Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26


Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34

Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42

Библиография…………………………………………………………………….…43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Рудакова. 3 курс.docx

— 88.02 Кб (Скачать)

     От  еще одного качества зависит их профессиональный успех. Они – неинициативны. Очень хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы.

     Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители,

педагоги, старшие отрывают конформного подростка  от привычной ему среды

сверстников, если они противодействуют его желанию  «быть как все», перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.

     Самооценка  характера конформных подростков может  быть неплохой.

                            

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ

     Эти типы составляют почти половину случаев  явных акцентуаций. Их

особенности нетрудно представить на основании  предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний. Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в

раннем  детстве. К ним относятся уже  описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-

невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы,

как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

     Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а

лишь  некоторые наслоения одного типа на другой. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений.

     Другие  сочетания практически не встречаются. 

1.3 Классификация акцентуаций Карла Леонгарда

Гипертимический тип

    Заметной  особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом  настроении, несмотря на отсутствие для  этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

Застревающий  тип

    Застревающий  тип личности характеризуется высокой  устойчивостью аффекта, длительностью  эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и  достоинства, как правило, долго  не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных  и мстительных людей. К этому  есть основания: переживания аффекта  часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость  этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными  и легкоуязвимыми, но в сочетании  и в контексте вышесказанного.

Эмотивный тип

    Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области  тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная  отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются  во внешних реакциях личности в различных  ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).

Педантичный тип

    Хорошо  заметными внешними проявлениями этого  типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность  и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все  обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность  к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды  не меняют место работы, а если это требуется – то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

    Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных  неудач, беспокойство за свою судьбу и  судьбу близких. При этом объективных  поводов к такому беспокойству, как  правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением  покорности. Постоянная настороженность  перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных  силах.

Циклотимический тип

    Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических  состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимической фазе поведения  типично, что радостные события  вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В  этом состоянии характерны замедленность  реакций и мышления, замедление и  снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип

    Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или  событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно  приукрашенным изложением событий.

Возбудимый  тип

    Особенностью  возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

    Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в  поведении, и в общении, и в  особенностях восприятия жизни, событий  и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более  гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный  тип

    Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг  от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность  по поводу печальных событий и  фактов. При этом внутренняя впечатлительность  и переживания сочетаются с ярким  их внешним выражением. 

1.4. Особенности психологической и педагогической работы

с подростками с  акцентуациями характера 

Гипертимный тип

     Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном  процессе проявляется в виде неусидчивости  и недисциплинированности. Такое  поведение гипертимов очень часто  вызывает неудовольствие и резкую реакцию  педагогов. Неудовольствие может перерастать  в формирование устойчивого негативного  отношения педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого негативного  отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше всего чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и такой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или по возрасту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения. Педагогам одного из учебных заведений была предложена помощь в проведении психолого-педагогической коррекционной работы с учащимися. В нее были включены только те учащиеся, которые оценивались педагогами как “очень трудные”, как даже имеющие криминальный потенциал вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только двадцать таких “особых”, по их мнению. Последующая работа с ними показала, что все 100% из них оказались гипертимами. Но при этом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквентного поведения, кроме характерной для гипертимов неусидчивости, недисциплинированности и вообще повышенной активности [19].

     Все вышесказанное ставит перед практическим школьным психологом одну специфичную  задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного  отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить  коррекционную работу не только с  учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным  оказывается уже только разъяснение  педагогу сущности, особенностей и  механизмов гипертимного поведения. При  этом следует особо акцентировать  внимание, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не негативная учебная мотивация. А тем более не негативное, неприязненное отношение учащегося к педагогу [14].

     При работе с гипертимами педагогам  следует иметь ввиду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).

     По  данным А.Личко, гипертимный тип  входит в пятерку наиболее “рискованных”  с точки зрения делинквентности. А вместе с близким ему по проявлениям  неустойчивым типом, они прочно занимают лидирующее положение по этому критерию [11]. Гипертимный в совокупности с неустойчивым типом, являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за совершение различных правонарушений, гипертимная и неустойчивая акцентуации составляют 76% [17].

Возбудимый  тип

     Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены  его особенностями. Главными из них  являются не рациональность, а импульсивность поведения, его обусловленность  влечениями и неконтролирующими  побуждениями. В области социального  взаимодействия это проявляется  как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их предвидение, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих  реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может  играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать  возможные срывы педагога по типу: “импульсивность – на импульсивность”, “нетерпимость – на нетерпимость” [19].

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте