Техника обучения передвижения на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.

Работа содержит 1 файл

техника обучения передвижения на лыжах.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

проводить в  облегченных условиях, добиваясь, чтобы  обучаемые правильно

поняли технику  выполнения способа передвижения на лыжах.

Исправлять  ошибки нужно вначале грубые, а  затем второстепенные.

Часто одна из ошибок является причиной других: передвижение

попеременным  двухшажным ходом на прямых ногах приводит к слабому

толчку ногой, затрудняет сохранение равновесия и  вызывает

преждевременное двухопорное скольжение. В результате определения и

исправления основной ошибки ликвидируются и другие, зависящие  от нее.

Для исправления  ошибок следует широко пользоваться

подготовительными упражнениями. Например, при пассивной  работе рук в

попеременном  двухшажном ходе полезно применять следующее

упражнение: поставив ноги вместе, скользить на лыжах  только за счет

попеременных  толчков палками. При плохом равновесии и отсутствии

толчка ногой  применять u171 «коньковый» ход.

Иногда для  исправления ошибок нужно создавать  условия, в которых

неправильные  движения были бы нецелесообразны. Так, при чрезмерном

выносе палок вперед и запаздывании с началом работы ими в одношажном

ходе полезно  применять этот ход на отлогом  подъеме. При запоздалом

толчке палками и медленном выносе их в попеременном двухшажном ходе

выполнять этот ход под небольшой уклон.

Тренировка (совершенствование) способов передвижения на лыжах.

Задача этого  этапа - закрепление приема, обучение целесообразному

его применению в сочетании с другими способами  передвижения на лыжах в

зависимости от условий и рельефа местности.

Совершенствование изучаемого способа передвижения на лыжах

должно проводиться  систематически и в постепенно усложняющихся

условиях: увеличение скорости передвижения, длины дистанции, выкладки;

усложнение  рельефа дистанции.

В процессе тренировки вырабатываются двигательные навыки и

физические  качества, направленные на систематическое  совершенствование

техники передвижения на лыжах и достижение высоких  спортивных

результатов. Параллельно  с совершенствованием в технике  следует уделять

внимание повышению  теоретических знаний ее основ, что  способствует

дальнейшему совершенствованию  изучаемого способа передвижения и

тактической подготовке лыжника.

Эти три этапа  обучения составляют единое целое и  исключают другую

последовательность  выполнения. На них очень важно  прочувствовать и

добиваться  правильности выполнения движений. Если вовремя не исправить

ошибку, то в  дальнейшем закрепляется стереотип  неправильного движения.

Учить легче, чем  переучивать, так как выработанный стереотип

неправильного движения не пропадает совсем, а  лишь затормаживается и

может возникнуть или проявиться в самый неподходящий момент. Контроль

за правильностью  выполнения упражнений должен вестись  непрерывно на

всех этапах обучения.

МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Места для занятий  по лыжной подготовке выбираются с  учетом

содержания  занятия и степени подготовленности u1083 личного состава, состояния

погоды и  снежного покрова.

Правильный  выбор места для проведения занятий  способствует успеху

обучения, исключает  травмы и порчу материального  имущества. Занятия по

лыжной подготовке проводятся на пересеченной местности. Площадка

должна быть сравнительно ровной, причем лучше, если одна половина ее

горизонтальная, а другая имеет небольшой уклон. На площадке

прокладывается  одна или две параллельные лыжни  на расстоянии 2,5 — 3 м

одна от другой. Внешняя лыжня описывает замкнутый  четырехугольник с

закругленными углами размером примерно 60x30 м. На внутренней лыжне

занимаются  слабейшие лыжники. В середине площадки находится лыжня для

руководителя, на которой он демонстрирует изучаемые приемы и действия.

Иногда можно  подготовить рядом два учебных  круга, между ними

прокладывается  лыжня для руководителя.

Учебные площадки лучше всего располагать на защищенных от ветра

полянах в лесу, опушках леса, лощинах.

Для разучивания  подъемов, спусков, торможений и поворотов

выбирается  несколько учебных склонов, так  как изучаемые способы требуют

различных условий. При их выборе надо учитывать состояние  снежного

покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, неровностей и других

препятствий.

Перед началом  занятий учебные склоны необходимо подготовить. Если

они покрыты  настом или рыхлым глубоким снегом, обучаемые прорубают

его лыжами, поднимаясь снизу вверх способом «лесенка».

Для привития и  закрепления навыков целесообразного  применения

различных способов передвижения на пересеченной местности  с рельефом,

наиболее характерным для применения изучаемого комплекса способов

передвижения, прокладывается учебная трасса длиной 1 - 2 км.

ТРАВМАТИЗМ, ПРИЧИНЫ  ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Основными причинами  травматизма на занятиях по лыжной

подготовке  являются:

· слабая техническая и физическая подготовка обучаемых,

недисциплинированность, невнимательность и небрежность  в

выполнении упражнений;

· несоответствие инвентаря и его неисправность;

· неправильная подготовка инвентаря, обмундирования, снаряжения и

вооружения;

· недостатки в организации и методике проведения занятий;

· неблагоприятные метеорологические условия, состояние снежного

покрова;

· переутомление, недомогание, преждевременное возобновление занятий

после ранее  полученного повреждения или  перенесенного заболевания.

Основным условием предупреждения травматизма на занятиях по

лыжной подготовке является правильная организация изучения способов

передвижения  и тренировка в их выполнении, строжайшее соблюдение

последовательности  обучения.

На занятиях необходимо постоянно учитывать  величину нагрузки,

своевременно  снижая ее, предоставляя отдых утомленным военнослужащим

или освобождая их полностью от занятий.

При подъемах и  спусках во избежание травм руководитель должен

точно указать  место, направление, дистанцию и  место построения после

выполнения  упражнения (приема).

Переоценивающих свои силы и возможности надо сдерживать, требуя

точного выполнения указаний руководителя занятий.

Разучивание приемов  горнолыжной техники должно проводиться  на

склонах гор без деревьев, кустов, пней, камней, ям, канав и других

препятствий. Особое внимание следует обращать на правильное держание

палок при спусках  с гор во избежание натыкания на них.

Частыми травмами на занятиях по лыжной подготовке являются

потертости. Меры по их предупреждению: правильная подгонка креплений,

обуви, обмундирования, снаряжения, вооружения; умение обуваться;

просушивать предметы обмундирования. Для смягчения кожи обуви

рекомендуется смазывать их жиром, сапожной или  специальной мазями.

Одной из эффективных  мер предупреждения травматизма  служит

укрепление  мышц, связок и суставов путем систематических  занятий

физическими упражнениями.

Особое внимание мерам предупреждения травматизма  нужно уделять

при организации  и проведении соревнований. Для этого  необходимо строго

соблюдать правила  подготовки мест и проведения соревнований.

Для предотвращения обморожений при проведении занятий  в

неблагоприятных u1084 метеорологических условиях нужно знать причины,

вызывающие  их и меры по их предупреждению. Основные причины

обморожений:

· низкая температура, ветер, влажность воздуха;

· влажные одежда, носки, рукавицы;

· мокрая и тесная обувь;

· плохая приспособляемость к низкой температуре, чрезмерное

переутомление, отсутствие в течение длительного  времени горячей

пищи, незнание и несоблюдение профилактических мер  обморожений.

Дополнительные  причины обморожений: неумение ходить на лыжах,

плохая подгонка обуви, одежды и креплений, проведение занятий и

соревнований  в неблагоприятных метеоусловиях.

Чаще всего  обмораживаются нос, уши, щеки, подбородок, пальцы,

пятки, колени, кисти рук, половые органы. Поэтому  перед выходом на

занятия руководитель обязан проверить экипировку и помочь устранить

недостатки  в ней. Обувь и крепления должны быть правильно подогнаны и

не сдавливать ногу. В сильный мороз ноги обертываются бумагой, а поверх

обуви надеваются чехлы из сукна.

Во время  занятий руководитель должен осуществлять контроль,

наблюдение  за обучаемыми и организовать взаимное наблюдение. В

отдельных случаях, при сильных морозах, для согревания ног необходимо

применять медленный  бег без лыж в течение 3 — 5 мин. При совершении

марша в ветреную погоду нужно прокладывать маршрут  по закрытой

местности и  чаще менять направляющих. С появлением признаков

обморожения следует  немедленно оттирать обмороженный участок  до

появления красноты и чувства тепла.

При проведении соревнований в угрожающих обморожением

метеорологических условиях не следует допускать к старту слишком легко

одетых лыжников (без рукавиц, шапочек, наушников). В  ходе соревнований

судьи, по возможности, должны наблюдать за участниками  и в случае

появления признаков  обморожений принимать необходимые  меры, вплоть до

Информация о работе Техника обучения передвижения на лыжах