Техника обучения передвижения на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.

Работа содержит 1 файл

техника обучения передвижения на лыжах.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

ОБУЧЕНИЕ  ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

(По материалам  учебного пособия Перова А.В., Корчевского А.В. «Лыжная подготовка».

- Минск, 2006)

ФОРМИРОВАНИЕ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В основе формирования двигательного навыка лежит условно

рефлекторная  деятельность человека. В процессе обучения приему или

действию в  коре больших полушарий возникает  комплекс условных

рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.

Процесс образования  двигательных навыков состоит из трех тесно

взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и  совершенствование.

В первой фазе создается общее представление  об изучаемом приеме

или действии. Обучаемый концентрирует свое внимание на воспроизведении

упражнения  в целом. При первоначальном выполнении движения образуется

целая система  новых условных рефлексов, содействующих  выполнению

определенной  мышечной работы. Внешне это проявляется  в выполнении

лишних ненужных движений, в отсутствии согласованных  движений, в

скованности и  неуверенном выполнении приема.

Для облегчения освоения сложного приема (действия) на лыжах, надо

создать наиболее благоприятные условия для обучения: занятия следует

проводить на подготовленных учебных площадках и склонах, соблюдая все

принципы обучения.

Во второй фазе образуется и уточняется навык, закрепляются основные

временные и  пространственные связи, происходит овладение  основными

формами движения.

В коре больших  полушарий головного мозга концентрируются

процессы возбуждения  и торможения на основе дифференцирования. В

процессе образования  навыка применяются ряд специальных и

имитационных  упражнений, проводимых при хорошем  состоянии лыжни и

рельефа местности.

В третьей фазе совершенствуется навык, происходит дальнейшее

освоение изучаемого приема и действия, развитие физических качеств и

устойчивого динамического  стереотипа в различных условиях.

В коре больших  полушарий происходит упрочение  системы процессов

возбуждения и  торможения, которые в определенном порядке повторяются в

ответ на внешнее  раздражение. u1042 В этой фазе исчезает скованность, движения

становятся  экономичными и точными, техника  изучаемого приема

приобретает устойчивость в различных условиях.

Средствами  обучения способам передвижения на лыжах  являются

различные специальные  и имитационные упражнения. Они направлены на

овладение элементами и техникой изучаемого приема.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения — это способы и приемы, используемые для

быстрого и  качественного овладения техникой. Во время изучения способов

передвижения  на лыжах применяются: словесный, наглядный, практический

методы обучения, воздействующие на слуховой, зрительный и двигательный

анализаторы обучаемых. На разных этапах обучения их применяют в

разнообразных сочетаниях и соотношениях.

Словесные методы составляют основу обучения. Это объяснения,

подсчет, указания, команды, оценка техники, разбор и анализ, пересказ

задания, а также  беседы и лекции. Эффективность реализации словесных

методов во многом зависит от общего интеллектуального  уровня и

профессиональной  подготовки руководителя, его способности  грамотно и

понятно, точно  и кратко, громко и разборчиво, образно  и эмоционально

излагать учебный  материал. Яркие, выразительные словесные  приемы

стимулируют активность, повышают интерес, способствуют пониманию  сути

изучаемого  движения.

При объяснении механизма выполнения упражнения выделяют самое

главное, существенное, основное в упражнении и именно на этом

сосредотачивают внимание обучаемых. Природно-естественные условия

обучения зачастую в неблагоприятную погоду с дождем, ветром, морозом,

снегопадом  требуют максимально краткого, доходчивого  объяснения, чтобы

до минимума сократить простой и не допустить  переохлаждения личного

состава.

Подсчет, особенно на начальных этапах обучения, помогает освоить

ритм движения, мобилизует внимание на правильном сочетании  махов и

толчков руками и ногами, регламентирует соотношение  интервалов между

элементами  в изучаемом упражнении.

Указания делают для предупреждения и устранения ошибок. Они

особенно u1101 эффективны при непосредственном исполнении, полезны до и

после выполнения упражнений. Указания акцентируют внимание на

ключевые детали элемента или целостного движения.

Оценка мобилизует внимание на качество выполнения отдельных

элементов, звеньев  или способа в целом. Используются различные формы

замечаний и  поощрений, при этом важно соблюдать  оптимальное сочетание

положительных и отрицательных оценок, чтобы  оценки не угнетали, а

вдохновляли, стимулировали  интерес к занятиям лыжами, вселяли

уверенность в успешное решение двигательных задач и достижение

поставленной  цели. Оценки в итоге должны давать положительный эффект.

Разбор  и анализ позволяют расчленить движение на элементы, звенья

оценить значение и задачи различных структурных  единиц. С учетом этого

выявляют грубые ошибки, искажающие основную структуру  движения, и

второстепенные (частные, индивидуальные), при которых  основа

сохраняется, но снижается эффективность и экономичность  двигательного

действия. Полезно  корректировать не только свои, но и  чужие ошибки, и

сопоставлять  свои движения с образцом. Чем сложнее  способ передвижения,

тем больше требуется  теоретического разбора и анализа  для выделения

главных составляющих в данном упражнении.

Пересказ задания дает возможность мобилизовать мышление и

мысленно воспроизвести  то или иное движение. Этот методический прием

особенно оправдан, когда какой-то элемент или упражнение в целом плохо

или совсем не получаются.

Беседы  и лекции стимулируют вдумчивый, творческий подход к

обучению, раскрывают соотношение механики, биологии и  психологии в

биомеханике движений. Предпочтение отдается вопросно-ответной форме,

которая значительно  активизирует обучаемых. Специальные  знания и на их

основе понимания  являются фундаментальной основой  обучения (чтобы

уметь, надо знать).

Наглядные методы включают показ (натуральная демонстрация

изучаемого  способа) и наглядные пособия (видеомагнитофонные записи,

плакаты с рисунками, схемами, таблицами). Успешность применения

наглядных u1084 методов зависит от грамотности, доступности, ясности, четкости,

образности  и эмоциональности сопровождающих их объяснений.

Показ — основное средство наглядности. Он должен быть образцовым

по форме  и характеру движений, с необходимой  скоростью, силой,

амплитудой  и расслабленностью движений. Поэтому  высоки требования к

владению техникой всех способов передвижения на лыжах  самим

руководителем. Недопустим неточный и небрежный  показ, так как

обучаемые могут принять его за образец.

Наглядные пособия знакомят с техникой высококвалифицированных

лыжников и  собственным исполнением (видеозапись), позволяют

многократно показывать и анализировать элементы изучаемого способа,

последовательность  смены периодов и фаз движения (кинограммы),

акцентируют внимание обучаемых на ключевых деталях двигательного

действия (плакаты). Их достоинство - уникальная возможность  отобразить

теоретические положения и детали техники, которые  трудно показать и

объяснить. Видеомагнитофонные записи, кинограммы, рисунки, схемы,

таблицы показывают технику в разных плоскостях, с  остановками на

отдельных деталях, с акцентом на существенные элементы, с возможностью

видеть движения сбоку, спереди и сзади. Это позволяет  понять причины

ошибок, помогает их устранению и способствует повышению  технического

мастерства.

Практические  методы предусматривают непосредственное

выполнение  обучающимся изучаемого движения либо в целом, либо по

частям в  зависимости от сложности. Повороты на месте, стойки спусков,

подъемы лесенкой, елочкой и полуелочкой, одновременный бесшажный ход

относят к группе простых упражнений. Их изучают целостным  методом. Все

остальные способы  передвижения на лыжах составляют группу сложных

упражнений. Если движение удается выполнить, его  изучают сразу в полной

координации. Когда  возникают трудности в овладении, применяют метод по

частям, при  котором способ делится на относительно самостоятельные

элементы, детали. Вначале овладевают элементами, составляющими  основу

движения, затем  менее существенными u1076 деталями, после  этого переходят к

освоению способа  в целом. Разучивание по частям начинается с

использования более легких подводящих, имитационных упражнений,

имеющих значительное сходство с основным действием или отдельными его

частями. Упражнения, имитирующие положение туловища, махи, толчки

руками и  ногами сначала на месте, а потом  в движении, значительно

ускоряют обучение. Имитацию используют на начальных этапах обучения.

При совершенствовании  техники предпочтение отдается целостному

выполнению  способа с полной координацией движений.

Для решения  разнообразных двигательных задач  словесные, наглядные

и практические методы обучения используют в комплексе. Сначала

Информация о работе Техника обучения передвижения на лыжах