Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по русскому языку.DOC

— 322.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, задачи развития речи и мышления учащихся решаются в течение всех  лет обучения.  
 
 
 
 
 

     
    3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе 

      В статье учителя информатики Гузаевой М. Ю. «Компьютеризация контроля и оценки знаний, как основа эффективного функционирования системы открытого образования» анализируется проблема совершенствования системы оценивания текущей успеваемости учащихся и студентов. Приводятся основные положения программного комплекса «Контроль знаний», который позволяет максимально автоматизировать все этапы создания теста. Рассматривается большое количество работ, опубликованных в нашей стране, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. По результатам исследования делается вывод о том, что адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося.

      Общепризнанно, что наиболее объективной формой оценки качества знаний обучаемых является тестовый контроль, осуществляемый посредством педагогических тестов.

      Проблема  совершенствования системы оценивания текущей успеваемости учащихся и студентов, ставится сегодня больше психологами. Традиционная система оценивания, основанная на принципе вычитания, ставит всех, и обучаемых, и систему в глупое положение. Речь идет о попытке перехода не на «вычитающую» систему оценивания, а на «суммирующую» от достигнутого уровня. Понятно, что тестовые подходы позволяют перейти на эту систему, когда человек набирает, - вот, тебе что нужно сделать для тройки, вот, что тебе нужно сделать для четверки, вот, тебе что нужно сделать для пятерки или 100 баллов. И в этом плане психологи - дидакты считают, что переход на эту систему решит ряд проблем. Например, ситуация «вычитания» порождает тревожность у обучаемого. У него нет положительного стимула, его сравнивают с некоторым недостижимым эталоном, если это по честному, и он все время «плохой» и хуже, а если не по честному, то это - двоемыслие. Ему ставят «пятерку», когда, очевидно, что он не знает на «пятерку». А вот, если процедуру сделать - выполнить столько-то для получения этого, этого и этого. Во-первых, уменьшит тревожность, во-вторых, повысит уверенность в собственных силах, и, в-третьих, мы уйдем от ситуации не успешности. Неуспешные - они не успевают выполнить весь объем материала, потому что им ставят задачу – выполнить весь объем материала, и он не успевает физически. Поэтому изменение системы оценивания, как в школе, так и в высших учебных заведениях нельзя затягивать. Нужны технологии и механизм перехода на другие системы оценивания. Этим и занимаются современные тестологи.  (III Всероссийская научно-методическая конференция  «Развитие системы тестирования в России»). [11,27].

      При этом для оценки знаний должны использоваться валидные (пригодные для этой цели) тесты, разработанные в соответствии с классической теорией создания тестов. В лаборатории тестового контроля КГМУ разработан и прошел испытания программный комплекс (ПК) «Контроль знаний», который позволяет максимально автоматизировать все этапы создания теста, быстро, объективно и корректно осуществлять оценку (измерение) качества знаний учащихся в соответствии с концепциями как нормативно-ориентированного, так и критериально - ориентированного тестирования. Программный комплекс включает основные программы:

      Тестирование - предназначено для оценки качества знаний учащихся, а также для оценки педагогических характеристик отдельных тестовых заданий и теста в целом;

      Аттестация - предназначена для проведения экзаменов, зачетов и других форм контроля знаний, испытуемых с помощью стандартизованных тестовых заданий;

      Вспомогательные: компилятор баз данных, текстовый и графический редакторы, программу статистического анализа результатов ответа испытуемых на задания теста в соответствии с технологией педагогических измерений.

      ПК  «Контроль знаний» реализован на языке высокого уровня Turbo Pascal 7.0 и работает на IBM PC XT/AT и совместимых с ними компьютерах в среде MS-DOS 3.0 и выше. Минимальная конфигурация компьютера: черно-белый монитор, ОЗУ 640 Кбайт. Может работать как DOS-приложение в среде Windows. С 1995 года ПК «Контроль знаний» используется на всех кафедрах Курского государственного медицинского университета для оценки качества знаний студентов в процессе рубежного и дисциплинарного тестирования, оценки выживаемости знаний. Результаты проведенных исследований показали, что реализованные в ПК «Контроль знаний» тестовые задания позволяют измерять у испытуемых не только обширность, но и выявлять глубину (степень усвоения) знаний, которая может оцениваться на ознакомительном, репродуктивном и креативном уровнях. Для наиболее полной оценки объема знаний испытуемых (аттестуемых) необходимо использование в тестах всех типов заданий, а для выявления у аттестуемых специалистов умений и навыков должны использоваться преимущественно ситуационные задания и задачи.

      Тесты, состоящие преимущественно из заданий «на выбор правильного ответа», позволяют выявлять лишь количественные различия, и то только в самых поверхностных знаниях испытуемых, и не дают возможности оценивать умения и навыки, а поэтому мало пригодны для аттестации и сертификации качества знаний специалистов. Закон Российской федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости обучаемых. Оценка определяет соответствие деятельности обучаемых требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

      Анализируя  особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует  отметить, что эта проблема многогранна  и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки.

      Можно выделить несколько основных направлений  в изучении этой проблемы. Большую  группу представляют работы, в которых  исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И.Зарецкий, И.И.Кулибаба, И.Я.Лернер, Е.И.Перовский, С.И.Руновский, М.Н.Скаткин, В.П.Стрезикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

      Адаптивность  системы образования требует  обратного - определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Адаптивный тестовый контроль и адаптивное обучение представляют собой современный компьютерный вариант реализации известного педагогического принципа индивидуализации обучения - одного из самых важных для подготовки квалифицированных специалистов. Этот принцип не мог быть реализован сколько-нибудь эффективным образом в условиях традиционных классно-урочных форм занятий - лекционных и групповых.

      В современном варианте адаптивные формы появились недавно, как результат взаимосвязи трех прогрессивных тенденций: компьютеризации образования, возрастания роли самообразования и ускоренного развития теории педагогических измерений.

      Компьютеризация образования позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателей, сохранить в вузе методический потенциал профессоров старшего поколения, многократно использовать результаты их овеществленного труда в форме компьютерных обучающих и контролирующих программ, а также при организации такого учебного процесса, в котором ведущая роль отводится учению самих учащихся.

      Педагогическая  система должна поставить корректно  дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например, овладение учащимися учебным материалом. Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых признаков.

      Оценивание - это процесс измерения обученности, отметка - это результат обученности. Как у нас, так и за рубежом, как в средней, так и в высшей школе принята система отметок или баллов, которые выставляются при текущем контроле или специальной проверке (зачеты, экзамены, тесты знаний, умений и навыков).

      Часто на основании подсчета полученных оценок оперируют таким понятием, как  успеваемость. Все эти характеристики считают обобщенным показателем не только знаний, умений и навыков, но и всего обучения в целом. По итогам успеваемости обучающихся переводят с данного уровня обученности на более высокий, по ним признают достоинства педагога, доказывают преимущество одного метода перед другим. По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами: процессом определения уровней знаний и процессом установления ценности данного уровня. Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом, сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка. Однако, как мы видели, первая из указанных операций остается наиболее уязвимым местом в проверке знаний. В практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.  Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же обучающихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы обучающихся оказывается весьма значительным.

      Другое  направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение обучающихся к предмету (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.И.Липкина. Л.А.Рыбак и др.). Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих индивидов совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46% случаев. А у слабо успевающих - в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной оценкой обучающихся происходит в 50% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если обучаемым станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

      Таким образом, проверка и оценка знаний зависит  от многих объективных и субъективных факторов. Одна из важных задач квалиметрии - быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии.  Основные проблемы при использовании тестов: качество и валидность содержания тестовых заданий, надежность результатов тестирования, недостатки обработки результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники. Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о высокой надежности результатов измерения.

      Тестирование  является одной из наиболее технологичных  форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. Это и подтвердило актуальность проблемы применения качественных и эффективных тестовых измерителей для объективного определения уровня обученности учащихся школ, отмечая при этом, что успех тестирования определяется по тому, насколько выборка испытуемых близка к планируемой. Такая задача может решаться созданием адаптивных тестов и требует, безусловно, компьютерной технологии. В круг нерешенных на сегодня основных методологических проблем входит определение сущности адаптивного контроля, выделение главных его целей, постановка задач и формулировка принципов организации адаптивного тестового контроля качества подготовленности испытуемого. На сегодняшний день отсутствуют технологии разработки адаптированных тестовых измерителей по отдельным школьным предметам [11,30].

      Организуя учебный процесс, думая о лучшем качестве усвоения учебного материала, проектируя более высокий уровень  умственного развития школьников, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт - одно из главных условий успешности обучения. В современной школе по каждому предмету имеется большое разнообразие наглядных пособий, которые всё больше и больше совершенствуются и всё более приближают мысль ученика к представлению реальных объектов и их свойств.

      Использование данных программ на уроках в начальной  школе даст и педагогам, и их ученикам новые возможности в их взаимодействии и творчестве.

Информация о работе Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»