Создание обучающей системы с использованием интернет-технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Постоянное усовершенствование новых технологий и огромные объёмы информации, создаваемые различными источниками, поднимают проблему качественного актуального образования. Использование таких средств предоставления данных, как интернет, имеет несколько сильных положительных сторон. В отличие от печатных изданий, использование электронных средств распространения информации позволяет решить проблему предоставления обучающемуся современных учебных материалов практически без задержки во времени. При необходимости, может производиться корректировка уже имеющихся материалов без существенных затрат. Доступ к учебным материалам может быть получен в любом месте нахождения студента в произвольный момент времени.

Содержание

Введение 6
1 Постановка задачи и обзор существующих решений 8
1.1 Требования к системам дистанционного обучения 8
1.2 Обзор некоторых существующих решений 9
1.3 Выбор и обоснование решения поставленной задачи 18
1.4 Основные преимущества и возможности системы 19
2 Разработка системы 20
2.1 Проектирование структуры системы 20
2.2 Создание базового приложения Rails 20
3 Реализация дополнительной функциональности и работа с системой 32
3.1 Идентификация пользователей 32
3.2 Контроль уровня доступа 33
3.3 Загрузка файлов на сервер и работа с ними 34
3.4 Работа с комментариями 36
3.5 Начальная настройка 36
3.6 Создание пользователя 37
3.7 Обслуживание системы 38
4 Технико-экономическое обоснование разработки клиент-серверного приложения «обучающая система с использованием интернет-технологий» 39
4.1 Краткая характеристика программного продукта 39
4.2 Расчет сметы затрат, себестоимости и отпускной цены ПО 39
4.3 Расчет экономического эффекта от применения ПО пользователем 48
4.4 Вывод 52
5 Реализация эргономических требований к конструкции и организации рабочего места в системе “человек - тех.средство” 53
5.1 Характеристика трудового процесса технического средства. Функции работника 53
5.2 Выбор и обоснование рабочего положения работника, рабочей поверхности, сидения (рабочего кресла) 54
5.3 Проектирование сенсомоторного поля рабочего места, т.е. пространства с размещенными в нем средствами отображения информации, органами управления и другими техническими средствами с учетом зон досягаемости 56
Заключение 61
Список использованных источников 62

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка 1.docx

— 339.89 Кб (Скачать)

4.3.1 Расчет капитальных затрат

Общие капитальные вложения (Ко) заказчика, связанные с приобретением, внедрением и использованием ПО, рассчитываются по формуле:

(4.26)

Ко = Кпр + Кос + Ктс + Коб,

где Кпр – затраты пользователя на приобретение ПО по отпускной цене разработчика с учетом стоимости  услуг по эксплуатации и сопровождению (руб.);

Кос – затраты пользователя на освоение ПО, руб.;

Ктс – затраты на доукомплектацию ВТ техническими средствами в связи с внедрением нового ПО, руб.;

Коб – затраты на пополнение оборотных средств в связи  с использованием нового ПО, руб.

Общие капитальные затраты  для пользователя составят:

(4.27)

 

30 388 937  + 1 498 468  + 2 996 936 + 0 + 0= 34 884 342  руб.

4.3.2 Расчет  экономии основных видов ресурсов  в связи с использованием нового  ПО

Экономия затрат на заработную плату при использовании нового ПО в расчете на объем выполненных  работ:

(4.28)

 

(4.29)

 

где Зсм – среднемесячная заработная плата одного программиста (тыс. руб.);

Тс1, Тс2 – снижение трудоемкости работ в расчете на 100 строк  кода (человеко-часов);

Тч – количество часов  работы в день, ч;

Др – среднемесячное количество рабочих дней.

=750 000*(5.0-0.5)/(8*22)=19 175 руб.

Объем выполненных работ  с использованием нового ПО

1000 (задач в  год)

Экономия затрат на заработную плату (Сз)

19 1751 000= 19 175 000 руб.

Экономия затрат за счет сокращения начислений на заработную плату, при коэффициенте начислений равном 1,25.

19 175 0001,25= 23 968 750 руб.

Экономия затрат на сокращение простоев сервиса.

(4.30)

 руб. 

где ДРГ – плановый фонд работы сервиса (дней).

Общая годовая экономия текущих  затрат, связанных с использованием нового ПО.

 

4.3.3 Расчет экономического эффекта

Внедрение нового ПО позволит пользователю сэкономить на текущих  затратах 50 878 800, т.е. практически получить на эту сумму дополнительную прибыль. Для пользователя в качестве экономического эффекта выступает лишь чистая прибыль – дополнительная прибыль, остающаяся в его распоряжении, которая определяется по формуле (4.31):

(4.31)

 

где Нп – ставка налога на прибыль (24 %).

43 333 500- (43 333 500*24)/100=32 933 460 руб.

В процессе использования  нового ПО чистая прибыль в конечном итоге возмещает капитальные затраты. Однако полученные при этом суммы результатов (прибыли) и затрат (капиталовложений) по годам приводят к единому времени – расчетному году (за расчетный год принят 2011 год) путем умножения результатов и затрат за каждый год на коэффициент приведения t, который рассчитывается по формуле (4.32):

(4.32)

 

где Ен – норматив приведения разновременных затрат и результатов, Ен=0,13;

tр – расчетный год, tр=1;

t – номер года, результаты  и затраты которого приводятся  к  
расчетному (для 2011 г. t=1, для 2012 г. t=2, для 2013 г. t=3 и т.д.).

При решении данной задачи коэффициентам приведения t по годам  будут соответствовать следующие  значения:

 – расчетный год  (2011)

– 2012 год

– 2013 год

-  2014 год 


Сведем данные расчета  экономического эффекта в таблице 4.6.

Таблица 4.6 – Расчет экономического эффекта от использования нового ПО

Показатели

Ед. изм.

2011

2012

2013

2014

Результаты:

         

Прирост прибыли за счет экономии затрат (Пч)

Руб.

16 466 730

32 933 460

32 933 460

32 933 460

с учетом фактора времени

Руб.

16 466 730

28 652 110

24 897 696

21 670 217

Затраты:

         

Затраты пользователя на приобретение (Кпр)

руб.

30 388 937

-

-

-

Освоение ПО (Кос)

руб.

1 498 468

-

-

-

Сопровождение ПО (Кс)

руб.

2 996 936

2 996 936

2 996 936

2 996 936

Доукомплектование ВТ ТС (Ктс)

руб.

0

-

-

-

Пополнение оборотных  средств (Коб)

руб.

0

-

-

-

Всего затрат:

руб.

34 884 342

2 996 936

2 996 936

2 996 936

То же с учетом фактора  времени:

руб.

34 884 342

2 607 334

2 265 683

1 971 984

Экономический эффект:

         

Превышение рез-та над  затратами

руб.

- 18 417 612

28 652 110

24 897 696

21 670 217

то же нарастающим итогом

руб.

- 18 417 612

10 234 498

35 132 194

56 802 411

Коэффициент приведения

Ед.

1,0

0.870

0.756

0.658


 

4.4 Вывод

Разрабатываемое клиент-серверное  приложение обучающей системы предназначено  для автоматизации предоставления учебных материалов и услуг дистанционного обучения. Позволяет сократить и  оптимизировать затраты времени  на выполнение основных задач дистанционного обучения.

Основой экономического эффекта  является снижение трудоемкости обработки  информации. Исходя из полученных расчетов, можно видеть, что разработка данного  ПО принесет прибыль уже в 2012 году в размере 10 234 498 руб., а к 2014 году составит 56 802 411 руб. Этот продукт экономически выгоден, так как он окупается во втором году эксплуатации. Таким образом, данная разработка является экономически целесообразной.

 

5 Реализация эргономических  требований к конструкции и  организации рабочего места в  системе “человек - тех. средство”

5.1 Характеристика трудового процесса  технического средства. Функции  работника

Трудовой процесс технического средства в общем смысле представляет собой процесс взаимодействия оператора  и ПЭВМ. Приведём основные термины  и определения, описывающие данный вид деятельности:

  • система «человек-машина» (СЧМ) – система, включающая в себя человека-оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность и среду на рабочем месте;
  • эргономичность СЧМ (эргономичность) – совокупность эргономических свойств системы «человек-машина»;
  • человек-оператор СЧМ (оператор СЧМ) – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления;
  • деятельность оператора СЧМ – процесс, осуществляемый оператором для достижения поставленных перед системой «человек-машина» целей;
  • рабочее место оператора СЧМ (рабочее место оператора) – часть пространства в системе «человек-машина», оснащённая средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначенная для осуществления деятельности оператора СЧМ;
  • информационное поле рабочего места оператора СЧМ (информационное поле) – часть рабочего места оператора СЧМ в котором размещены средства отображения информации СЧМ и другие источники информации, используемые оператором СЧМ;
  • моторное поле рабочего места оператора СЧМ (моторное поле) – часть рабочего места оператора СЧМ в котором размещены используемые оператором СЧМ органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению СЧМ [2].

Система, являющаяся предметом  разработки в рамках дипломного проекта, будет функционировать на различных  компьютерах, которые имеют доступ к системе через ЛВС или интернет. Каждый из этих компьютеров будет эксплуатироваться оператором, составляя систему «человек-машина» (СЧМ).

Основная работа оператора, обслуживающего одну из ПЭВМ, на которых  будет установлен разработанный  в данном проекте программный  модуль, это:

  • приём информации;
  • ввод данных;
  • корректировка информации.

Менее часто выполняющиеся задачи – это могут быть:

  • работы с иными средствами вычислительной техники, связи;
  • профилактические и ремонтные работы;
  • работа с документацией и т.д.

Рабочее место оператора  должно комфортно и надежно обеспечивать возможность выполнения этих задач. Автор данного проекта ориентировался на рабочие места различных организаций схожего типа деятельности и последние достижения в области дизайна и эргономики.

5.2 Выбор и обоснование рабочего  положения работника, рабочей  поверхности, сидения (рабочего  кресла)

Приведенные выше, в предыдущем разделе, функции оператора предполагают, что основную часть своего рабочего времени оператор будет занят  управлением ПЭВМ. Соответственно, очевидно, что для нормальной работы оператора ему требуется рабочее место, прежде всего, хорошо приспособленное для эксплуатации им ПЭВМ. Это основное, обобщённое эргономическое требование к рабочему месту оператора.

Рабочая поза «сидя» менее утомительна, и она более предпочтительна (не стоит упоминать о том, что трудно представить, чтобы стандартное рабочее положение оператора ПЭВМ было не «сидя», а, например, «стоя») [3].

Рабочая зона должна быть организована так, а органы управления должны быть так расположены, чтобы в рабочей позе проекция центра тяжести тела человека была расположена в пределах площади его опоры (см. рисунок 5.1). В противном случае положение тела человека будет неустойчивым и потребует значительных мышечных усилий. Это может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата (например, искривление позвоночника), быстрому утомлению, травме [2].

 

а)    б)    в)

Рисунок 5.1 – Схема биомеханического анализа рабочей позы при неустойчивом (а), (б) и устойчивом положениях (в)

Составной частью рабочего места в положении «сидя» явля ется рабочее кресло оператора. Кресло должно соответствовать антропометрическим данным человека и, при необходимости, учитывать поправки на спецодежду и  снаряжение. Основные геометрические параметры рабочих кресел стандартизованы. Целесообразно применять кресла с регулируемыми параметрами (высотой, углом наклона спинки), чтобы приспособить их пол антропометрические характеристики конкретного человека [3]. Здесь стоит учесть, что в учреждениях, отвечающих за ЦТ, операторами не будет использоваться спецодежда/снаряжение. Исходя из этого, поправки на спецодежду и специальное снаряжение не требуются, и при планировке рабочих мест достаточно будет остановить выбор на обычном офисном кресле.

В качестве рабочей поверхности  в учреждении, рассматриваемом мной, будут использоваться стандартные  офисные столы. Если возникнет необходимость  в их дополнительной закупке, то стоит  учитывать их параметры, соблюдение которых обеспечит комфортную работу оператора. Правильная позиция оператора наглядно изображена ниже на рисунке 5.2:

Рисунок 5.2 – Правильная позиция оператора [4]

На рисунке 5.2 мы видим, что  высота рабочей поверхности (стола) равна 72 см, и высота кресла равна 42-53 см (в зависимости от регулировки), от чего зависит правильная позиция оператора, управляющего ПЭВМ. Такая позиция обеспечит удобную и комфортную работу за машиной.

5.3 Проектирование сенсомоторного  поля рабочего места, т.е. пространства  с размещенными в нем средствами отображения информации, органами управления и другими техническими средствами с учетом зон досягаемости

Для успешного проектирования информационного и моторного  полей рабочего места, следует дать четкую характеристику вида рабочего места.

При использовании разрабатываемой обучающей системы будут использоваться различные рабочие места, так как доступ к системе может быть получен посредством сети интернет. Тем не менее, основным рабочим местом администраторов и преподавателей будут являться автоматизированные рабочие места (тип системы: “человек-машина”), в которых ПЭВМ будет выступать в роли средства отображения информации и сенсомоторных устройств (органов управления), а человек-оператор будет осуществлять управление системой.

При организации и конструировании рабочего места осу ществляется выбор целесообразной рабочей позы (сидя, стоя, сидя-стоя); выбор типов индикаторов и органов управления, их компоновка на панелях и рациональное размещение пане лей; обеспечивается оптимальный обзор рабочего места; пре дусматривается пространство для ног при работе сидя и сидя- стоя, а также пространство для кратковременного отдыха при работе стоя; обеспечивается пространство для установки устройств коммуникации, средств оргоснастки и складирова ния рабочих материалов [5]. Основную часть рабочего времени оператор будет проводить в положении «сидя», в процессе работы с ПЭВМ. Очевидно, что это должно быть в первую очередь учтено при проектировании рабочего места, что касается подбора рабочей поверхности (стола) с параметрами, описанными в предыдущем разделе. Выбор индикаторов, компоновка их на панелях и размещение их на панелях не потребуется, так как на нашем рабочем месте отсутствуют какие-либо индикаторы и панели. Оператор ведёт работу с ПЭВМ.

Информация о работе Создание обучающей системы с использованием интернет-технологий