Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование особенностей и механизма формирования цен и устойчивого равновесия на рынке нефтепродуктов. Решение поставленной цели обусловило постановку следующих задач: - рассмотреть основные принципы ценообразования - выявить отличительные особенности сферы нефтепереработки в механизме образования цен компании ОАО «НК РОСНЕФТЬ». Объект исследования - рынок нефтепродуктов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Характеристика рынка нефти.
1.1. Нефтяная промышленность России.
1.2. Рынок российской нефти.
1.3 Биржевая торговля нефтепродуктами.
Глава 2. Стратегии и методы ценообразования на
нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть».
2.1 История предприятия ОАО НК «Роснефть».
2.2 Факторы, определяющие цену на нефть.
2.3 Стратегии и методы ценообразования на
нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть».
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Ресурсная база

Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,8 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов «Роснефть» является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 25 лет, а бóльшая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания располагает также 12,5 млрд барр. н. э. вероятных запасов и 10,5 млрд барр. н. э. возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

Геологоразведка

«Роснефть» активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений, чтобы обеспечить устойчивый рост добычи в долгосрочной перспективе. У Компании один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов, который за последние 5 лет в среднем составил около 150% без учета приобретений. Основную часть геологоразведочных работ «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России, таких, как Восточная Сибирь, шельф южных морей России, а также на Дальнем Востоке. В 2010 г. Компания приобрела несколько участков на Арктическом шельфе России, одном из наиболее перспективных регионов в мире.

Добыча нефти

     «Роснефть» успешно реализует стратегию устойчивого роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2010г. Компания добыла 115,8 млн т нефти (847 млн барр.). Таким образом, с 2004г. добыча выросла почти в 6 раз. Одновременно «Роснефть» демонстрирует высокую эффективность деятельности в целом и имеет самый низкий уровень удельных операционных затрат на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.

Добыча газа

«Роснефть» является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд куб. м газа в год и обладает огромным потенциалом для дальнейшего наращивания добычи благодаря наличию значительного объема запасов. В настоящее

время «Роснефть» реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Переработка

Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании составил по итогам 2010г. рекордные для российского перерабатывающего сектора 50,5 млн тонн (369 млн барр.) Заводы «Роснефти» имеют выгодное географическое положение, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью улучшения баланса между добычей и переработкой, а также для увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

Экспортные терминалы

Отличительная черта «Роснефти» – наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке, Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. «Роснефть» в настоящее время осуществляет комплексные программы их расширения и модернизации с целью обеспечения соответствия этих мощностей планируемым объемам экспорта.

Сеть АЗС

Одной из стратегических задач «Роснефти» является увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью Компания развивает розничную сбытовую сеть, которая сегодня насчитывает более 1 700 АЗС. По количеству АЗС «Роснефть» занимает 2-е место среди российских компаний.

Успешно развиваются в компании новые перспективные направления бизнеса - бункеровка и заправка воздушных судов.

Корпоративное управление

«Роснефть» строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, раскрытия информации, а также финансовой отчетности. С 2006 г. треть мест в Совете директоров занимают независимые директора. Компания следует политике высокой социальной ответственности не только перед своими сотрудниками, членами их семей и жителями регионов, в которых она осуществляет свою деятельность, но и перед обществом в целом.

Стратегические партнерства

В январе 2011 г. «Роснефть» и одна из ведущих мировых нефтегазовых корпораций - ВР объявили о глобальном стратегическом альянсе. Компании договорились о совместной работе на арктическом шельфе РФ, а также об обмене акциями.

В начале 2011 г. «Роснефть» достигла договорённостей с лидером мировой нефтегазовой отрасли компанией ExxonMobil о совместном освоении ресурсов российского шельфа Черного моря.

«Роснефть» также имеет давние партнерские отношения с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией («Восточная нефтехимическая компания» и ООО «Восток-Энерджи»), а также с другой ведущей китайской нефтяной компанией – Sinopec (проект «Сахалин-3» и ОАО «Удмуртнефть»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2  Факторы, определяющие цену на нефть.

[10][11]Вообще, самые существенные факторы, влияющие на мировые цены,– это спрос на нефть и ее предложение. А также все, что их определяет, в том числе геополитическая ситуация, темпы роста мировой экономики, погодные условия.

В 2004 цены на нефть резко рванули вверх после неожиданного скачка потребления со стороны Китая и Индии. В настоящее время крупнейшие потребители нефти в мире – США и Китай. Но темпы прироста потребления снизились: Китай сокращает закупки, а в Соединенных Штатах появились признаки замедления темпов развития экономики, создающие риск падения спроса.

Еще один фактор, от которого зависит динамика котировок,– это объем аккумулированных запасов, как нефти, так и нефтепродуктов. Данные о состоянии запасов в США, которые публикует Министерство энергетики страны, незамедлительно ведут к изменению котировок – хотя и не всегда существенному.

И, наконец, был, есть и будет такой фактор, как погода. Цена на нефть в начале следующего года в значительной степени будет зависеть от того, мягкой или суровой выдастся зима.

Это факторы, которые относятся к спросу. Что касается предложения, влияние на рынок может оказать ОПЕК, хотя ее значимость в последние годы существенно снизилась. Немаловажна также позиция тех стран, которые не входят в организацию стран-нефтеэкспортеров, в том числе России и государств Каспийского региона.

Важно помнить, что, несмотря на то, что мы привыкли говорить о ценах на нефть и о спросе на нефть, потребителям нужны продукты переработки, и недостаток перерабатывающих мощностей в мире также оказывает значительное влияние на цены. Эту проблему хорошо осознает ОПЕК, страны-участницы которой уже подключились к строительству НПЗ: организация заявила о намерении увеличить мощности по переработке на 500 тыс. барр./сут в 2005-2008 годах. Между тем, по данным организации, в указанный период спрос на ее сырье вырастет на 1,5 млн барр./сут.

Говоря о нефтяных котировках на международных рынках, можно также коснуться проблемы региональных цен на отдельных сегментах рынка – таких как, например, Северо-Западная Европа, Средиземноморье, Азиатско-Тихоокеанский регион. Здесь колебания котировок не в последнюю очередь зависят от запуска новых трубопроводных маршрутов, определяющих объемы поставок сырья.

Например, начало работы трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан мощностью 1 млн барр./сут, по которому легкое малосернистое сырье из Азербайджана прокачивается на побережье Средиземного моря, спровоцировало отток сырья из Ливии и Алжира в Азию. Нефть этих стран похожа по качеству на Азербайджанскую легкую, и во избежание обвала цен североафриканские страны принялись осваивать новые рынки.

Строительство трубопровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) из России в Азию также в перспективе может привести к изменению торговых потоков (см. таблицу "Основные направления экспорта нефти из России"). Предложение российской среднесернистой нефти Urals в Средиземноморье и Северо-Западной Европе уменьшится, возникнет конкурентный рынок сбыта.

По прогнозам Министерства промышленности и энергетики РФ, за счет строительства нефтепроводов ВСТО и Харьяга–Индига к 2015 году "Транснефть" обеспечит прокачку до 308 млн т/год по сравнению с 221 млн т/год в 2005 году. Минпромэнерго ожидает, что поставки нефти в Европу, включая европейские страны СНГ, снизятся до 200 млн т/год к 2015 году против 234,1 млн т/год в 2005 году. Доля российского сырья в объеме потребления европейских государств должна сократиться до 20,6% с нынешних 24,9%. Это будет способствовать росту цен на российский сорт.

Отдельного внимания при обзоре ситуации на мировом рынке заслуживает ОПЕК. В свое время решения ОПЕК о снижении или увеличении объемов добычи приводили к значительным изменениям цен на нефть, но теперь влияние организации на рынок стало снижаться. Поведение нефтяных котировок во второй половине 2006 года говорит о том, что рынок почти перестал считаться с решениями организации. Что касается официальной квоты, ОПЕК даже перестала ее пересматривать. Участники организации сами признают, что это понятие перестало быть актуальным. Точно так же, как понятие «ценовой диапазон», в зависимости от которого организация ранее пересматривала объемы добычи.

    В последние годы важной частью ценообразования на мировом рынке нефти слал политическая составляющая. Прежде всего, это относится к нестабильной политической ситуации на Ближнем Востоке. Скачки цен на нефть были зафиксированы после начала военной операции США против Ирака, во время войны Израиля с Ливаном и в связи с ситуацией вокруг иранской ядерной программы. В ближайшие годы не стоит ожидать стабилизации ситуации, поскольку нерешенной остается проблема взаимоотношений Израиля и окружающих его арабских государств, американцы никак не могут нормализовать обстановку в Ираке, а Иран все активнее заявляет о своих амбициях на статус региональной державы и претензиях на лидерство во всем арабском мире.

    Зависимость цены на нефть на внутреннем рынке России от конъюнктуры международного рынка нефти и нефтепродуктов наблюдается только в долгосрочном периоде на уровне тренда. В краткосрочном периоде возможны ситуации, когда цена на нефть в мире растет, а в России падает, и наоборот.

Связано это с тем, что при формировании цен на нефть для поставок на внутренний рынок участники торгов анализируют конъюнктуру экспортных рынков нефти и нефтепродуктов, а также ее возможные изменения в краткосрочном периоде. Это объясняется спецификой торговых операций при продаже нефти внутри России: крупные нефтяные компании определяют цену на нефть в течение торгового периода, располагающегося, как правило, в интервале между 15-м и 25-м числом каждого месяца. В этот период устанавливается цена на поставки сырья в следующем месяце. Например, цена на нефть, установленная 20 ноября, определяет ценовую конъюнктуру декабрьских поставок.

    Торговый период имеет плавающие временные границы, то есть может продолжаться от полутора дней до двух недель. В этот период заключаются договоры на поставку основных объемов нефти, реализуемых на внутреннем рынке. Между торговыми периодами могут реализовываться только относительно небольшие объемы нефти, в основном за счет продажи мелких партий независимыми производителями.

Стоимость российской нефти при поставках на внутренний рынок также зависит и от других факторов – например, от величины экспортной пошлины на нефть, которая также рассчитывается в зависимости от международной цены на сырье, транспортных издержек, наличия или отсутствия свободных мощностей на наиболее привлекательных экспортных направлениях.

Если пристально посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, то становится очевидно, что страны ОПЕК добывают нефть на пределе своих возможностей. То же относится и к России. Однако увеличение поставок нефти этими странами не выправляет ситуацию, так как они поставляют на рынок нефть среднего или низкого качества, а рынок нуждается в "легкой" нефти, чтобы удовлетворить растущий спрос на качественный бензин. Западные страны просят ОПЕК добывать больше, но картель говорит, что корень проблемы не в недостатке нефти на рынке, а в недостатке перерабатывающих мощностей.

Прирост мощностей переработки отстает в разы от прироста добычи и спроса. НПЗ, пытаясь удовлетворить спрос на высококачественный бензин и авиационное топливо, конкурируют друг с другом за поставки высококачественной нефти, чем поднимают на нее цены. Если бы перерабатывающих мощностей было больше, то многие компании могли бы позволить себе покупать менее качественную нефть, чем несколько охладили бы весь рынок.

    Ряд аналитиков называет все это спекуляциями, указывая, что за минувшие годы на рынок нефти пришли играющие на повышение инвестиционные банки и фонды, для которых нефть - товар, подобный облигациям или акциям.

И последнее: цена за баррель в 60-70 долларов кажется непомерно высокой. И действительно, в абсолютных цифрах это в два раза выше, чем в 2001 году. Однако в относительных числах, то есть с учетом инфляции, нефть стоит сегодня гораздо дешевле, чем в 1970-х или в начале 1980-х годов.

С августа 1973 года по январь 1974 года цены на нефть выросли на 8,5 доллара, что означало рост цен на 274% за полгода.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «Роснефть»