Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по русскому языку.DOC

— 322.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.А. БУНИНА» 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

КАФЕДРА МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Курсовая  работа

студентки 5 курса гр. Н-53

Углицкой  Яны Вячеславовны 
 
 

                                                             Научный руководитель:

                    к. п. н., доцент

                    Ларина И. Б. 
               

Оценка____________________                                                    

 «____» ________________ 2011 г. 

Подпись ____________

                                   

                                                                                   Елец
2011
 
 

Содержание

    Введение ……………………………………………………………...…..3

    Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5                                                               

1. Психолого-педагогические  основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5

    2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14

    3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25

    Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37

  1.  Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
  1.  Сценарий  компьютерной программы ……………………………..41

    Заключение …………………………………………………………….49

    Литература ……………………………………………………………..52

 

ВВЕДЕНИЕ

     Сейчас  сфера образования, впрочем, как  и любая другая сфера деятельности человека, не обходится без информационных технологий. Можно утверждать, что качество образования находится без информационных технологий. Для того чтобы идти в ногу со временем, от специалиста требуется умение оперировать информационными системами. Применение информационных технологий позволяет раскрыть личностные качества, творческий потенциал и мышление.

     Бурное  развитие компьютерной техники, информационных технологий в конце XX века превратило индустриальное общество в информационное. Информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого государства.

     Главная задача информатизации в настоящий  момент заключается в правильном использовании существующей техники, внедрении инновационных технологий в практику учебной работы.

     Внедряя информационные и коммуникационные технологии, нужно учитывать две стороны:

  • содержательную, включающую в себя задачи формирования содержания образования, которое должно обеспечивать информационное мировоззрение, информационную культуру учеников;
  • технологическую, предполагающую использование средств электронной техники, информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности всей системы обучения.

     Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения в  начальной школе еще недостаточно исследованы и разработаны.

     Компьютерные  обучающие системы по русскому языку  для начальных классов — это пакет программных педагогических средств, составляющих программно-информационное обеспечение, в котором отражается предметная область лингвистики, адаптированной для школы с целью достижения учебных целей: приобретения умений и навыков,  для контроля знаний, повторения и тренировки.

     Актуальность исследования состоит в том, что нами  была предпринята попытка определить лингвистические, методические, психологические и технологические основы создания компьютерной программы, пути и способы внедрения компьютера в учебный процесс при изучении темы «изменения глаголов прошедшего времени по родам».

     Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».

     Задачи:

     1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;

     2) изучить опыт работы учителей

     3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;

     4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

     5) провести констатирующий эксперимент  и описать его результаты;

     6) создать   сценарий компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»;

     Гипотеза: если изучать тему «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютера, то это поможет повысить уровень знаний, умственные навыки по теме и активизировать мыслительные операции.

     База  исследования: 4 «А» класс МОУ Гимназия № 97 г. Ельца, учитель: Макарова Алла Борисовна, учащихся 24 человека.  

 

ГЛАВА 1

  Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»

  1. Психолого-педагогические основы обучения

с помощью компьютера 

     Компьютеризация в сфере образования — это  сложная комплексная проблема долговременного  стратегического характера. Она становится настоятельным веянием нашего времени. Это связано с интенсивным проникновением техники в сферу образования и педагогическую науку, с необходимостью существенного повышения качества учебно-воспитательного процесса, совершенствования научно-педагогических исследований, усиления влияния их на педагогическую практику.

     Одна  из наиболее актуальных проблем, выдвинутых реформой общеобразовательной и профессиональной школы, — осуществление массового компьютерного всеобуча, вооружение знаниями и навыками использования современной вычислительной техники на основе применения компьютера в процессе обучения.

     В последнее время усилились темпы  внедрения информационных технологий в учебный процесс. По мнению специалистов, наступает новый этап в использовании вычислительной техники в сфере образования. Никогда не получал еще учитель столь мощного средства обучения, как компьютер. По-новому стали оцениваться его дидактические возможности. Наряду с такими возможностями компьютера, как индивидуализация обучения, использование разнообразных учебных задач, систематичный и объективный контроль, освобождение преподавателя от рутинной работы, подчеркиваются новые возможности стимулирования познавательной активности обучаемых (отсутствие боязни получить плохую оценку, занимательность материала), их рефлексия. Но, несмотря на все перечисленные выше возможности компьютера, нужно помнить, что он — помощник педагогу, а не его заместитель, что он является только средством обучения, а не субъектом.

     По  мнению Б. С. Гершунского, необходимо рассмотреть круг теоретико-методологических проблем, связанных с поиском путей и методов эффективного использования компьютера в сфере образования. Он выделяет такие проблемы: социально-экономические, философские, научно-технические, дидактические, методические, управленческого характера [9, 67].

     Социально-экономические  проблемы связаны с разработкой  таких вопросов, как роль и значение компьютерной техники для интенсификации современного производства и повышения производительности труда. Здесь же рассматриваются последствия компьютерного обучения.

     Философские проблемы компьютеризации связаны  с решением задач, объединенных темой "Человек — компьютер". Здесь должны рассматриваться наиболее общие проблемы взаимодействия человека с разнообразными автоматическими устройствами, насыщенными непрерывно усложняющимися функциями компьютера, роботами и средствами информационной техники. Такое большое наличие техники и ее возможностей создает предпосылки для разработки целостной научной концепции компьютеризации образования.

     Не  меньшее значение имеет анализ проблем  на частнонаучном и психолого-педагогическом уровне, позволяющем проникнуть в  глубинные, сущностные процессы, связанные с использованием компьютера для решения разнообразных педагогических задач.

     Серьезное внимание должно быть уделено также исследованию конкретных психолого-педагогических, дидактических и методических проблем, позволяющих наметить не только четкие контуры, но четкие, конкретные пути решения столь важной социально-педагогической проблемы, как компьютеризация обучения.

     Достаточно  глубокое исследование всех перечисленных  проблем может открыть для  нас какие-либо еще перспективные  стороны компьютеризации и новые пути использования огромных технических возможностей электронной машины.

     Необходимо подчеркнуть, что применение компьютера в сфере образования — это не очередная кратковременная компания или переходящее модное направление. Компьютеризация — важнейший сущностный компонент коренного обновления и перестройки обучения, воспитания подрастающего поколения.

     Главная задача в научных исследованиях  и опытно-экспериментальных изысканиях по этому направлению — обоснование  роли и места компьютера в учебно-воспитательном процессе с учетом всего многообразия психолого-педагогических, организационных и собственно технических фактов.

     Компьютеризация вносит в процесс обучения очень  много положительных моментов: индивидуализация обучения, активизируется познавательная деятельность учащихся, разумная алгоритмизация действий в процессе принятия решений, автоматизация рутинных познавательных операций и связанная с этим экономия учебного времени, удобство представления информации различного вида на экране дисплея и выполнение различных учебных процедур с помощью индивидуальных видеотерминальных устройств, подключенных к компьютеру, и т. д. Компьютер можно использовать при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач на всех стадиях урока: при обучении, закреплении, контроле и оценивании. Компьютер позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, придать игровой характер деятельности. Все это значительно расширяет возможность включения разнообразных упражнений в обучение, а непрерывная обратная связь, подкрепленная, тщательно продуманная, стимулирует учение, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, повышает результативность обучения.

     Однако, несмотря на многие положительные стороны компьютеризации, мы не можем пройти мимо отрицательных последствий неумеренным увлечением применения компьютера в обучении. Излишняя индивидуализация в обучении, ориентация на алгоритмизацию мыслительных операций даже в тех случаях, когда необходима аналитико-синтетическая деятельность, передача компьютеру оценочных функций в процессе выбора оптимальных вариантов решений, операций — все это может породить у учащихся мало обоснованную уверенность в неограниченных возможностях компьютера и настроения, граничащие с отказом от самостоятельных усилий в достижении тех или иных целей; не исключено и чрезмерное увлечение диалогом с компьютером, в процессе разнообразных видеоигр, за счет других видов деятельности, в том числе гигиенически необходимого дозированного отдыха, занятий физкультурой и спортом, самостоятельного ознакомления с культурно-эстетическими ценностями и т. д.

     Все эти и другие издержки компьютерного  обучения требуют реалистичной оценки педагогического потенциала этого направления, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Должны быть обоснованы не только рациональные пути достижения ожидаемых результатов компьютерного обучения, но и оптимальные затраты материальных средств.

Информация о работе Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»