Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Подбор методов исследования.
Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.
Разработка рекомендаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Анализ психологической литературы по проблеме акцентуаций характера……………………………..………………………………………..6
Явная и скрытая акцентуация…………………………………………..8
Классификация акцентуаций по Личко А.Е. ………………………….9
Классификация акцентуаций Карла Леонгарда………………….…...23
Особенности психологической и педагогической работы с подростками с акцентуациями характера……………………………..26


Исследование проявлений акцентуаций характера у подростков
2.1. Объект и методики исследования…………………..…………..……..34

Результаты исследования……………………………………..….…..34
Заключение……………………………………………………………………….…42

Библиография…………………………………………………………………….…43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Рудакова. 3 курс.docx

— 88.02 Кб (Скачать)

Циклотимные подростки характеризуются сменой гипертимических и дистимических состояний, что проявляется в виде перепадов настроения от бурной радости до глубокой печали. И наконец главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. 

  1. 1). Тест для   определения психологической характеристики  темперамента Анастасии показал следующие результаты:

     Холерик = 48%

     Флегматик = 9%

     Сангвиник = 43%

     Меланхолик = 0%

     Исходя  из полученных результатов, что у Анастасии преобладает холерический темперамент. Нельзя не заметить и высокий процент черт сангвиника, на основании этого, привожу характеристику этих двух темпераментов.

Сангвиник

     Энергичный  человек. Подвижный и в то же время  уравновешенный, спокойный, он часто  улыбается, действует открыто и  доброжелательно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех ее проявлениях. Такой человек часто является душой компании, он коммуникабелен, легко сходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих интересах, полагая, что это будет интересовать окружающих.

Холерик

     Это легко увлекающийся человек, с бурными  эмоциональными проявлениями. Энергично  берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстро действует. Такой человек способен в порыве гнева накричать на собеседника, оскорбить его, но быстро успокаивается  и как ни в чем не бывало может  начать снова разговаривать с  человеком, с которым недавно  отчаянно ругался. Холерик в любом  деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех.

     2). Опросник  К. Леонгарда показал  следующие результаты:

1. Гипертимы = 24

2. Возбудимые = 8

3. Эмотивные = 12

4. Пeдaнтичные = 14

5. Тревожные = 15

6.  Циклотимные  = 24

7.  Демонстративные = 20

8.   Неуравновешенные = 9

9.   Дистимные = 6

10. Экзальтированные = 18

Таким образом можно видеть, что у  Анастасии в равной степени преобладают  черты гипертимов и циклотимов. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Анастасия является также демонстративной личностью, потребностью которой в постоянном стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Так же у Анастасии выявлены черты экзальтивированного, циклотимного и тревожного типа, описание которых приводилось выше. 

  1. 1). Тест для   определения психологической характеристики  темперамента Екатерины показал следующие результаты:

     Холерик = 40%

     Флегматик = 5,7%

     Сангвиник = 37%

     Меланхолик = 17%

     Таким образом, Екатерина является холериком. Так же тест показал высокий процент  черт сангвиника в темпераменте испытуемой.

     2). Опросник  К. Леонгарда показал  следующие результаты:

1. Гипертимы = 15

2. Возбудимые = 12

3. Эмотивные = 21

4. Пeдaнтичные = 10

5. Тревожные = 12

6.  Циклотимные  = 21

7.  Демонстративные = 16

8.   Неуравновешенные = 12

9.   Дистимные = 15

10. Экзальтированные = 12

     Опираясь  на результаты опросника, видно, что  в характере Екатерины ярче других выражены черты эмотивного и циклотимного типов, описание которых уже приводилось. 

  1. 1). Тест для   определения психологической характеристики  темперамента Алены показал следующие результаты:

     Холерик = 48%

     Флегматик = 6,9%

     Сангвиник = 41%

     Меланхолик = 3%

     Таким образом, Алена является ярко выраженным холериком.

     2). Опросник  К. Леонгарда показал  следующие результаты:

1. Гипертимы = 15

2. Возбудимые = 8

3. Эмотивные = 9

4. Пeдaнтичные = 10

5. Тревожные = 6

6.  Циклотимные  = 12

7.  Демонстративные = 14

8.   Неуравновешенные = 9

9.   Дистимные = 6

10. Экзальтированные = 12

     Оперируя  результатом теста, можно констатировать, что у Алены практически все акцентуации характера  наблюдаются в значении среднего, тем не менее выраженной  акцентуацией является гипертимность.

     На  основании полученных результатов, можно дать следующие рекомендации подросткам и их родителям:

     1). Родителям Романа, как подростка с ярко выраженными чертами меланхолика, рекомендуется поддерживать его, подчеркивать положительное в нем, пробуждать его интерес к окружающим;  сводить с доброжелательными, но энергичными, сильными людьми; в отдельных сферах жизни можно смело опекать его, заботиться о нем, но без жесткости; проявлять в общении с ним доброжелательность, поощрять и подбадривать, создавать для него щадящий режим, но пресекать защитные критиканство и морализирование; повышать неуклонно его самооценку, развивать эстетические вкусы.

     Роман, как эмотивный и тревожный подросток, нуждается в эмоциональной открытости, чувствительности и эмоциональной отзывчивости. Потребность в сочувствии и сопереживании у него ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение взрослых и сверстников оказывается чрезвычайно желательным. Поощрение достижений и поддержка в разного рода начинаниях крайне необходимы Роману.

     2). Тесты на определение темперамента Екатерины, Анастасии и Алены показали примерно одинаковые результаты – девочки обладают чертами холерика и сангвиника. На основании этого, выработаны общие рекомендации для всех трех испытуемых.

     Холерикам необходимо отрабатывать умение тормозить  себя, свои нежелательные реакции, систематически воспитывать сдержанность в поведении  и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик  не любит однообразной и кропотливой  работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку  холерик не редко пребывает в  аффективном состоянии, говорить с  ним резким и повышенным тоном  не рекомендуется, это только его  возбуждение усилит. На холерика лучше  действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

     Екатерина и Анастасия демонстративные подростки, что проявляется в жажде внимания к собственной персоне, эгоцентризме, желание выделяться, быть в центре внимания. Чего нельзя делать, так это подавлять демонстративность, реакции на такую позицию могут быть самыми различными: от гиперактуализации потребности выделиться, до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к лицу, от которого исходит идея игнорирования и усреднения.

     Алена является гипертимным подростком. При  работе с Аленой  следует иметь  в виду, что особые трудности могут возникнуть в ситуациях жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны Алены, но и вероятность вспышек гнева и конфликта с окружающими. Алене необходимо давать задания, требующие максимальной активности, таким образом ее энергия будет направлена в нужное русло. 

 

     Заключение

     Конечно, при сопоставлении результатов  тестов, необходимо учесть, что

темперамент ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет

ценность  личности или предел возможных для  данного человека достижений. Он имеет  отношение лишь к динамической стороне  деятельности. Характер же

неразрывно  связан с содержательной стороной личности.

          Включаясь в развитие характера,  свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности.

     Благодаря используемым в данной работе методикам, была установлена взаимосвязь темперамента, который является врождённым, и типом  акцентуации характера, который, в  свою очередь, может являться приобретённым  в процессе воспитания под влиянием каких-либо внешних факторов.

     Данная  работа позволила автору расширить представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга. Интересно было проверить работу теста Леонгарда на практике и выявить, какие черты характера доминируют в людях, которых я протестировала. Важно заметить, что результаты тестирования совпали с мнением опрашиваемых о собственном характере и результатами теста  «Темперамент».

    Цель  работы была достигнута: были выявлены акцентуации характера у подростков и разработаны рекомендации подросткам и их родителям для оптимизации взаимодействия. Полученные результаты смогут помочь лучше понимать подростков, объяснять их поведение в различных ситуациях, а также избежать конфликтов и недопонимания в педагогической практике. 

     Библиография

1. Адлер  А. Практика и теория индивидуальной  психологии. - М., 1995. 36 с.

2. Бандура  А. Уолтерс Р. Подростковая  агрессия. Изучение влияния воспитания  и семейных отношений. - М., 1999.

3. Бурменская  Г.В., Карабанова О.А. Лидерс А.Г.  Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. – 136 с.

4. Бреслав  Г.М. Эмоциональные особенности  формирования личности. - М., - 1875

5. Возрастная  и педагогическая психология. / Под  ред. А.В. Перовского. - М., 1979. - 288 с.

6. Гарбузов  В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994. - 196 с

7. Зимняя И.А., Педагогическая психология, М: Владос, 1999

8. Иванов  Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический  диагностический опросник для  подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.

9. Коттлер  Дж., Браун Р., Психотерапевтическое  консультирование. - С - П., 2001. - 34 с.

10. Леонгард  К. Акцентуированные личности. Пер.  с нем. - Киев, 1981 год

11. Личко  А.Е. Психопатии и акцентуации  характера у подростков, Л., 1983 год

12. Немов Р.С., Психология (психодиагностика), М: Владос, 1999

13. Психологический  словарь//Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. - 312 с.

14. Психологическая  диагностика: проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М., 1981.

15. Психология. Учебник // Под ред. Крылова А.А. М.: Проспект, 1998.

16. Психология  индивидуальных различий. Тесты  //Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова  В.Я. М.: МГУ. 1982.

17. Реан А.А., Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология, Спб: Питер,1998

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 1997

19. Шевандрин  Н.И., Психодиагностика, коррекция и  развитие личности, М: Вдадос, 2000

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте