Совершенствование ценовой политики автосервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – на основе анализа действующей ценовой политики разработать мероприятия по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и понятие цены как экономической категории;

- изучить содержание ценовой политики предприятия;

- рассмотреть основные направления улучшения ценовой политики предприятий в современных условиях;

- представить характеристику услуг действующего предприятия и порядок формирования цен на них;

- выявить проблемы и недостатки ценовой политики на исследуемом предприятии;

- разработать мероприятия по улучшению ценовой политики предприятия и оценить их эффективность.

Содержание

Введение 1

1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики 3

1.1 Сущность цены в рыночной экономике 3

1.2 Методы и факторы рыночного ценообразования 9

1.3 Основные задачи и цели ценовой политики предприятия 15

1.4.Цены и ценовая политика. Особенности ценообразования 21

Практика на основе автосервиса «VOLT» ИП Аляжетдинов Р.Т. 24

Заключение 40

Список используемой литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что  в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании  производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

     Функции цены — это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

     Функции цены отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и  реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские  свойства. Цены регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества. Посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

     Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:

     • учетно-измерительную;

     • регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);

     • распределительную (перераспределительную);

     • способствующую рациональному размещению производства;

     • стимулирующую;

     • социальную.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

     Распределительная функция цены взаимосвязана с  функцией, способствующей рациональному  размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора  экономики в другой, в котором  имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться  от издержек производства и реализации товаров.

     На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более  сложными и многообразными, поэтому  маркетинговые службы предприятий  должны заниматься изучением данного  вопроса.

     Таким образом, все рассмотренные функции  цен взаимосвязаны и проявляются только в системе разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.

 

      1.2 Методы и факторы рыночного  ценообразования  

     Методология ценообразования включает в себя совокупность общих положений (правил), нормативных актов, принципов и методов разработки прогнозируемой концепции и стратегии ценообразования, определения и обоснования видов цен, формирования системы цен, управления ценообразованием, контроля за ценами.

     Методология ценообразования едина для всех уровней установления цен и на ее основе разрабатывается стратегия ценообразования. Основные положения и правила формирования цен не должны изменяться в зависимости от того, кто и на какой срок их устанавливает, и это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен.

     Основу  методологии ценообразования составляют методы и принципы формирования цен.

     Методы  ценообразования позволяют разработать практические рекомендации и средства (механизмы) для реализации выбранной стратегии ценообразования. В практике ценообразования существует целый ряд разных методов формирования цен, зависимых от типа (конъюнктуры) рынка, конкуренции потребительских свойств и качества продукции и целей, которые преследует производитель (продавец) товаров. В настоящее время разработаны и применяются методики определения цен новых видов товаров и услуг, учета в ценообразовании средних издержек производства и прибыли (целевой), природно-географических факторов, а также другие методики, предназначенные для разных уровней управления, видов цен и групп товаров.

     Важным  элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные  с методами формирования цен.

     Принципы  ценообразования — это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

     Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.

     Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в национальной экономике системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

     Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение её качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

     Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

     Принцип непрерывности процесса ценообразования  определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

     Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.

     В каждой отрасли национальной экономики  имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам  налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений. В связи с этим выполнение всех общих принципов, правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен.

     Таким образом, цель контроля за соблюдением  государственной дисциплины цен - это  проверка правильности применения установленных  законодательством и нормативными документами общих принципов, положений, рекомендаций и правил ценообразования в министерствах, ведомствах, органах управления республик, краев, областей, на предприятиях, в организациях, объединениях, компаниях, фирмах, ассоциациях, концернах.

     Факторы ценообразования

     Рыночное  хозяйство может эффективно функционировать  только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга или договора купли-продажи между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) с учетом конкурентного выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизведения равновесия рынка.

     При свободном ценообразовании и самостоятельности предприятий в определении цен возникает необходимость выявления, анализа и учета всех условий и факторов, под воздействием которых формируются рыночные цены.

     Необходимыми  условиями рыночного ценообразования  являются:

     1) реальная экономическая самостоятельность,  свобода выбора действий предприятий  (фирм) — субъектов хозяйствования, т.е. агентов рынка как собственников;

     2) установление цен на рынке,  т.е. формирование цен осуществляется  не в сфере производства (на  предприятии), а в сфере реализации продукции — на конкретном рынке, при этом цены товаров определяются самостоятельно их собственниками — субъектами хозяйствования;

     3) равновесие рынка, цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения;

     4) наличие конкуренции и отсутствие (преодоление) монополизма, обеспечивающих  экономический прогресс и возможность  выбора поведения субъектов хозяйствования;

     5) коммерческая основа отношений  субъектов хозяйствования, реализуемая  посредством взаимовыгодных договоров, соглашений, контрактов купли-продажи;

     6) содействие и правовая защита  договорных и контрактных отношений,  других хозяйственных споров, гарантирующих  возмещение потерь, убытков и  упущенной выгоды;

     7) законодательная гарантия со  стороны государства в сфере самостоятельной организации производства, обращения и реализации товаров (услуг) по рыночным ценам (с учетом государственного регулирования пен) субъектами хозяйствования, использование юридических норм для экономического регулирования.

     Факторы рыночного ценообразования —  это взаимосвязанный комплекс экономических  сил и интересов, оказывающих  основное воздействие на формирование цен. В условиях свободного ценообразования  и самостоятельности предприятий  перед ними встают проблемы экономически выгодного установления цен их продукции, выбора и реализации стратегии с учетом факторов, влияющих на уровень и структуру цен продукции своего предприятия и приобретаемых им ресурсов. При этом действуют факторы, которые определяются государственными органами и которые, безусловно, приходится учитывать. Но доминирующее воздействие на формирование пен оказывают условия объективно складывающегося рынка, которые обусловливаются факторами макроэкономической конъюнктуры, определяющей общую динамику или стабилизацию пен [1].

     К основным факторам, формирующим конкретные рыночные цены, относятся:

     — факторы спроса, определяющие цену товара, которую предлагает покупатель:

     — платежеспособный спрос — средства, которые может выделить покупатель на приобретение данного товара;

     — уровень сбережений, накоплений, которые  по-разному влияют на спрос товаров  текущего потребления и товаров  инвестиционной направленности;

     — объем спроса, т.е. количество товара, которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены;

     — потребительские свойства товара, характеризующие его полезность, новизну и качество;

Информация о работе Совершенствование ценовой политики автосервиса