобы иметь прочные позиции на рынке не только сегодня, но и завтра. Такая система цен очень сложная, ее нельзя упрощать, она опирается не только на внутрифирменную информацию, но захватывает огромные пласты внешней информации, поступающей от институтов рыночной инфраструктуры. Во-первых, государство и в странах с развитой рыночной экономикой оказывает регулирующее воздействие на эту важную область экономической деятельности. Для этого создаются специальные административно-правовые механизмы. Государство влияет на процесс внутреннего ценообразования в основном по двум направлениям: посредством прямого регулирования цен и путем контроля за ценами. Эти направления я и собираюсь рассмотреть в работе.

      Государственное регулирование рынка и цен  — это совокупность мер, принимаемых  правительством в процессе участия  в системе товарно-денежных отношений  и направленных на осуществление  регулирования цен в различных  сферах народного хозяйства и  контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. [1]

      Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует  определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным  образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения  качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения  доходов и стабилизации уровня цен. [3]

      Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями  и группами населения. Государство  также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных  пока на равных противостоять экспансии  на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

      Целью теоретической части самостоятельной работы является рассмотрение особенностей регулирования цен в таких странах как Австрия, Греция, и Норвегия.

      Задачей самостоятельной работы является ознакомление с международным опытом регулирования цен в Австрии, Греции и Норвегии. 
 

 

      Особенности регулирования цен  в Австрии, Греции, Норвегии.

      Рассмотрим, с помощью каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах с рыночной экономикой.

      В Греции государственное регулирование  в области ценообразования осуществляется как путем непосредственного  определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением  политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэко­номической политики или в отдельных отраслях экономики.

      В настоящее время цены примерно на 20% наименований потребительских товаров  и услуг регулируются государственными органами.

      Правовой  основой регулирования цен в  Греции является Указ Президента, утвержденный в 1989 г. и представляющий собой Кодекс рыночного регулирования. Согласно положениям этого Кодекса все  подлежащие ценовому регулированию  товары и услуги подразделяются на две группы. [5]

      Первую  группу составляют товары и услуги, входящие в компетенцию правительства  и других государственных и частногосударственных организаций. К числу этих товаров и услуг относятся сельхозпродукты массового производства (пшеница, табак, изюм), тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и некоторые другие услуги. Решение вопросов об изменении цен на указанные товары и услуги возложено на межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры – труда, здравоохранения и т.д. Рассмотрение вопросов изменения цен комитетом осуществляется по представлению различных министерств и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.

      Во  вторую группу входят остальные товары и услуги. Регулирование цен на них осуществляет министр торговли. В то же время предусмотрена возможность  передачи им своих исполнительных функций (целиком или частично) местным  органам власти, которые тем не менее играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли.

      Товары  и услуги второй группы подразделяются на три категории: 1) «существенные  недостаточные», 2) «существенные достаточные», 3) «несущественные».

      На  товары и услуги первой категории  устанавливается верхний предел цен или максимальная прибыль (в  процентном или абсолютном выражении) отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия).

      В эту категорию прежде всего входят основные продукты питания, на 10 из которых устанавливается верхняя граница цены (два вида сыров, четыре вида хлеба, мука одного сорта и сахар, на который устанавливается оптовая цена). К этой же категории относятся безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные продукты, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизтопливо, сжиженный газ, услуги такси и др.

      Во  вторую категорию включены следующие  товары и услуги: моющие средства, некоторые  виды сырья и полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и развлекательных заведений, пунктов химчистки и др. (всего 86 видов товаров и услуг). Цены на них подвержены менее строгой регламентации и контролируются только с целью предотвратить получение торговой сверхприбыли. При этом вопрос извлечения сверхприбыли решается в каждом случае индивидуально.

      К третьей категории отнесены товары, которые не считаются товарами первой необходимости. Цены на них формируются  свободно, без участия органов  государственной власти.

      Список  товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, за последние  годы количество товаров с твердо устанавливаемой ценой с 84 сократилось  до 10.

      С 1979 г. министр торговли Греции получил  право определять предельную цену, предельную торговую прибыль или  допустимое увели­чение цен в процентах к существующей прибыли на все виды товаров и услуг второй группы.

      Регулирование цен на отдельные товары, товарные группы и услуги имеет в этой стране свои особенности. Так, например, цены на фармацевтические товары устанавливаются  министром торговли на основании  минимальных цен ведущих фармацевтических фирм Европы и по согласованию с  союзом фармацевтических компаний и  министерством здравоохранения. Цены устанавливаются, как правило, на год  и только в исключительных случаях  могут изменяться в течение года.

      С 1987 г. величина арендной платы на жилье  в Греции устанавливается государством, хотя почти весь жилой фонд страны находится в частном владении. Арендная плата исчисляется исходя из стоимости земельного участка, степени износа здания и коэффициента этажности. Цены фиксируются на двухгодичный срок.

      В соответствии с решением правительства, промышленные, ремесленные и внешнеторговые предприятия и фирмы в целом  ряде отраслей должны предоставлять  в местные органы торговой инспекции  калькуляцию цен в случае их изменения, а также калькуляцию цен на новые товары.

      Для подготовки решений по изменению  цен в министерстве торговли создан совещательный комитет, в работе которого принимают учас­тие представители заинтересованных министерств, федераций промышленности, торговых палат, кооперативов, различных отраслевых союзов и т.д. Окончательное решение принимает министр торговли. [4]

      Контроль  за соблюдением регулируемых цен и сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен осуществляет специальный отдел Министерства торговли.

      В ведении этого Министерства находится  также специальная служба – рыночная полиция, которая систематически осуществляет контроль за ценами на рынках и в магазинах. Для поддержания цен на пониженном уровне, а также в целях увеличения объема реализации товаров потребительского и хозяйственного назначения, домашнего обихода и т.д. в стране дважды в год проводится распродажа этих товаров по сниженным ценам. За нарушение правил о ценах или правил конкуренции Комитет по конкуренции уполномочен выносить решения о взыскании штрафов в размере от 300 до 30 тыс. долл.

      В Норвегии внутренние цены устанавливаются  на основе мировых цен. Ценообразование  в этой стране осуществляется в соответствии с законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Органами, занимающимися вопросами ценообразования, являются Министерство труда и администрации, Национальный совет по ценам. Директорат, Государственная инспекция по ценам и комитеты по ценам местных органов.

      Государство определяет максимальные и минимальные  уровни цен, производит замораживание  цен, устанавливает порядок исчисления цен, скидок и надбавок (надценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования.

      Государство определяет предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

      В Австрии ценообразование происходит на основе закона о ценах, закона о  картелях и антидемпингового закона.

      Государство регулирует около 10% цен (на лом и  отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, на электроэнергию и газ, теплоснабжение).

      Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные  тарифы.

      Ценообразованием  в Австрии занимаются следующие  органы:

  • Межведомственная комиссия по ценам,
  • Министерство финансов (устанавливает цены на спиртные напитки),
  • Министерство экономики (имеет право регулировать цены до 6 месяцев на любые товары или виды услуг). [7]

 

      

      Практическая  часть. 

      Задача  № 22  

      Определите  отпускную цену единицы продукции (флакона духов), не облагаемой акцизом, при условии, что:

    • На изготовление продукции используется спирт, имеющей фактическую себестоимость (спирт производится на данном предприятии) 5 долл. За 1 дал(1 декалитр= 10 л);
    • Ставка акциза на спирт составляет 90% отпускной цены без НДС,
    • Для изготовления 1 флакона духов требуется 10 мл спирта;
    • Затраты на изготовление одного флакона духов (без затрат на производство спирта с учетом акциза) составляют 2 долл.55 центов;
    • Уровень рентабельности к себестоимости принят в размере 25 %.
 

      Решение 

      Сумма акциза по спирту составит:

      (5 ´ 90) : 10 = 45 долл.

      Себестоимость 1 дал с акцизом:

      5 + 45 = 50 долл.

      На  изготовление 1 флакона духов требуется 10 мл спирта, следовательно,

      50/10000 ´ 10 =0,05 долл.

      Затраты на духи:

      2,55 + 0,05 = 2,6 долл.

Информация о работе Особенности регулирования цен в Австрии, Греции, Норвегии