Процесс и особенности механизма ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение основных механизмы ценообразования в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие, сущность и функции цен.
Раскрыть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономике.
Определить основные этапы и механизмы ценообразования в российской экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Роль цены и методология ценообразования………………………. 5
1.1 Понятие цены и ее роль в рыночной экономике…………………….. 5
1.2. Функции цен………………………………………………………… 12
1.3 Методология и принципы ценообразования………………………… 20
2. Процесс и особенности механизма ценообразования…………….. 23
2.1 Этапы ценообразования……………………………………………….. 23
2.2 Механизмы ценообразования…………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………… 36
Список используемой литературы……………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством.

     В качестве средства перераспределения государство может использовать регулируемые и фиксированные цены. Однако они являются не единственным инструментом распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют также финансы и кредитная система. Так, при решении задачи, связанной с повышением жизненного уровня определенной категории населения, наряду со снижением цен товаров и услуг государству следует использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (оплатой труда, пенсиями, пособиями, выплатами) или ставками налоговых платежей. Проведение операций только с ценами в данном случае дает меньший эффект, поскольку от их снижения выигрывает все население, а не конкретная его группа.

     Применение  цен в качестве средства перераспределения  предпочтительнее в период, когда  необходимо резко изменить пропорции в национальной экономике. Важной формой распределения национального дохода, созданного прежде всего в материальной сфере, является и оплата труда, для которой цены играют значительную роль. Системы цен и оплаты труда образуют своего рода каркас распределения национального дохода на стадии производства, а последующее перераспределение обычно осуществляется в форме движения доходов в рамках финансовых и кредитных отношений (ставки налоговых платежей, пенсии, пособия, льготы). Воздействие цен на распределительно-перераспределительные процессы в обществе будет более ощутимо и значимо в долгосрочном периоде развития национальной экономики нашей страны.

     4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

     5. Стимулирующая функция цены заключается в том, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. 

     Посредством механизма формирования цен можно стимулировать13:

     • научно-технический прогресс (внедрение  новой техники, передовой технологии, применение современных энергоносителей, производство новых видов продукции  и т.д.);

     • экономию затрат ресурсов;

     • улучшение и совершенствование качества продукции, ассортимента товаров и их полезности;

     • изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется за счет повышенного уровня прибыли  в цене, надбавок и скидок к основной цене.

     Стимулирующая функция характерна прежде всего для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовывать свою продукцию. Наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль. С помощью действующего механизма ценообразования представляются широкие возможности стимулирования процессов воспроизводства.

     Стимулирование  оптимальной структуры личного  потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок налоговых  платежей (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и др.), а также  использования различных методов  оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы свободных, договорных (контрактных) цен.

     В настоящее время в условиях развития рыночной экономики задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

     Следовательно, стимулирующая функция цены проявляется  в том, что ее уровень служит материальным стимулом к применению прогрессивных  и экономичных форм и методов  общественного производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества.

     6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.

     Особенно  важную роль в осуществлении социальной функции при государственном  регулировании цен выполняют розничные цены. Через их систему можно создать благоприятные условия для потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищенных и малообеспеченных граждан.

     Государство, устанавливая посредством низких цен  и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды  социального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.

     От  решения социальных вопросов напрямую зависит общественно-политическая ситуация как в определенном регионе, так и в стране в целом.

     Рассмотрев  функции цен, следует отметить, что  цена - это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов  в сфере производства, обмена, обращения  и реализации продукции (товаров  и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

     Распределительная функция цены взаимосвязана с  функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.

     На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более  сложными и многообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

     Таким образом, все рассмотренные функции  цен взаимосвязаны и проявляются  только в системе разных цен, а  не в отдельно взятой цене конкретного  товара.  

     1.3 Методология и  принципы ценообразования 

     Методология ценообразования включает в себя совокупность общих положений (правил), нормативных актов, принципов и  методов разработки прогнозируемой концепции и стратегии ценообразования, определения и обоснования видов цен, формирования системы цен, управления ценообразованием, контроля за ценами.

     Основу  методологии ценообразования составляют методы и принципы формирования цен.

     Методы  ценообразования позволяют разработать практические рекомендации и средства (механизмы) для реализации выбранной стратегии ценообразования. В практике ценообразования существует целый ряд разных методов формирования цен, зависимых от типа (конъюнктуры) рынка, конкуренции потребительских свойств и качества продукции и целей, которые преследует производитель (продавец) товаров14.

     Важным  элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные  с методами формирования цен.

     Принципы  ценообразования - это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен15.

     Принцип научности обоснования цеп состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.

     Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

     Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

     Принцип непрерывности процесса ценообразования  определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

     Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдение» цен  заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.

     В каждой отрасли национальной экономики  имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам  налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений. В связи с этим выполнение всех общих принципов, правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен.

     Таким образом, цель контроля за соблюдением государственной дисциплины цен - это проверка правильности применения установленных законодательством и нормативными документами общих принципов, положений, рекомендаций и правил ценообразования в министерствах, ведомствах, органах управления республик, краев, областей, на предприятиях, в организациях, объединениях, компаниях, фирмах, ассоциациях, концернах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Процесс и особенности механизма ценообразования 

     2.1 Этапы ценообразования

     Любое предприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Оно должно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции в рамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынка предприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентному окружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, а иногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов. (Приложение 1)

     Процесс ценообразования включает следующие  этапы16:

  1. установление целей ценообразования;
  2. оценку спроса;
  3. оценку издержек;
  4. изучение цен конкурентов;
  5. установление окончательной цены.
  6. выбор метода ценообразования;
  7. политика и выбор стратегии

Информация о работе Процесс и особенности механизма ценообразования