Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

 

Это может значительно  увеличить объем изучаемого материала  на уроке. Интерактивная доска позволяет  делать снимки с экрана при воспроизведении  видео, чтобы потом работать с  этими файлами изображений - сохранять  их, распечатывать, делать аннотации  и т.д.

 

Drag and drop

(Перетащи и отпусти)

 

Это позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное  программное обеспечение для  обучения).

 

Выделение объектов

 

Текст, диаграммы и изображения  могут быть подсвечены на доске, чтобы  учителя и ученики могли сосредоточиться  на специфических аспектах определенного  объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием  только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение  урока.

 

Вырезать и вставить

 

Фрагменты текста, изображения  и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь  восстановлены. Эта особенность  интерактивной доски позволяет  ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться  на шаг назад, восстановить все в  прежнее состояние.

 

Флип-чарты (лекционные плакаты)

 

Страницы флип-чартов могут  перелистываться назад и вперед, позволяя учителям пробежаться через  все содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые  ученики не поняли материал.

 

Разделение экрана

 

Экран интерактивной доски  можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные  режимы работы.

 

Вращение объектов

 

Перемещайте, вращайте и отображайте  объекты средствами интерактивной  доски

 

Подключение электронного микроскопа

 

Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат на доске.

 

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы  не жалеют денег на приобретение столь  дорогостоящего оборудования для кабинетов?

Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время  они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с  классом:

помогают расширить использование  электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании  стандартных средств.

позволяют учителю увеличить  восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала  на уроке, будь то картинка из Интернета  или крупномасштабная таблица, текстовый  файл или географическая карта. Интерактивная  доска становится незаменимым спутником  учителя на уроке, отличным дополнением  его слов.

позволяют учителю создавать  простые и быстрые поправки в  имеющемся методическом материале  прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под  конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

позволяют ученикам принимать  участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.

позволяют ученикам выполнять  совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.

позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

При полной интеграции интерактивных  досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.

Итак, рассмотрев, возможности, которые дает использование интерактивной  доски в образовании, убедились, что интерактивная доска - это  современное средство, позволяющее  сделать обучение в школе более  эффективным.

Перечислим основные недостатки интерактивных досок, преграды, которые  встают при желании использовать интерактивные доски в образовании.

намного дороже, чем стандартные  доски или же проектор с экраном.

поверхность интерактивных  досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также  очень дорогостоящая услуга (в  России такой ремонт, возможно, будет  равноценен покупке новой доски).

изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся  около доски.

переносные интерактивные  доски (и проекторы) должны быть более  защищены от кражи, порчи и т.д. Также  при использовании переносных досок  при каждом переносе на новое место  доску необходимо настраивать (калибровать).

неграмотное использование  расширенных функций интерактивной  доски может привести к отображению  на экране не корректной информации.

если к интерактивной  доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут  передать на экран нежелательное  сообщение или рисунок.

Это основные недостатки интерактивных  досок. Мы убеждены, что большинство  перечисленных недостатков не такие  серьезные, чтобы привести к мысли  об отказе использования интерактивной  в образовательном процессе.

Компьютерная мультимедийная интерактивная система должна обеспечить:

широкие возможности выбора учителем, как общей концепции  курса, так и сценария каждого  занятия и каждой темы;

достаточно широкие возможности  выбора учащимся наиболее удобного для  них темпа восприятия и фиксации материалов;

возможности сопоставления  и аргументации альтернативных визуализированных  концепций и положений (в том  числе и в режиме самостоятельной  работы с системой);

широкие возможности реализации «педагогики сотрудничества», когда  на базе одинаково доступной информационной системы возникает творческий диалог учащегося и учителя.

Приведенные выше сведения о  мультимедийной и интерактивной  технике позволят разобраться в  принципах ее построения, а также  позволят сделать выбор в пользу того или иного оборудования. Хотя зачастую выбор технических средств  основывается не только на возможности  выбора лучшего, но также на финансовых возможностях учебного заведения, а  также на соответствии оборудования санитарным и гигиеническим нормам, предъявляемым учебному заведению. Выбор интерактивной и мультимедийной техники ложиться на плечи учителей информатики, которые буду непосредственно  работать с этой аппаратурой на своих  занятиях и администрации конкретного  учебного заведения, так как критерии выбора у каждого свои и в каждом конкретно случае, вкусы расходятся, кто-то гонится за сверхвозможностями, кто-то, ограничен финансово. Данный вопрос решать достаточно трудно, поэтому  при выборе интерактивной мультимедийной техники можно выделить основные требования:

конфигурации и наличие  всех необходимых запчастей;

соответствие цены и качества;

возможности настройки и  устранения неполадок;

характеристики устройства и совместимость с другой техникой;

наличие драйверов и специального программного обеспечения;

время эксплуатации.

Можно сделать выводы, что  аппаратура, поставляемая зачастую в  школы, используется в основном, на уроках информатики и ИКТ, а так  же для различных открытых уроков, педагогических советах и конференциях.

Для реализации и применения мультимедийной и интерактивной  техники, нельзя основываться только на ее аппаратных возможностях, так же необходимо иметь инструментарий для  работы с оборудованием, а именно, некоторый спектр программного обеспечения, с помощью которого будит проходить  реализация и внедрение мультимедийной и интерактивной техники в  процесс обучения.

1.3 Мультимедийное программное  обеспечение

Программное обеспечение - наряду с аппаратными средствами, важнейшая  составляющая информационных технологий, включает компьютерные программы и  данные, предназначенные для решения  определённого круга задач и  хранящиеся на машинных носителях. Программное  обеспечение представляет собой  либо данные для использования в  других программах, либо алгоритм, реализованный  в виде последовательности инструкций для процессора.

В компьютерном сленге часто  используется слово софт (от англ. software), которое в этом смысле впервые  применил в статье в American Mathematical Monthly математик из Принстонского университета Джон Тьюки (англ. John W. Tukey) в 1958 году. В  области вычислительной техники  и программирования программное  обеспечение — это совокупность всей информации, данных и программ, которые обрабатываются компьютерными  системами. В информатике программное  обеспечение — это наборы пакетов  программ и операционных систем, которые  могут устанавливаться на персональных компьютерах, серверах и суперкомпьютерах.

Классификация ПО.

Программное обеспечение  принято подразделять по назначению на системное и прикладное, а по способу распространения и использования  на коммерческое, открытое и свободное. Свободное программное обеспечение  может распространяться, устанавливаться  и использоваться на любых компьютерах  дома, в офисах, школах, вузах, а также  коммерческих и государственных  учреждениях без ограничений.

По способу распространения (доставки, оплаты, ограничения в  использовании): Commercial Software, Freeware, Shareware, Abandonware, Adware, Free Software, Careware и др.

По назначению ПО разделяется  на системное, прикладное и инструментальное.

Системное ПО

Операционная система

Общего назначения

Реального времени

Сетевая

Встраиваемая

Загрузчик операционной системы

Драйвер устройства

Программный кодек

Утилита

Программные средства защиты:

Криптошлюз

Средство аутентификации

Средство мониторинга  и аудита

Сканер защищённости

Средство разграничения  доступа

Система криптографической  защиты, шифрования и ЭЦП

Антивирусная программа

Антиспамовая программа

Межсетевой экран

Инструментальное ПО:

Средство разработки программного обеспечения

Среда разработки

RAD

SDK

Система управления базами данных (СУБД)

Реляционная (DB2, Informix, Interbase, Firebird, Microsoft SQL Server, MySQL, Oracle, PostgreSQL, ЛИНТЕР)

Объектно-ориентированная (Cache)

Иерархическая

Сетевая

Прикладное ПО:

Офисное приложение

Текстовый редактор

Текстовый процессор

Табличный процессор

Редактор презентаций

Корпоративная информационная система:

Аудиторская программа

Бухгалтерская программа

Система MRP

Система MRP II

Система ERP

Система CRM

Система POS

Система SCM

Система управления проектами (Project Management)

Система автоматизации документооборота (EDM)

Финансово-аналитическая  система

Система управления архивами документов (DWM)

Корпоративный портал

Мультимедиа:

Компьютерная игра

Музыкальный редактор

Графический редактор

Видео-редактор

Аудиоредактор

Медиа-проигрыватель

Конкретней остановимся  на мультимедиа.

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) —  одновременное использование различных  форм представления информации и  ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео  информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Мультимедиа может быть представлена в виде основных составляющих:

Текст

Аудио

Изображения

Анимация

Видео

Интерактивность

Классификация:

Линейное представление

Нелинейное (интерактивное) представление

Мультимедиа может быть грубо  классифицирована как линейная и  нелинейная. Аналогом линейного способа  представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ, никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления  информации позволяет человеку участвовать  в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством  отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом  представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления  мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного  и нелинейного способа представления  информации, можно рассматривать  такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации, просматривающие данную презентацию  не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория  имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать  с ним прочим образом, что позволяет  докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины  или более подробно освещая спорные  части доклада. Таким образом, живая  презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

Возможности:

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы