Техника обучения передвижения на лыжах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат

Описание работы

В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.

Работа содержит 1 файл

техника обучения передвижения на лыжах.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

называют упражнение и кратко, лаконично, понятно объясняют  механизм

движения, акцентируя внимание на основные элементы. После  этого

образцово показывают, демонстрируют это упражнение, и  затем обучаемые

пробуют выполнить  задание, стремясь как можно точнее воспроизвести

(скопировать)  увиденное и мышечно зафиксировать основу движения. Далее

идет работа по выявлению и исправлению ошибок.

На занятиях необходимо учитывать подготовленность обучаемых и

преимущественно применять тот или иной метод (например, при начальном

обучении —  наглядный и практический, а при совершенствовании приемов и

действий —  словесный).

Многократные  повторения упражнений в процессе обучения и

тренировки  играют важную роль в совершенствовании  физических

способностей.

Метеорологические условия предъявляют особые требования к

применяемым методам  обучения. Если занятия по лыжной подготовке

проводятся  при плохих метеорологических условиях (низкая температура,

снегопад, метель и др.), следует на всех этапах обучения применять

практический  метод с большим количеством  повторений изучаемого

лыжного приема.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Для успешного  формирования двигательных навыков  на занятиях по

лыжной подготовке необходимо руководствоваться дидактическими

принципами: сознательности, активности, доступности, наглядности,

прочности и  систематичности.

Все дидактические  принципы тесно взаимосвязаны между  собой и

реализуются в  учебном процессе комплексно.

Принцип сознательности и  активности.

Обучение должно проходить при сознательном восприятии

занимающимися преподаваемого материала, для чего следует разъяснять

сущность изучаемых  способов передвижения на лыжах и  принципов

тренировки, влияние  их на организм и др.

Сознательность  обучаемых помогает вести обучение более

полноценно. Понимание основ лыжной техники и умение определять свои

ошибки в  технике передвижения на лыжах, сознание необходимости

правильной  тренировки, знание требований, предъявляемых  к лыжному

инвентарю, и  других вопросов лыжной подготовки побуждают  к

самостоятельности в работе, способствуют успеху обучения. Принцип

сознательности  заключается в том, что занимающиеся всегда должны

осознанно относиться к своим действиям в процессе обучения, тренировки,

состязаний  и активно участвовать в процессе обучения, а не просто

копировать  показываемые руководителем способы  передвижения на лыжах.

Повышению активности обучаемых способствует четкая организация

занятий, живое  и интересное проведение их с включением элементов

состязаний, а  также предоставление времени обучаемым для

самостоятельного  совершенствования. Активное участие  в занятиях помогает

обучаемым лучше и быстрее усваивать изучаемые способы передвижения на

лыжах и совершенствовать свои физические и волевые качества.

Принцип наглядности.

Для успешного  обучения у занимающихся необходимо создать точное

и ясное представление  об изучаемом способе передвижения на лыжах. Это

достигается образцовым показом в «боевом» и замедленном  темпе в

сочетании с доходчивым и образным объяснением.

Наглядность в  обучении — это образцовый показ  изучаемого приема.

Его следует  проводить при хорошем состоянии  лыжни и склона, акцентируя

внимание обучаемых  на основных элементах способа передвижения.

Демонстрировать изучаемый прием должен руководитель, или обучаемый,

хорошо владеющий им. Кинограммы и фотографии u1087 позволяют проследить

отдельные движения техники способа передвижения.

Принцип систематичности  и последовательности.

Развитие и  совершенствование двигательных способностей лыжника

возможно только при систематизированном, строго последовательном

прохождении учебной программы. Необходимо четкое и продуманное

планирование  учебных занятий, обеспечивающее правильное распределение

учебного материала  на периоды обучения и по отдельным  занятиям (график

прохождения программы, расписание занятий, тематический план, конспект

занятия). При  этом важно соблюдать последовательность перехода от

простых и легких к более трудным и сложным  способам передвижения на

лыжах.

Наряду с  постепенным усложнением изучаемых  способов

передвижения  на лыжах, нужно увеличивать объем  и интенсивность

нагрузок, обеспечивающих развитие таких качеств, как выносливость, сила,

быстрота.

Принцип доступности.

Обучение необходимо проводить в соответствии с подготовленностью

обучаемых, учитывая их возраст, здоровье, физическое развитие, степень

владения лыжной техникой и условия, в которых  проводятся занятия

(метеорологические  условия, инвентарь и др.). Доступность  учебного

материала способствует лучшей успеваемости военнослужащих и

воспитанию  у них уверенности в своих  силах. Непосильные задания так  же,

как и слишком  легкие, снижают интерес к занятиям и замедляют процесс

обучения. Обучение и тренировку нужно вести так, чтобы военнослужащие,

выполняя одно посильное задание за другим, постепенно преодолевали все

большие трудности.

Принцип прочности.

Прочное закрепление  знаний, навыков, развитие физических и

специальных качеств  возможно лишь при систематическом их

совершенствовании.

Для более прочного закрепления результатов обучения следует

разнообразить и постепенно усложнять условия  выполнения разучиваемых

способов передвижения на лыжах: выполнение их с различной  скоростью, на

различной местности  и при различном состоянии  снежного покрова.

Новый материал должен способствовать закреплению  старого, u1087 поэтому

не следует  приступать к обучению новому способу  передвижения на лыжах,

пока военнослужащие достаточно не изучат предшествующий.

Необходимо  тщательно исправлять ошибки, закреплять навыки в

правильном  выполнении приемов путем многократных повторений, избегая

при этом перерывов  в занятиях и не загромождая отдельные из них большим

количеством разучиваемых приемов.

При проведении занятия все перечисленные методические требования

должны осуществляться в их взаимосвязи.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Формирование  двигательного навыка в процессе обучения отдельным

способам передвижения на лыжах (приемам, действиям) осуществляется в

три взаимосвязанных  этапа обучения, проводные в определенной

последовательности: ознакомление, разучивание и тренировка.

Ознакомление  со способами передвижения на лыжах.

Задача ознакомления — создать у обучаемых правильное и наиболее

полное представление  об изучаемом способе передвижения на лыжах.

Для решения  этой задачи необходимо:

· назвать способ передвижения и показать его в целом с нормальной

скоростью;

· объяснить сущность способа передвижения и указать условия его

применения;

· при необходимости показать способ еще раз в замедленном темпе или

по частям (по разделениям) с кратким разъяснением основ техники его

выполнения.

Задача и  средства являются общими и должны использоваться при

обучении всем способам передвижения на лыжах. После ознакомления с тем

или иным способом передвижения на лыжах переходят  к его разучиванию.

Разучивание способов передвижения на лыжах.

Итогом разучивания  должна стать правильная техника  выполнения

способов передвижения на лыжах.

Для этого необходимо:

· разучивание сложных способов передвижения (лыжные ходы, спуски с

гор, торможения и повороты) производить по частям или по

разделениям с  постепенным наслаиванием элементов  техники, при

этом, показывая то или иное подготовительное упражнение, выделять

и пояснять в  нем главное, характерное;

· более простые способы передвижения (подъемы в гору) изучать путем

выполнения  их в целом с попутным устранением  ошибок;

· для закрепления выработанных навыков многократно повторять

выполнение, как  подготовительных упражнений, так и  способа

передвижения  в целом, постепенно усложняя условия  выполнения

(скорость передвижения, рельеф местности и др.).

При этом важно  тщательное исправление ошибок, допускаемых

обучаемыми.

Ошибки могут  возникать вследствие неправильного  понимания

техники способа  передвижения на лыжах, недостаточной  согласованности

(координации)  движений, недостаточного физического  развития, утомления

или непосильности заданий.

Ошибки бывают грубыми и второстепенными. К  грубым ошибкам

относятся такие, при которых нарушается правильное сочетание движений.

Например, в  попеременном двухшажном ходе одновременно с шагом правой

ногой выносится  вперед правая рука.

Второстепенные  ошибки, не нарушая правильного сочетания

движений, снижают  их эффективность, например: незаконченность  толчка

руками в  одновременных ходах или недостаточное  разведение пяток лыж

при торможении «плугом». Мелких ошибок может быть много, и они очень

разнообразны.

Для предупреждения ошибок необходимо первоначальное обучение

Информация о работе Техника обучения передвижения на лыжах