Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат
В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.
проводить в облегченных условиях, добиваясь, чтобы обучаемые правильно
поняли технику выполнения способа передвижения на лыжах.
Исправлять ошибки нужно вначале грубые, а затем второстепенные.
Часто одна из ошибок является причиной других: передвижение
попеременным двухшажным ходом на прямых ногах приводит к слабому
толчку ногой, затрудняет сохранение равновесия и вызывает
преждевременное двухопорное скольжение. В результате определения и
исправления основной ошибки ликвидируются и другие, зависящие от нее.
Для исправления ошибок следует широко пользоваться
подготовительными упражнениями. Например, при пассивной работе рук в
попеременном двухшажном ходе полезно применять следующее
упражнение: поставив ноги вместе, скользить на лыжах только за счет
попеременных толчков палками. При плохом равновесии и отсутствии
толчка ногой применять u171 «коньковый» ход.
Иногда для исправления ошибок нужно создавать условия, в которых
неправильные движения были бы нецелесообразны. Так, при чрезмерном
выносе палок вперед и запаздывании с началом работы ими в одношажном
ходе полезно применять этот ход на отлогом подъеме. При запоздалом
толчке палками и медленном выносе их в попеременном двухшажном ходе
выполнять этот ход под небольшой уклон.
Тренировка (совершенствование) способов передвижения на лыжах.
Задача этого этапа - закрепление приема, обучение целесообразному
его применению
в сочетании с другими
зависимости от условий и рельефа местности.
Совершенствование изучаемого способа передвижения на лыжах
должно проводиться систематически и в постепенно усложняющихся
условиях: увеличение скорости передвижения, длины дистанции, выкладки;
усложнение рельефа дистанции.
В процессе тренировки вырабатываются двигательные навыки и
физические качества, направленные на систематическое совершенствование
техники передвижения на лыжах и достижение высоких спортивных
результатов. Параллельно с совершенствованием в технике следует уделять
внимание повышению теоретических знаний ее основ, что способствует
дальнейшему совершенствованию изучаемого способа передвижения и
тактической подготовке лыжника.
Эти три этапа обучения составляют единое целое и исключают другую
последовательность выполнения. На них очень важно прочувствовать и
добиваться правильности выполнения движений. Если вовремя не исправить
ошибку, то в дальнейшем закрепляется стереотип неправильного движения.
Учить легче, чем переучивать, так как выработанный стереотип
неправильного движения не пропадает совсем, а лишь затормаживается и
может возникнуть или проявиться в самый неподходящий момент. Контроль
за правильностью выполнения упражнений должен вестись непрерывно на
всех этапах обучения.
МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Места для занятий по лыжной подготовке выбираются с учетом
содержания
занятия и степени
погоды и снежного покрова.
Правильный выбор места для проведения занятий способствует успеху
обучения, исключает травмы и порчу материального имущества. Занятия по
лыжной подготовке проводятся на пересеченной местности. Площадка
должна быть сравнительно ровной, причем лучше, если одна половина ее
горизонтальная, а другая имеет небольшой уклон. На площадке
прокладывается одна или две параллельные лыжни на расстоянии 2,5 — 3 м
одна от другой.
Внешняя лыжня описывает
закругленными углами размером примерно 60x30 м. На внутренней лыжне
занимаются слабейшие лыжники. В середине площадки находится лыжня для
руководителя, на которой он демонстрирует изучаемые приемы и действия.
Иногда можно подготовить рядом два учебных круга, между ними
прокладывается лыжня для руководителя.
Учебные площадки лучше всего располагать на защищенных от ветра
полянах в лесу, опушках леса, лощинах.
Для разучивания подъемов, спусков, торможений и поворотов
выбирается несколько учебных склонов, так как изучаемые способы требуют
различных условий. При их выборе надо учитывать состояние снежного
покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, неровностей и других
препятствий.
Перед началом занятий учебные склоны необходимо подготовить. Если
они покрыты настом или рыхлым глубоким снегом, обучаемые прорубают
его лыжами, поднимаясь снизу вверх способом «лесенка».
Для привития и
закрепления навыков
различных способов передвижения на пересеченной местности с рельефом,
наиболее характерным для применения изучаемого комплекса способов
передвижения, прокладывается учебная трасса длиной 1 - 2 км.
ТРАВМАТИЗМ, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Основными причинами травматизма на занятиях по лыжной
подготовке являются:
· слабая техническая и физическая подготовка обучаемых,
недисциплинированность, невнимательность и небрежность в
выполнении упражнений;
· несоответствие инвентаря и его неисправность;
· неправильная подготовка инвентаря, обмундирования, снаряжения и
вооружения;
· недостатки в организации и методике проведения занятий;
· неблагоприятные метеорологические условия, состояние снежного
покрова;
· переутомление, недомогание, преждевременное возобновление занятий
после ранее полученного повреждения или перенесенного заболевания.
Основным условием предупреждения травматизма на занятиях по
лыжной подготовке является правильная организация изучения способов
передвижения и тренировка в их выполнении, строжайшее соблюдение
последовательности обучения.
На занятиях необходимо постоянно учитывать величину нагрузки,
своевременно снижая ее, предоставляя отдых утомленным военнослужащим
или освобождая их полностью от занятий.
При подъемах и спусках во избежание травм руководитель должен
точно указать место, направление, дистанцию и место построения после
выполнения упражнения (приема).
Переоценивающих свои силы и возможности надо сдерживать, требуя
точного выполнения указаний руководителя занятий.
Разучивание приемов горнолыжной техники должно проводиться на
склонах гор без деревьев, кустов, пней, камней, ям, канав и других
препятствий. Особое внимание следует обращать на правильное держание
палок при спусках с гор во избежание натыкания на них.
Частыми травмами на занятиях по лыжной подготовке являются
потертости. Меры по их предупреждению: правильная подгонка креплений,
обуви, обмундирования, снаряжения, вооружения; умение обуваться;
просушивать предметы обмундирования. Для смягчения кожи обуви
рекомендуется смазывать их жиром, сапожной или специальной мазями.
Одной из эффективных мер предупреждения травматизма служит
укрепление мышц, связок и суставов путем систематических занятий
физическими упражнениями.
Особое внимание мерам предупреждения травматизма нужно уделять
при организации и проведении соревнований. Для этого необходимо строго
соблюдать правила подготовки мест и проведения соревнований.
Для предотвращения обморожений при проведении занятий в
неблагоприятных u1084 метеорологических условиях нужно знать причины,
вызывающие их и меры по их предупреждению. Основные причины
обморожений:
· низкая температура, ветер, влажность воздуха;
· влажные одежда, носки, рукавицы;
· мокрая и тесная обувь;
· плохая приспособляемость к низкой температуре, чрезмерное
переутомление, отсутствие в течение длительного времени горячей
пищи, незнание и несоблюдение профилактических мер обморожений.
Дополнительные причины обморожений: неумение ходить на лыжах,
плохая подгонка обуви, одежды и креплений, проведение занятий и
соревнований
в неблагоприятных
Чаще всего обмораживаются нос, уши, щеки, подбородок, пальцы,
пятки, колени, кисти рук, половые органы. Поэтому перед выходом на
занятия руководитель обязан проверить экипировку и помочь устранить
недостатки в ней. Обувь и крепления должны быть правильно подогнаны и
не сдавливать ногу. В сильный мороз ноги обертываются бумагой, а поверх
обуви надеваются чехлы из сукна.
Во время занятий руководитель должен осуществлять контроль,
наблюдение за обучаемыми и организовать взаимное наблюдение. В
отдельных случаях, при сильных морозах, для согревания ног необходимо
применять медленный бег без лыж в течение 3 — 5 мин. При совершении
марша в ветреную погоду нужно прокладывать маршрут по закрытой
местности и чаще менять направляющих. С появлением признаков
обморожения следует немедленно оттирать обмороженный участок до
появления красноты и чувства тепла.
При проведении соревнований в угрожающих обморожением
метеорологических условиях не следует допускать к старту слишком легко
одетых лыжников (без рукавиц, шапочек, наушников). В ходе соревнований
судьи, по возможности, должны наблюдать за участниками и в случае
появления признаков
обморожений принимать