Система цен и их виды: классификация цен, цены на разных типах рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:31, реферат

Описание работы

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН ……………………………………………………………..4
2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫН-КОВ………………………………………………8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 
 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО Дальневосточный государственный  аграрный университет 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Дисциплина: «Ценообразование» 

Тема: «Система цен и их виды: классификация цен, цены на разных типах рынков» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               
               
               
              Выполнила:  
               

              Проверил:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2010  

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3

1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН ……………………………………………………………..4

2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ………………………………………………8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Определить  однозначным образом, что такое  цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги», тем более, что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом. Вроде бы ясно, что цена есть количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Но уже в этом простом высказывании скрываются по сути два определения. С одной стороны, цена - это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товарную единицу, но ведь это – цена покупателя. Для продавца же цена – это количество денежных единиц, за которое он согласен продать ту же единицу товара; но это – цена продавца. Купля-продажа товара происходит только в том случае, когда цена покупателя совпадает с ценой продавца, что далеко не всегда происходит и часто связано с необходимостью торга между ними. Предпосылками для образования цены являются готовность лиц к обмену, дефицит товара.

      Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН 

      Существует  значительное разнообразие видов цен, различающихся по целому ряду признаков.

1. В  зависимости от масштабов торговых  операций и вида продаваемого  товара выделяют:

  • Оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется при торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других товарных организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус [8, C. 143].
  • Розничные цены, по которым товары продаются в так называемой розничной сети, то есть в условиях продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуют товары народного потребления населению (конечному потребителю) и в меньшей степени – организациям, предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются дополнительные расходы и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
  • Тарифы (расценки) – цены, по которым производится оплата услуг, например плата за пользование телефонным номером, за газ, воду, электроэнергию и т.д.

2. По  признаку степени регулирования  цены делятся на следующие группы:

  • Жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразования или другими государственными органами. Изменение величины такой цены в какую либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону. В централизованно-управляемой государственной экономике назначаемые цены имеют широкое распространение и называются государственными.
  • Регулируемые цены, их величина регулируется государственными органами, но это воздействие носит ограниченный характер и чаще всего сводится к установлению верхнего предела величины цен на определенные группы товаров. Регулирование цен по величине может также проводиться путем установления государственными органами предельного уровня прибыльности (рентабельности). Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или цене не должно превосходить заданного уровня. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий – монополистов. Можно отметить, что регулирование государственными органами цен осуществляется не только в централизованно – управляемой, но и в рыночной экономике и чаще всего распространяет сферу действия на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо и энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости). Приходится наблюдать регулирование цен со стороны мафиозных структур, подчинивших себе рынок.
  • Рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Однако реально не удается избежать воздействия на рыночные цены ряда привходящих факторов не только экономической, но и психологической природы. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

3. На  рынке спроса и предложения  взаимодействуют следующие виды  цен:

  • Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за данный товар
  • Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец готов продать свой товар.
  • Равновесная цена – устраивает и продавцов, и покупателей, и при которой объем спроса равен объему предложения [5, C. 364].

     Наряду  с охарактеризованными выше основными  видами цен в экономической практике применяется ряд других цен, выделяемых по самым разнообразным признакам. В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими, действующими, фактическими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание десять тысяч рублей, а затем стала тратить двадцать тысяч, то это вовсе не свидетельствует, что члены семьи стали есть вдвое больше, возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, нужно установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. В связи с подобными обстоятельствами определяют сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, т.е. коэффициент перерасчета, отражающий их изменение. По мере перехода в зону скачкообразного подъема цен взамен индекса цен и сопоставимых цен стал чаще использоваться показатель уровня инфляции.

     В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов используются проектные цены. В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными.

     Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателя цен. Такие цены называются прейскурантными.

     В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, величина которых прогнозируется или планируется.

     Договорные  цены – цены, величина которых определена предваряющим акт купли – продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, где оговаривается уровень (диапазон) цен.

     Довольно  часто вид цены определяется типом  рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Установление мировой цены производится путем ознакомления с предложениями зарубежных конкурентов, на основе анализа рыночной конъюнктуры, путем сопоставления экспортных цен различных стран на один и тот же товар или через международные финансовые биржи. Мировые цены исчисляются обычно в СКВ. В России по мере становления рыночных отношений цены на рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым [7].

     Особую  категорию цен представляют цены неофициального, так называемого «черного, теневого» рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары.

     Ожидаемые в будущем цены. Объем спроса на товар в пределах какого-либо данного периода зависит не только от цен, складывающихся в этом периоде, но также от цен, которые ожидаются в будущем. Например, объем спроса на автомобили в данном месяце может быть выше при любой данной цене, если ожидается рост цен на автомобили в следующем месяце. Ожидаемые в будущем доходы также окажут влияние на объемы спроса в текущем периоде.

     Цена  безубыточности – равна минимальному уровню средних совокупных издержек. Если рыночная цена равняется цене безубыточности, то цена равна средним совокупным издержкам и , следовательно, предприятие как раз и является безубыточным, не имеющим ни прибыли, ни убытков в экономическом смысле.

     Цена  труда – сумма выплат, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Основная составляющая – заработная плата, получаемая за выполненные работы. В соответствии с законодательством может включать различные выплаты и льготы.

     Цена  минимальная – установленный законодательно или в административном порядке предел цены, который не может быть занижен. Положение о минимальной цене продукции или товара является средством государственной политики в области цен, которое должно воспрепятствовать возникновению разрушительной конкурентной борьбы. Например: минимальные цены на определенную сельскохозяйственную продукцию в ЕС.

     Цена  максимальная – установленный законодательно или в административном порядке предел цены, который не может быть завышен. Как средство государственной экономической политики максимальные цены служат целям нивелирования прибылей для предотвращения нежелательных социально-экономических последствий. Характерны для экономики военного времени или периодов инфляции.

     Цена  льготная – временная цена на продукцию, устанавливаемая на пониженном уровне в целях оживления торговли, стимуляции потребления отдельных видов продукции. Может применяться для отдельных групп потребителей (например, пенсионеров) [5].

     Таким образом, мы видим, что в современной  рыночной экономике существует множество видов цен, отличающихся друг от друга по функциям. 

     2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ

      Рынок – это экономическая система, в которой движущей силой является конкуренция. Однако в реальной действительности конкуренция существует в различных степенях в диапазоне от идеальной (совершенной) конкуренции до полного ее отсутствия. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Цена является «параметром» для конкурирующих продавцов – она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться фирмой [7, C. 147].

      В зависимости от объектов купли –  продажи рынки выделяются:

  • Рынок товаров
  • Рынок услуг
  • Рынок капиталов
  • Рынок рабочей силы
  • Рынок информации и научно – технических разработок

    С позиции  ценообразования и характера  конкуренции различают модели рынков:

А) рынок совершенной конкуренции

Б) рынок  несовершенной конкуренции, который  делится на:

  • Монопольный рынок
  • Рынок олигополии
  • Рынок монополистической конкуренции
  • Монопсонию
  • Монополию, практикующую дискриминацию
  • Двухстороннюю монополию [1]

Рассмотрим эти типы рыночных структур и их краткие характеристики (см.рис 1) 

Формы рыночных структур
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Большое число покупателей и продавцов Конкуренция между  многими продавцами Конкуренция между  несколькими продавцами Один продавец
Свободный вход и выход из отрасли Нет серьезных  барьеров для вступление в отрасль Ограниченное  вхождение в отрасль Вход в отрасль  и выход из нее невозможны
Однородный  продукт, не нуждающийся в рекламе Дифференцированный  продукт + реклама Однородный  продукт Необходимость дифференциации продукта и рекламы зависит не от действительной конкуренции, а от угрозы конкуренции.

Информация о работе Система цен и их виды: классификация цен, цены на разных типах рынков