Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование особенностей и механизма формирования цен и устойчивого равновесия на рынке нефтепродуктов. Решение поставленной цели обусловило постановку следующих задач: - рассмотреть основные принципы ценообразования - выявить отличительные особенности сферы нефтепереработки в механизме образования цен компании ОАО «НК РОСНЕФТЬ». Объект исследования - рынок нефтепродуктов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Характеристика рынка нефти.
1.1. Нефтяная промышленность России.
1.2. Рынок российской нефти.
1.3 Биржевая торговля нефтепродуктами.
Глава 2. Стратегии и методы ценообразования на
нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть».
2.1 История предприятия ОАО НК «Роснефть».
2.2 Факторы, определяющие цену на нефть.
2.3 Стратегии и методы ценообразования на
нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть».
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

    Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

[4]Транспортировка нефти

    Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.

Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).

В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

 

Рынки сбыта нефти

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.

Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

   [5]Внутренние потребности России в нефти

Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках.

 

 

 

 

1.3  Биржевая торговля нефтепродуктами

    [6]О том, что в России следует создать товарно-сырьевую биржу для торговли нефтью, газом и нефтепродуктами, государственные чиновники задумывались ещё в прошлом веке. Но в те времена государство было больше обеспокоено другими проблемами и дальше разговоров дело не шло.

Нефти сорта Urals добывается во много раз больше, чем Brent. При этом Brent торгуется на ICE Futures, цена этого сорта нефти является важнейшим индикатором мирового рынка энергоносителей, а сорт Urals не присутствовал ни на одной бирже. Толчком к созданию нефтегазовых бирж в России стали слова Владимира Путина, произнесённые им 10 мая 2006 года. В послании Федеральному собранию тогдашний президент России сказал: "…необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами. Торговлю - с расчетом рублями. Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас? Правительству следует ускорить решение этих вопросов..."

    Особенностью нынешнего государственного устройства России является тот факт, что слова В.Путина принято воспринимать всерьёз. Раз он сказал, что необходимо развивать биржевую торговлю, значит, действительно пришла пора браться за дело. С момента этого заявления прошло уже 3 года. Срок вполне достаточный для создания товарных бирж. Посмотрим, что удалось сделать за это время.

28-29 апреля 2009 года состоялась конференция "Биржа как инструмент торговли нефтью и нефтепродуктами". В конференции приняли участие представители всех российских бирж, связанных с нефтегазовым комплексом. Сайт НГФР выступал в качестве информационного спонсора этого мероприятия.

РТС

    Первой торги российскими энергоносителями организовала Фондовая биржа РТС. Товарная секция биржи была создана на базе действующего рынка срочных инструментов (ФОРТС). 8 июня 2006 года стартовали торги фьючерсными контрактами на нефть сорта Urals. Контракты не предусматривают возможность поставки реального товара, выполнение обязательств осуществляется путём финансовых расчётов.

Благодаря простоте и удобству работы с РТС, а также исключительно низким расходам на совершение сделки, фьючерсные контракты быстро обрели популярность. Окрылённая успехом, РТС анонсировала запуск торгов фьючерсами на нефтепродукты: дизельное топливо, бензин, авиакеросин, мазут. 20 февраля 2007 года начались торги контрактами на дизельное топливо. В отличие от нефтяных фьючерсов, контракты на нефтепродукты предусматривали реальную поставку товара. Базисом поставки была выбрана ЛПДС "Володарская" ОАО "Мостранснефтепродукт". В случае успеха биржа намеревалась ввести в обращение контракты на другие виды нефтепродуктов. Но ожидаемого успеха не последовало. Поставочные контракты на нефтепродукты не вызвали интереса у финансовых спекулянтов, участвующих в торгах на РТС. Новых клиентов, готовых работать с реальным товаром, биржа привлечь не смогла. Кроме того, поставочные фьючерсы не Для расчётов по контрактам на Urals используется величина, вычисляемая по формуле: значение ICE Brent Index + среднее значение Platt's Urals spot price differential за 14 календарных дней до дня исполнения.

могут покупать и продавать физические лица, обеспечивающие значительную долю оборота в секции деривативов РТС. Для расчётов по контрактам на Urals используется величина, вычисляемая по формуле: значение ICE Brent Index + среднее значение Platt's Urals spot price differential за 14 календарных дней до дня исполнения.

Интерес участников рынка сконцентрировался на расчётных контрактах, позволяющих эффективно хеджировать риски владения пакетами ценных бумаг нефтегазовой отрасли, а также реализовывать спекулятивные стратегии на товарном рынке. Через некоторое время стало очевидно, что участники рынка в наибольшей степени ориентируются на нефть сорта Brent. Контракты на Urals используются лишь благодаря высокой корреляции цен, что обусловлено принципом определения цены исполнения контракта. 8 октября 2008 года РТС ввела в обращение расчётные контракты на нефть сорта Brent. Объём торгов быстро сместился в сторону нового инструмента, фьючерс на Urals стал неликвидным.

    Торговля нефтяными фьючерсами на РТС производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, запуск товарной секции нельзя признать неудачным. К весне 2009 года дневной объём торгов фьючерсами на нефть достиг 0,7-0,8 млн баррелей, что составляет около 1% от мировой добычи нефти. Вместе с тем, торгуемые инструменты слабо взаимосвязаны с реальным рынком нефти в России, котировки нефти в РТС лишь отражают цены аналогичных фьючерсов, обращающихся на ICE Futures. Биржевые торги на РТС не позволили решить ни одной задачи, поставленной правительством: товарная секция РТС не оказывает влияния на внутренний рынок нефти в России и не позволяет сформировать внутренние ценовые индикаторы.

    Почему запуск поставочных фьючерсов на дизтопливо оказался неудачным? С таким вопросом корреспондент НГФР обратился к Илье Морозу, возглавлявшему управление рынка товарных деривативов Фондовой биржи РТС до 2008 года.

НГФР: Почему РТС прекратила обращение поставочных фьючерсов на дизельное топливо?

Илья Мороз: Фьючерсный рынок может эффективно функционировать только при наличии ликвидного спотового рынка товара. Маркет-мейкеры, поддерживающие торговлю фьючерсами в РТС, не имели чётких ценовых ориентиров, не могли хеджировать свои риски на рынке реального товара.

Биржа Санкт-Петербург

    Биржа "Санкт-Петербург" была основана летом 1990 года. Чем только не торговали на этой бирже! Продовольствие, стройматериалы, древесина, самолеты, корабли, телевизоры, различные металлы, акции, облигации, валюта, производные инструменты... До либерализации торговли акциями ОАО "Газпром" фондовая биржа "Санкт-Петербург" имела статус официальной торговой площадки для совершения сделок с "внутренними" акциями "Газпрома". В начале 2003 года на бирже "Санкт-Петербург" начались торги фьючерсами на нефть сортов Urals и Brent.

В 2007 году биржа "Санкт-Петербург" подала документы на участие в конкурсном отборе на выбор площадки для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов, организованном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства РФ №350 от 5 июля 2007 года "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи".

17 сентября 2008 года на бирже "Санкт-Петербург" состоялись первые биржевые торги нефтепродуктами. Сейчас торги ведутся регулярно, но активность участников невысока. В марте 2009 года реализовано всего 20,1 тыс. тонн нефтепродуктов.

В перспективе на биржа "Санкт-Петербург" планирует запустить в обращение фьючерсные контракты на нефтепродукты. Учитывая опыт биржи в создании рынка срочных инструментов, можно предположить, что этот проект будет успешно реализован.

В июне 2008 года биржа "Санкт-Петербург" открыла новое здание на Васильевском острове высотой 18 этажей. Вокруг здания разгорелся скандал, многие жители города сочли, что высотное здание портит вид Васильевского острова. 11 августа 2008 года градостроительный совет Санкт-Петербурга принял решение о сносе двух верхних этажей нового здания биржи.

СПбМТСБ

    Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа создана совсем недавно, в мае 2008 года. Биржа изначально была ориентирована на организацию торгов нефтепродуктами, проведение которых началось 23 сентября 2008 года - всего на 5 дней позже, чем на бирже "Санкт-Петербург".

Информация о работе Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть»