Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: «Использование мультимедийной и интерактивной техники при  обучении информатике учащихся основной школы»

Содержание

Введение

Глава 1. Курс информатики  и особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в школе

1.1 Особенности обучения  информатике

1.2 Мультимедийная и интерактивная  техника

1.3 Мультимедийное программное  обеспечение

1.4 Особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в обучении

Глава 2. Методика обучения информатике  в основной школе с применением  мультимедийной и интерактивной  техники

2.1 Отбор содержания обучения  разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ» курса информатики

2.2 Создание учебного материала  для проведения уроков информатики  с помощью мультимедийной и  интерактивной техники

2.3 Разработка методов  обучения информатике школьников  с использованием мультимедийной  и интерактивной техники

2.4 Экспериментальная проверка  эффективности применения разработанной  методики

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность проблемы.

В современном мире для  любой организации, в том числе  и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем  в эру информатизации. Одним из направлений которой становится процесс информатизации образования. Предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной  техники, методов и средств информатики  для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для  развития творческого, интеллектуального  потенциала обучаемого. Способностей к коммуникативным действиям; для  интенсификации всех уровней учебно-воспитательного  процесса, повышения его эффективности  и качества. Поэтому компьютер  является центральной фигурой в  данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести  обучение на новый уровень. Всему  этому способствует внедрение в  учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в  школах стали появляться интерактивные  доски, мультимедийные проекторы и  т.д. Таким образом, применение их на уроке информатики и ИКТ не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета информатики  в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение  этого процесса.

В современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование  в учебном процессе компьютера, который  является наивысшим техническим  средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для  учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое  средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и  маркерную доски.

Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную  технику на уроках информатики и  ИКТ, но уровень и качество использования  говорят о необходимости дальнейшего  исследования проблемы. В настоящее  время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных  с мультимедиа, не говоря уже о  четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках информатики и ИКТ. Таким образом, стоит отметить необходимость и  новизну написания работ по данной тематике.

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике  и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.

Объект исследования: система  обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.

Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с  использованием мультимедийной и интерактивной  техники.

Гипотеза исследования: внедрение  и разработка методов использования  мультимедийной и интерактивной  техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики  и ИКТ способствует повышению  активности учащихся на уроках и, как  следствие, повышению эффективности  обучения информатике.

В ходе выполнения дипломной  работы были поставлены следующие задачи:

проанализировать научную  литературу по теме дипломной работы;

отобрать содержание обучения разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ» курса информатики;

разработать учебный материал для проведения уроков информатики  в условиях использования мультимедийной и интерактивной техники;

разработать методы обучения информатике школьников,предусматривающие  использование мультимедийной и  интерактивной техники;

экспериментально проверить  разработанную систему обучения.

В ходе написания дипломной  работы были использованы следующие  методы:

анализ научной литературы;

разработка материалов по теме дипломного проекта;

проведение эксперимента.

Новизна дипломной работы состоит в рассмотрении мультимедийной и интерактивной техники в  качестве средства обучения информатике, в обосновании возможности ее использования в учебном процессе, в разработке новых методов обучения информатике и ИКТ.

Практическая значимость работы состоит в том, что в  работе рассмотрены преимущества использования  мультимедийной и интерактивной  техники, выступающих в качестве средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации  и интерактивные учебные пособия  для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике  и ИКТ в рамках обучения разделу  «Аппаратные и программные средства ИКТ». В ходе исследования усовершенствована  система обучения информатике и  ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники, что  было выражено в:

создании учебного материала  для проведения уроков информатики  с помощью мультимедийной и интерактивной  техники;

разработке методов обучения информатике с помощью мультимедийной и интерактивной техники.

Глава 1. Курс информатики  и особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в школе

Классические символы  школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные  интерактивные доски. Использование  интерактивной доски на уроке - это  не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Данное новшество прогресса  позволяет, превратить порой скучный  процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийная и интерактивная  техника способна преобразить любой  учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.

Формирование информационной культуры закладывается в школе  в результате изучения новых направлений  информатики. К этим направлениям относятся: телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и  базы данных, мультимедиа и гипермедиа технологии. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать  и внедрять эти технологии в образование. Постановка проблемы и начальные  этапы ее реализации были осуществлены в восьмидесятых годах двадцатого века А.П. Ершовым, Б.С. Гершунским, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной и другими  учеными. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Использование  мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных  школ должны владеть механизмами  поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов  и уметь выражать свои идеи через  использование различных видов  информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

При этом возникают трудности  внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным  обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как  правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных  особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с  учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.

Работа с интерактивной  доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить  заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии, этого можно добиться на уроках информатики и ИКТ. Преподаватели  говорят, что подготовка к уроку  на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

При использовании интерактивной  доски значительно повышается эффективность  урока за счет инновационной наглядности  изучаемого материала; возможности  показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной  мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности информатики  и ИКТ.

1.1 Особенности обучения  информатике

Говоря о преподавании информатики, следует первоначально  изучить нормативную документацию, а именно стандарты образования.

В данном документе идет речь не только о перечне необходимых  ЗУН учащихся, но и о возможном  техническом оснащении уроков информатики. Например, использование в преподавании курса «Информатики и ИКТ» специальных  технических средств и новейшего  оборудования, таких как интерактивные  доски и мультимедийные проекторы.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И  ИКТ:

Изучение информатики  и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного  общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ  СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Представление информации. Информация, информационные объекты различных  видов. Язык как способ представления  информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования  объектов и процессов, в том числе  – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления  информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации. Процесс  передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и  декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические  конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание  и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное  устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс  пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение  общего назначения. Представление о  программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы  общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика  и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Основные устройства ИКТ. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование  различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия  безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными  информационными объектами в  наглядно-графической форме (графический  пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование  и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для  хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость  информационных продуктов, услуг связи.

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы