Техника обучения передвижения на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.

Работа содержит 1 файл

техника обучения передвижения на лыжах.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

снятия пострадавшего  с дистанции. Лучшим средством борьбы с

обморожением  является проведение ряда профилактических мероприятий.

К общим мероприятиям относятся: планомерное систематическое

закаливание организма  путем u1086 обмывания, обтирания тела холодной водой,

принятие воздушных  ванн; регулярный прием горячей пищи; правильное

построение  занятий с учетом метеоусловий, подготовленности

занимающихся, постоянный контроль за состоянием личного состава со

стороны руководителя занятий.

Кроме вышеуказанного, обучаемые должны выполнять следующие

требования:

· держать ноги сухими, иметь исправную и хорошо пригнанную по ноге

обувь; кожаную  обувь периодически смазывать жиром  или сапожной

мазью; портянки (носки) должны быть сухими и чистыми, правильно

без складок  навернутыми; в обувь в сильные морозы вкладываются

матерчатые  или суконные стельки;

· при первой возможности необходимо просушить одежду, обувь,

портянки, рукавицы, если на марше портянки просушить  негде, следует

перемотать  их сухим концом вниз (на стопу), а  влажным — вверх на

голень и  при первой возможности просушить;

· для уменьшения потливости ног необходимо их регулярно мыть теплой

водой, так как  при потливости ног опасность  обморожений

увеличивается;

· при подгонке не следует сильно затягивать ремни снаряжения,

креплений, тесемки  белья;

· спортивная одежда, обувь и лыжи должны выдаваться, опробоваться и

обнашиваться  заранее.

На морозе чаще двигать руками и ногами, растирать  уши, щеки, нос и

руки. Эти профилактические мероприятия необходимо проводить  в тесном

контакте с медицинскими работниками.

СРЕДСТВА И  МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ

Совершенствование техники выполнения способов передвижения на

лыжах и спортивная тренировка должны проводиться систематически,

круглогодично, в течение ряда лет.

Процесс совершенствования  не имеет границ и является

заключительным  этапом обучения. На этом этапе следует  повышать уровень

физического развития и улучшать физические и волевые  качества.

Совершенствование в технике передвижения на лыжах  должно

осуществляться  в постепенно усложняющихся условиях: увеличение

скорости передвижения, длины дистанции и усложнение ее рельефа.

Необходимыми  условиями являются углубление теоретических  знаний по

основам техники  способов передвижения на лыжах, тренировки и др.

В процессе занятий  нужно научить обучаемых критически оценивать

свои действия, сообразуясь с обстановкой, развивать  умение определять

ошибки в  технике передвижения, тактике прохождения  дистанций гонок,

принимать правильные решения и меры для их исправления.

Важное значение имеет накапливание опыта в смазке лыж, сбережении

и подгонке лыжного  инвентаря.

В этих целях  применяются равномерный, переменный, повторный,

интервальный, соревновательный и контрольный  методы тренировки.

Равномерный метод - длительное и непрерывное выполнение

тренировочной нагрузки без изменения заданной интенсивности от начала до

окончания работы. Учитывая особенности передвижения на лыжах по

пересеченной  местности, когда при преодолении  подъемов интенсивность

работы увеличивается, а при спусках падает практически  до нуля, термин

«равномерный» весьма относителен. В указанных  условиях поддержать

заданную интенсивность  бывает не только трудно, но порой невозможно. В

этом случае понятие «равномерный» несколько условно - оно характеризует

общую направленность работы. Лыжники при таком задании  стараются

передвигаться с одинаковой интенсивностью. При  равномерном методе

лыжники передвигаются  с различной (заранее запланированной), но

постоянной  интенсивностью - слабой, средней, сильной (главное - сохранить

ее в течение  всего передвижения). Это дает возможность  использовать

равномерный метод  для решения различных задач, но чаще всего он

применяется для  развития общей выносливости. Его  используют при

передвижении по слабопересеченной местности и равнине для развития

специальной выносливости, в этом случае повышается интенсивность, но

сокращается продолжительность  работы.

Переменный  метод - постепенное изменение интенсивности при

прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени.

Этот метод  предполагает плавное изменение  интенсивности от средней до

околопредельной, отсутствие жестких ограничений времени изменения

интенсивности. u1055 Планируя применение переменного метода, руководитель

дает задание, указывая общий километраж (время) тренировки, количество

ускорений и  их длину для прохождения с повышенной (заданной)

интенсивностью. Начало каждого ускорения, их распределение  по ходу

дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, рельефа

местности (как  правило, ускорения выполняются  в подъемы). С ростом

тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки постепенно

увеличивается, но практически не бывает предельной. Исходя из задач

подготовки, дается точное задание по количеству преодоления  отрезков, их

интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и

определенный  рельеф тренировочного круга дистанции. Например, на

стандартном 3-километровом тренировочном круге планируется

прохождение всех подъемов (любой длины и крутизны данного круга) с

сильной интенсивностью. Спуски являются в данном случае интервалами

отдыха, а участки  равнины проходят со средней интенсивностью. При оценке

нагрузки учитывается  общий километраж, пройденный за занятие,

количество  ускорений в подъемы и километраж (сумма), пройденный в

ускорениях. Переменный метод позволяет варьировать величину и характер

нагрузки в  зависимости от возраста, задач и  уровня подготовки

военнослужащих.

Повторный метод - в многократное прохождение заданных отрезков с

установленной интенсивностью. Все эти параметры  заранее планируются

руководителем. Однако интервал отдыха между повторениями жестко не

регламентируется, иногда его продолжительность определяется

самочувствием занимающихся. Он должен быть достаточен для

восстановления, чтобы лыжник мог повторить каждый следующий отрезок с

заданной интенсивностью. Интенсивность прохождения планируется  исходя

из поставленных задач. Повторный метод (на коротких отрезках)

применяется в  основном для развития быстроты (скорости). В этом случае

интенсивность прохождения бывает предельной.

Повторный метод можно спланировать так, чтобы он способствовал

развитию специальной  выносливости. В этом случае длина  отрезков

увеличивается, а интенсивность снижается до слабой. Этот метод для

развития указанных  качеств получил широкое распространение  практически

на любом  этапе тренировки. Количество повторений на одном занятии

зависят от поставленных задач, возраста, подготовленности лыжников и т.п.,

а длина отрезков и интервалы отдыха остаются, как  правило, постоянными.

При подготовке к определенным дистанциям (при развитии специальной

выносливости) общая сумма отрезков, проходимых за одно занятие, может

составлять  две трети для гонок на 10 и 15 км и около половины дистанции  на

3 км.

Интервальный  метод - многократное прохождение отрезков

дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке

этим методом  лыжник передвигается непрерывно по лыжне (кругу), чередуя

участки со сниженной  и повышенной интенсивностью. Интенсивность

контролируется  по частоте сердечных сокращений. На каждом занятии она

бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она изменяется от сильной

до околопредельной. Длина отрезков, проходимых с повышенной

интенсивностью  зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста

и подготовленности лыжников. Чаще всего применяются  укороченные или

средней длины  отрезки. Точная регламентация продолжительности  отдыха

(снижение интенсивности)  в различных тренировках позволяет

руководителю  изменять направленность нагрузки и  величину воздействия.

Интервальный  метод применяется для развития специальной выносливости.

Он используется в тренировке квалифицированных  лыжников, и только

после того, как  будет достигнут определенный уровень развития общей и

специальной выносливости, за счет применения других методов -

переменного и  повторного.

Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного

времени) создают  определенную психическую напряженность. Каждый

следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью,

приходится  начинать на фоне некоторого недовосстановления. Тренировки

этим методом  следует проводить под строгим u1082 контролем интенсивности

путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной

интенсивностью  в конце интервалов отдыха. Сразу  после окончания

интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160 - 170

уд./мин, а в конце отдыха – 120-140уд./мин.

Соревновательный  метод — проведение занятий или контрольного

соревнования  в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Он характеризуется  соревновательной интенсивностью и  требует от лыжника

полной мобилизации  всех своих возможностей. На определенных этапах

Информация о работе Техника обучения передвижения на лыжах