Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Задачи:
1) подобрать и изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) изучить опыт работы учителей
3) сформулировать основные методические положения обучения младших школьников с помощью компьютера;
4) подобрать дидактический материал для самостоятельной работы констатирующего эксперимента и для сценария компьютерной программы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………...…..3
Глава 1 Теоретическое обоснование изучения темы «Глагол»…..5
1. Психолого-педагогические основы обучения с помощью компьютера ……………………………...……………………………………………..….5
2. Лингвометодические основы изучения темы «Глагол» в начальной школе …………………………………………………………………………14
3. Ознакомление с опытом работы учителей по внедрению компьютерных технологий в школе ………………………………………………..25
Глава 2 Изучение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» с применением компьютерной программы …………...37
Методика проведения констатирующего эксперимента …………37
Сценарий компьютерной программы ……………………………..41
Заключение …………………………………………………………….49
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по русскому языку.DOC

— 322.00 Кб (Скачать)

     На  первом, подготовительном этапе, главной задачей является  наблюдение за языковым материалом и его анализ с целью подготовки к выделению в дальнейшем существенных признаков глагола. 

     Последовательность работы над грамматическим понятием «глагол» на первом этапе совпадает с периодом обучения первоклассников грамоте и с начальным периодом обучения русскому языку в конце учебного года. Пропедевтическая работа в первом классе предшествует специальному изучению темы в будущем.

     Однако  для формирования грамматического  понятия учащимся недостаточно осознать конкретный смысл слова — необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.

     Со  второго полугодия  первого класса проводится специальная работа над лексическим значением глаголов и их грамматическим признаком (отвечают на вопрос что делает? или что делают?, что сделает? или что сделают?, обозначают действия). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопрос что делает? или что делают?, что сделает? или что сделают?, от слов, отвечающих на другие вопросы [36,28].

     На  данном этапе первоклассники поднимаются  на более высокую ступень обобщения, чем это было при классификации слов только по смысловому признаку.

     На  втором этапе формирования языкового понятия происходит обобщение признаков, установление внутрипонятийных связей  между ними, введение термина. Этот этап по времени совпадает с периодом обучения во втором классе по программе Т.Г. Рамзаевой, когда, при изучении признаков глагола, углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении слов, происходит ознакомление с их общим грамматическим значением, проводится  наблюдение за ролью глаголов в речи, изменением их по числам.

     Для формирования понятия «глагол» важно выделить основные лексические группы слов, которые объединяются в данную часть речи, указать их признаки, раскрыть роль в речи. С этой целью уже на первом уроке по теме проводится систематизация слов, обозначающих действия предметов. Устанавливаются общие для всех этих слов грамматические признаки: отвечают на определенные вопросы, обозначают действия.

     Чтобы учащиеся различали  части речи, нужно обратить внимание детей на признаки, по которым глаголы отличаются от существительных и прилагательных и, в частности, на вопросы и окончания.

     Наиболее  целесообразно для этого задание, связанное с образованием однокоренных слов разных частей речи. Например, учитель пишет на доске слова бегает, прыгает, кричит, стучит. Учащиеся объясняют, что эти слова отвечают на вопрос что делает? и обозначают действия предметов. Затем следует задание:  назвать однокоренные слова, отвечающие  на  вопрос ч т о?, и написать их вместе с вопросом. Дети пишут:  чтобег, ход, прыжок крик, стук.

     Учащиеся  сравнивают написанные глаголы и  существительные, выясняют, что их можно различать по вопросам, по окончаниям.

     Чтобы учащиеся наглядно представили себе, насколько велика роль глаголов в речи, учитель может предложить в тексте «Книги для чтения» найти глаголы, обратить на их количество в предложениях. Можно прочитать текст без этих слов. Окажется, что смысл понять невозможно. Без глаголов мы не можем передать друг другу свои мысли.

     На  третьем этапе  формирования языкового понятия, в третьем классе (по программе Т.Г. Рамзаевой), происходит осознание его формулировки, уточнение сущности признаков понятия «глагол» и связей между ними. Глагол рассматривается как часть речи, обладающая комплексом лексико-грамматических свойств: общим значением, вопросами, ролью в предложении и в речи.

     На  четвертом этапе формирования понятия (четвертый класс) происходит конкретизация  в осмыслении его признаков на новом языковом материале, для чего применяются разнообразные упражнения репродуктивного и творческого характера.

       В четвертом классе изучается  спряжение глаголов и правила правописания личных безударных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени в единственном и множественном числе.

     Дети получают знания о том, как различать спряжение глаголов, рассматриваются особенности спряжения глаголов в единственном и множественном числе. Отрабатываются навыки употребления  глаголов в речи [30,56].

        Глагол - разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим   богатством. "Глагол - это   часть речи, обозначающая процесс, т. е. представляющая признак как действие, состояние или становление" -так определяет научная грамматика.

        Значение действия, о котором говорит школьная грамматика, - это наиболее обобщенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголу принадлежат слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубит дрова, строят дом, изготовляют станки и т. п.); передвижение лица или предмета (идти, ползти, мчатся и т. п.); чувства (слышать, видеть, нюхать и т. п.); мыслительные процессы (знать, думать, рассуждать); физическое состояние (спать, лежать, си -деть) и многие другие.

      Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Уже ученик начальных классов узнает, что глагол изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (неопределенная форма). Мы не говорим здесь о таких категориях, как наклонение, залог, причастие, деепричастие, которые не изучаются в начальных классах [36,65].

      По  своему словообразовательному составу  глагол также представляет собой своеобразие по сравнению с другими частями речи: как ни в какой другой части речи, в нем развита система префиксального словообразования; у глагола довольно своеобразные и сложные способы суффиксального   словообразования. В связи с указанными особенностями   глагола находится его правописание: безударные гласные корня, наличие безударных гласных не только в корне, но и в   приставках, суффиксах и окончаниях.

      Богатство значений глагола, как указывает  В. В. Виноградов, обусловлено также многообразием его синтаксических возможностей: " В области глагола протекают напряженные процессы конструктивного объединения элементов речи". Вспомним, что это прежде всего сказуемое в предложении, т. е. главный член предложения, сообщающий о подлежащем какую -то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения.

      Большое значение глагол имеет для построения словосочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное   употребление падежей   существительных в значительной мере зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола.

      В начальной школе глагол изучается  в довольно элементарном виде, причем, рассредоточено по всем классам, и все же этот раздел программы требует к себе большого внимания.

      Начальные классы должны, кроме сообщения сведений о глаголе, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться изученными глагольными формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания   и   предложения с   этими   формами.   А   эти   задачи   довольно сложные и ответственные.[24,47]

      Изучение  изменения глагола в настоящем  времени по лица опирается   на первых   порах на   известные   уже учащимся понятия и   термины "лицо", "настоящее время", "число". С настоящим временем дети   познакомились ещё во II классе; они знают, что глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы   что делает? что делают? Учащиеся приобрели и некоторые умения внимательно относиться к формам глаголов настоящего времени (окончания - ет , - ют и др.). С понятием "лицо" учащиеся познакомились при изучении местоимений. Они знают, что местоимения бывают 1,2, 3-го лица, что они изменяются по числам (я-мы; ты-вы и т. д.). Эти сведения о местоимениях и   используются   при   первом ознакомлении   учащихся   с изменением глагола по лицам: даются глаголы   пою, молчу вместе с место -имениями: я пою, ты поешь, он, она поет, мы поем, вы поете, они поют', я молчу, ты молчишь, он, она молчит, мы молчим, вы молчите, они молчат. Дети, наблюдая, убеждаются, что в зависимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, что оно изменяет свои окончания и что эти изменения - изменения по   лицам и   числам. Уже   на   одном из ближайших уроков местоимения не ставятся рядом с глаголом и лицо глагола узнается по окончаниям и по подразумеваемому местоимению. Личные окончания глагола -у (-ю), -ешь (-ишь), -ет (-ит), учащиеся запоминают в двух вариантах (с - е, -ут, (-ют) и с - и, -ат (-ят). Для первых уроков следует брать окончания под ударением, чтобы не возникал вопрос о правописании: под ударением, как известно, гласные пишутся по произношению.

      Усвоение   учащимися   правописания  личных   окончаний   глаголов проходит несколько этапов. Сначала дети узнают личные окончания глаголов (1-е лицо - -у, -ю; 2-е лицо - -еши, -ишь; 3-е лицо - -ет, -ит). При этом учащиеся знакомятся с двумя вариантами личных окончаний: с буквой е или и в окончаниях глагола. Дети должны усвоить соотношения между окончаниями: в 3-м лице множественного числа либо -ут, -ют, либо -ат, -ят и в зависимости от этого -е или -и в окончаниях других глагольных лиц. Сначал; для наблюдения и упражнений берутся только глаголы с ударными окончаниями.

      Вот   так, например, может быть построен урок   по   различению правописания глаголов I и II спряжения. Цель урока: закрепление у детей соотношения личных окончаний у глаголов: - е -  ут, - ют (I спряжение ); - и - - ат, - ят (II спряжение ).

      Учащиеся   читают   отрывки из стихотворений   И. Никитина   и   Н. Флерова в   учебнике русского   языка для   III класса и   устно выделяют окончания глаголов: плывут—ут, шумят ят и т. д. Затем учитель предлагает учащимся записать глаголы   плывут   и   шумят во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа, выделив окончания глаголов. 
В тетрадях учащихся и на доске получается запись: 
            плывёшь плывёте шумишь шумите

           плывёт плывут шумит шумят

      Учащиеся   самостоятельно делают   подобную же   запись глаголов поют и шуршат (поёшь, поет, поёте, поют; шуршишь, шуршит, шуршите, шуршат).

      Учащиеся  составляют словосочетания и предложения с глаголами летит, везёт, употребляя глаголы во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.

      Словосочетания  и предложения записываются в  тетрадях учащихся и на доске, личные окончания глаголов выделяются.

      На  втором этапе ознакомления с глаголами I и II спряжения учитель дает примеры глаголов как с ударными окончаниями, так и с безударными. Учащиеся в готовых предложениях или текстах отыскивают глаголы I и II спряжения   и по окончанию данного глагола устанавливают, какие окончания будут в остальных лицах этого глагола. Могут быть также даны   отдельные глаголы   в той или иной   форме настоящего времени: по этой форме дети восстанавливают остальные лица. Например, даются глаголы читают, решают? хвалит, любит; гуляем, работаем и т. д.; дети определяют другие окончания: читают - читаешь, читает, читаем, читаете; хвалит -хвалишь, хвалим, хвалите и т. д. Так закрепляется выявленное учащимися соотношение между окончаниями.[24,55]

      Значит, если ученик точно знает, как пишется  то или иное окончание, и представляет себе соотношение е (-ут, -ют), и (-ат, -ят), то тем самым он может установить, как пишутся остальные личные окончания.

      На  третьем этапе работы над личными  глагольными окончаниями дети знакомятся с правилом правописания безударных окончаний.

      Безударные  личные окончания глаголов нельзя проверить  ни ударными окончаниями других глаголов, ни вопросами.

      Чтобы узнать, какое окончание следует  писать, надо знать спряжение глагола. А оно определяется по неопределенной форме: если в неопределенной форме на конце - ить, то и сохраняется в личных окончаниях, т. е. глагол принадлежит ко II спряжению. Остальные глаголы - глаголы I спряжения. Это правило в большинстве случаев помогает определить   спряжение глаголов и, следовательно, правильно написать личные окончания. В начале берутся такие глаголы, как любить, хвалить, носить, возить (II спряжение), имеющие на конце неопределенной формы - ить   под ударением,   и глаголы писать, читать, зеленеть, желтеть (I спряжение) с ударением на -ать, еть на   конце   неопределенной формы. В процессе тренировки учащиеся образуют от глаголов в неопределенной форме личные формы: носить -носят, носишь, носит, носим, носите; писать — пишут, пишешь, пишет, списывают   отдельные слова, предложения или связные тексты с пропущенными   буквами, вставляя их   и   объясняя, почему они пишут глагольные окончания так, а не иначе. Сами составляют предложения, отвечают на вопросы, пишут изложения.

      Учитель показывает приемы, которые   следует   использовать   при определении спряжения глагола: 1) определить, в личной ли форме глагол; 2) ударные или безударные окончания у глагола; 3) если безударные, то следует проверять правописание, образуя неопределенную форму и определяя спряжение; 4) если на конце неопределенной формы - итъ , то глагол II спряжения, т. е. в личных окончаниях будет и, а в 3 - м лице множествен -ного   числа -ат(-ят); для глаголов I спряжения   характерна -- е- ут (-ют); 5) если мы знаем, что какая - либо форма имеет в окончании е, то это е сохраняется и   в других окончаниях, а в 3 — м лице множественного числа будет окончание -ут (-ют). При ознакомлении учащихся с указанным правилом и приемами распознавания спряжения глаголов не следует внушать мысль о том, будто спряжение глагола можно узнать по произношению, поставив глагол в 3-м лице множественного числа, как иногда делается на практике. После объяснения того, что глаголы бывают I и II спряжения, учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицу спряжения в учебнике, списать её, выделить личные окончания глаголов, прочитать определение. На последующих уроках дети:  1) выписывают из предложений   глаголы столбиками: в один столбик глаголы I, в другой - II спряжения; 2) составляют таблицу   спряжения   глаголов, например   читаю, готовлю, выделяя личные окончания; 3) списывают глаголы, данные в 3-м лице множественного числа, добавляя к ним те же глаголы во 2-м и 3-м лице единственного числа; 4) списывают предложения, заменяя глаголы в 3 — м   лице множественного числа   теми   же   глаголами   в 3 - м   лице единственного числа и указывает спряжение глаголов.

Информация о работе Теоретические основы создания сценария компьютерной программы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»