Процесс и особенности механизма ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение основных механизмы ценообразования в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие, сущность и функции цен.
Раскрыть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономике.
Определить основные этапы и механизмы ценообразования в российской экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Роль цены и методология ценообразования………………………. 5
1.1 Понятие цены и ее роль в рыночной экономике…………………….. 5
1.2. Функции цен………………………………………………………… 12
1.3 Методология и принципы ценообразования………………………… 20
2. Процесс и особенности механизма ценообразования…………….. 23
2.1 Этапы ценообразования……………………………………………….. 23
2.2 Механизмы ценообразования…………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………… 36
Список используемой литературы……………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование цены в условиях рыночной экономики включает комплекс мер, направленных на поддержание стабильного уровня и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров, продуктов и услуг. При этом осуществляется поддержание па рынке конкурентной среды, ограничение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен принимаются на макро- и микроэкономическом уровнях.

     Макроэкономические  государственные  меры по регулированию  цены включают выработку концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой кредитно-денежной и бюджетной политики, препятствующей инфляционному росту цен, регулирование валютного курса.

     Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, регулирования, реализации и обращения товара (продукции, работ и услуг) между субъектами рынка - производителями (продавцами) и потребителями (по7купателями)-с устойчивыми, постоянно воспроизводимыми, изменяющимися и повторяющимися связями (производственными, техническими, торговыми, экономическими, технологическими, организационными, информационными). Но эти связи должны быть обязательно опосредованными через экономические категории и механизмы стоимости, спроса и предложения, товарно-денежных отношений, ценообразования, себестоимости, прибыли, рентабельности, заработной платы и всех других составляющих сферы реализации и обращения товаров (продукции, работ и услуг), активно стимулирующих весь процесс воспроизводства8.

     Рынок и цена - это категории, обусловленные  товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание. Принципиальные отличия рыночного ценообразования от планового, централизованного установления цен заключаются в том, что9:

     • формирование рыночных цен происходит не в сфере производства (не на предприятии, в организации), а в процессе реализации продукции (т.е. на рынке) под воздействием механизма спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара, его качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и фактически формируются на рынке;

     • первоначальные цены товаров при  рыночном ценообразовании определяются самостоятельно их собственниками - субъектами хозяйствования, при этом можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей непосредственно от результатов их труда.

     Механизм  ценообразования в условиях рыночных отношений реализуется через  цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратеги-ского (цены образуются на основе стоимости товаров) и тактического (цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка).

     Таким образом, в условиях рынка динамика цен изменчива и в какой-то степени непредсказуема, а в условиях централизованного их установления она запланирована и более контролируема. Ценообразование в условиях рынка во многом зависит от конкуренции, которая порождает и стимулирует прогрессивное развитие общественного производства и делает приоритетными интересы потребителя. В условиях рынка цены формируются в значительной степени под воздействием спроса и предложения.

     Директивно  назначаемые цены, характерные для  централизованной экономики, не отражают изменений спроса, что вызывает определенный дефицит товаров, приводит к диспропорции производства и скрытой инфляции. Различий в механизмах ценообразования при рыночной и централизованной экономике довольно много, так как методы их реализации противоположны, но в современной многоукладной экономике необходимо и оправданно применение и тех и других.

     Таким образом, из сказанного следует, что  цена - это денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных работ). Цена выражается в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.

     Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств, к которым  относятся особенности товара, его  конкурентоспособность, соотношения  спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств - выбора определенного рынка, контрагента, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка.  

1.2. Функции цен 

     Функции цены - это формы реализации в  реальной действительности ее сущности как экономической категории  и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе  управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

     Функции цены отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и  реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

     Следовательно, цены выполняют следующие основные функции10:

     • учетно-измерительную;

     • регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);

     • распределительную (перераспределительную);

     • способствующую рациональному размещению производства;

     • стимулирующую;

     • социальную.

     1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг)11.

     Учетно-измерительная  функция цены служит на практике для выявления и измерения количественных стоимостных и качественных финансовых показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, объема произведенной продукции и розничного товарооборота, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и др.) работы предприятия (организации, фирмы), отрасли.

     2. Регулирующая (сбалансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи.

     Регулирующую (балансирующую спрос и предложение) функцию в разной степени практически  выполняют все виды рыночных цен.

     На  рынках неограниченной конкуренции  цена равновесия (цена, при которой  происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объемов предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.

     В условиях свободного рынка (естественной конкуренции) цена, благодаря указанной функции, выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.

     Вследствие  постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров (поскольку  на указанных рынках свободный характер ценообразования) происходит перелив  капитала из одной сферы производства в другую. При этом может свертываться производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы могут регулироваться и направляться на увеличение производства необходимых потребителю товаров или услуг.

     На  рынках с разной степенью монополизации со стороны как предложения, так и спроса производители (продавцы) и потребители (покупатели) могут оказывать влияние на формирование и изменение цены.

     В условиях рынка олигополии или чистой монополии в случае затоваривания  производитель может не снижать цену, а сохранять ее прежней, изменив при этом предложение продукции. В случае дефицита товара производитель может не увеличивать предложение, а повышать при этом его цену. В итоге цена может потерять свое «качество» в результате действия механизма спроса и предложения. В связи с этим уровень цены в значительной степени определяется элементами регулирования, проводимого или производителем с монопольной властью, или монополистом-потребителем, или государством, т.е. цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных товаров и ресурсов.

     По  мере насыщения потребительского рынка  наблюдается постепенное снижение спроса, поскольку каждая покупка  одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, если этот товар  выпускается без улучшения его качества и новых потребительских свойств.

     Изменение спроса на товары вызывает адекватную трансформацию их рыночного предложения. Под предложением понимают имеющиеся возможности производства какой-либо продукции, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение отражает прямую зависимость между ценой и количеством производимых и предлагаемых к продаже товаров. С повышением цен объем выпускаемых производителем товаров увеличивается и, наоборот, с уменьшением цен он сокращается.

     При этом важно отметить, что в связи  с развитием рыночных отношений  и конкуренции повышение цен  должно обусловливаться только улучшением качества товаров, расширением их ассортимента и выпуском с новыми потребительскими свойствами.

     Таким образом, регулирующую (уравновешивающую) функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при их избытке.

     Уровень цен на природные ресурсы отражается на эффективности производства всех добывающих и перерабатывающих отраслей. Динамика внутренних цен напрямую связана с эффективностью внешней торговли. Величины валового внутреннего продукта, национального дохода, необходимой денежной массы, оценка эффективности капитальных вложений и хозяйственных мероприятий непосредственно зависят от уровня цен в национальном хозяйстве, и в этом также проявляется регулирующая функция цены.

     3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода), т.е. вновь созданной стоимости, между отраслями, секторами национальной экономики, различными формами собственности, регионами (районами) страны, социальными группами населения, производителями и потребителями, фондами накопления и потребления12.

     С помощью цены при отклонении ее от стоимости перераспределяется национальный доход. При этом перераспределение  доходов осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья, топлива.

     Распределительная функция цены проявляется также  через акцизы на отдельные группы товаров (алкоголь, табак, рыбные деликатесы), налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды и решение социально-бытовых задач общества.

Информация о работе Процесс и особенности механизма ценообразования