Справочная правовая система КонсультантПлю

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:56, реферат

Описание работы

В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и
появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

Работа содержит 1 файл

КТЮД Консультант.docx

— 144.38 Кб (Скачать)

Введение

В начале 1990-х годов,  когда начала меняться законодательная база и

появилось множество новых законов,  остро  встал вопрос доступа организаций  и граждан к правовой информации.  В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам,  публиковалась частично и в различных источниках.  Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

Одним из первых подобными разработками стало  заниматься Научно-

производственное  объединение  «Вычислительная математика и информатика» (НПО  «ВМИ»), которое  было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1990  году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных  программных комплексов —  в результате появилась справочная правовая система «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС «Гарант».

Тем временем,  в январе 1992  года,  НПО  «ВМИ»  приступило к разработке

проекта КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС19 КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине 1992 года началось ее массовое производство и распространение.

Работа  по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года

государственное предприятие  «Центр компьютерных разработок»  выпустило информационную правовую систему  (ИПС) «Кодекс».  По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных.  Первая версия распространялась с одной базой данных,  содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.

Именно  эти три компании — «КонсультантПлюс», «Гарант» и  «Кодекс» —

являются  сегодня основными игроками на рынке  СПС.

В течение  последних 15  лет в России появилось  множество небольших

компаний  —  разработчиков СПС.  Среди них —  специализированные фирмы, которые создают обновляемые правовые базы данных («Референт»,

автоматизированное  рабочее место  (АРМ) «Юрист»),  а также компании,

распространяющие  отдельные диски с законодательством («Ваше Право»,

«Законодательство России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка составляют системы,  созданные государственными организациями для обеспечения потребности в правовой информации государственных ведомств, — например система  «Эталон»,  разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции РФ,  а также  «Система»,  созданная НТЦ  «Система»  при ФАПСИ.

Следует отметить,  что рынок компьютерных правовых систем —  один из

немногих  технологичных рынков в России,  где действительно представлены

только  отечественные разработки.  По своим  технологическим характеристикам  и

объему  включаемой информации,  ведущие  российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям  превосходят зарубежные аналоги.   

Справочная  правовая система  КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации  (свыше 1  млн. 600  тыс.  документов).  Этот массив документов включает:

•  федеральное  законодательство  (информационные банки  (ИБ)

«ВерсияПроф», «РоссийскоеЗаконодательство», «ЭкспертПриложение»);

•  региональное законодательство 82  субъектов РФ  (ИБ

«РегиональныйВыпуск», «КонсультантПлюсРегионы»,

«СводноеРегиональноеЗаконодательство»);

• материалы  судебной практики высших судебных инстанций  и арбитражной

практики  всех ФАС округов РФ  (ИБ  «СудебнаяПрактика»,

«КонсультантАрбитраж», «НалоговыеСпоры»);

• авторские  консультации по бухгалтерскому учету  и налогообложению  (ИБ

«Финансист», «ВопросыОтветы», «КорреспонденцияСчетов»,

«ПриложениеБухгалтерские-Издания»);

• комментарии законодательства (ИБ «КомментарииЗаконодательства»);

• международные  правовые акты (ИБ «МеждународноеПраво»); 20

• законопроекты (ИБ «Законопроекты»);

• формы  первичных документов (ИБ «ДеловыеБумаги») и многое другое. Вся

информация  в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна:  нормативные акты поступают из официальных источников  (федеральных и региональных органов власти и управления)  на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве.  Кроме того,  налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами,  которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Одним из преимуществ СПС КонсультантПлюс ее разработчики считают

простой поиск документов.  Все документы  в системе образуют единый информационный массив с четкой структурой:  документы включаются в ин-

формационные  банки,  которые образуют тематические разделы

(«Законодательство», «Судебная практика» и т.д.). В  системе реализован сквозной поиск в едином информационном массиве  (используются общие поля для поиска, например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по специальным полям для поиска).

Карточка  поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам

документов  (вид документа,  принявший орган,  дата принятия,  номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно  проводить по тематике,  по любым словам и словосочетаниям из текста документ.  В скором будущем,  по словам разработчиков,  планируется внедрить в СПС новые возможности,  которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Быстро  находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор —  средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия,  а в левом группы,  которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.  

Обновление.

Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она  должна своевременно обновляться. Как  правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых  документов. А чтобы так же ежедневно  обновлялись системы, установленные  у клиента, он должен располагать  соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам  связи). Таким способом обычно обновляют  СПС крупные компании, в которых  есть IT-службы, а также те фирмы, которые  постоянно нуждаются в оперативной  информации. Большинство пользователей  обновляют СПС еженедельно. Обновлять  базы реже не рекомендуется — можно  упустить важную информацию.

У разных поставщиков  СПС действуют разные стандарты  обслуживания клиентов. Так, одни компании предлагают пользователям оплачивать каждое разовое пополнение базы. У  других, например у компании "Консультант  Плюс", стоимость обновлений не зависит  от их частоты, а устанавливается  за период — месяц (обновление можно  получать в любом режиме — ежедневно, еженедельно и т. д.). В стоимость  обновления включена оплата еженедельного  выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется через телекоммуникационные каналы связи, клиент оплачивает не визит  специалиста, а трафик.

Таким образом, как часто пользователь будет  обновлять СПС, зависит от многих факторов — от его запросов, технических  возможностей, а также от того, каковы сервисные стандарты компании —  разработчика СПС. 

Основные возможности работы с правовой информацией в СПС

КонсультантПлюс:

 В системе Консультант Плюс   включен гипертекст. Главная особенность

работы  с нормативной правовой информацией  состоит в необходимости учета существующей взаимосвязи между документами и отслеживания их изменений.

Наиболее  удачное решение этих задач - использование  переходов из текста одного документа в другой по системе перекрестных ссылок  (гипертекст). Немаловажное значение имеет также возможность получить для каждого документа из информационного банка списки прямых  (обратных)  ссылок и в случае необходимости быстро перейти в текст выбранного из списка документа. Прямые ссылки  (респонденты)  документа -  это документы,  на которые действует просматриваемый документ.  Обратные ссылки  (корреспонденты)  документа -  это документы,  которые действуют на просматриваемый документ.  Нужно отметить, что в списках корреспондентов  (респондентов)  все ссылки четко классифицированы по 17  типам,  упорядочены по важности и хронологии происходивших с документом изменений.  В систему введен новый многоуровневый рубрикатор,  базирующийся на общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Специально для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения.

Они позволяют,  с одной стороны,  использовать все преимущества древовидной структуры рубрикатора и с другой стороны,  формировать сложные поисковые запросы,  объединяя по различным логическим условиям произвольное число рубрик,  в том числе и верхнего уровня.  Пользователь может сохранить сформированные им подборки документов, например, по некоторым тематикам, а также производить их объединение или пересечение.  Тем самым становится возможной коллективная работа нескольких пользователей над одной проблемой. Они фактически имеют доступ к результатам труда друг друга.

Возможности функции  «Документы на контроле»

Справочные правовые системы КонсультантПлюс обеспечивают возможность оперативного отслеживания изменений действующего законодательства и своевременного уведомления о событиях, которые происходят с документами, важными для пользователей.

В условиях чрезвычайно  активной правотворческой деятельности современных российских органов  государственной власти самостоятельно отследить изменения действующего законодательства представляется весьма сложным. Получение информации об изменениях ряда правовых норм во многих случаях  критически необходимо. Оперативное  получение информации об изменениях тех правовых актов, которые имеют  существенное значение, возможно путем  использования такой полезной функции  СПС КонсультантПлюс как «Документы на контроле».

Пользователь  программы имеет возможность  поставить на контроль наиболее важные для него документы, чтобы впоследствии быстро получать информацию относительно всех изменений, которые происходят с ними. СПС КонсультантПлюс уведомляет пользователя о следующих изменениях:

документ на контроле утратил юридическую силу (полностью или частично);

документ на контроле вступил в юридическую  силу (если ранее на контроль был  поставлен документ со статусом «Не  вступил в силу»);

в документ на контроле внесены изменения или дополнения (вступившие или не вступившие в  юридическую силу);

документ на контроле прошел государственную регистрацию  в Министерстве юстиции РФ;

в случае, когда  документ на контроле уже не применяется.

Поставить на контроль можно те документы, которые находятся  в информационных банках СПС КонсультантПлюс разделов «Законодательство» (кроме документов информационного банка «Документы СССР»), «Законопроекты» и «Медицина и фармацевтика». Осуществить постановку на контроль выбранного документа можно, находясь либо в списке документов, либо непосредственно в тексте документа, щелкнув курсором мыши на иконке «Документы на контроле», расположенной на панели инструментов и оформленной в виде стилизованного изображения листа бумаги и молнии (рис. 1), или нажав на клавишу F3 на клавиатуре. 

Рис. 1 

 

При обращении  к соответствующей иконке в выпадающем меню следует выбрать опцию «Поставить на контроль/снять с контроля». В  результате, выбранный документ будет  поставлен на контроль, а уведомление  об этом появится под названием данного  документа рядом с его электронным  размером (рис. 2). 

Информация о работе Справочная правовая система КонсультантПлю