Активизация мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:49, реферат

Описание работы

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата,— все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Содержание

Введение 2
1) Понятие мышления 3
2) Психологическая сущность мышления и его особенности 5
3) Типология и качества мышления 6
4) Мышление как процесс решения задач 14
5) Интеллект 18
6) Активизация мышления. 20
6.1) Задавание "бессмысленных" вопросов 20
6.2) Использование народной педагогики 20
6.3) Поиск нестандартных решений 20
6.4) Коллекционирование различных парадоксов 20
6.5) Использование технологии интерактивного обучения 20
6.6) Проведение сократовских бесед 21
6.7) Эвристические приемы 22
6.7.1) Ассоциативные приемы 22
6.7.2) Приемы аналогий 25
6.7.3) Контрольные вопросы 26
6.8) "Мозговая атака" 29
6.9) Возникновение задачи 34
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

активизация мышления.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

   Исследования  психологов показали, что возможности  человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту - для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу); ассоциации по смежности - для приемов преобразования в пространстве и во времени.

   Все приемы генерирования ассоциаций можно  разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

   Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными, наперед заданными  условиями. К таким условиям, например, можно отнести генерирование  ассоциаций по контрасту, выраженных только именем существительным, только глаголом и т.д., или ассоциации по сходству, также выраженные словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.

   Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой  реакции на слово-раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека, его темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.

   Ассоциации  можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности - гирлянды, когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является, в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.

   Например, со словом-раздражителем "снег" можно  образовать такую группу ассоциации: снег - холод, пасмурно, вьюга, лыжи, боль, бодрость, оттепель, жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: снег - оттепель, оттепель - сырость, сырость - грипп, грипп - постель, постель - отдых, отдых - лес, лес - грибы, грибы - гости, гости - деньги, деньги - работа, работа - праздник, праздник - радость и т.д.

   Исходным  раздражителем для генерирования  ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект. Генерирование группы ассоциаций может  быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа.

   7.2. Приемы аналогий. Наиболее полные и систематизированные данные о возможностях и использовании приемов аналогии содержатся в работе Г.Я. Буша "Аналогия и техническое творчество". Рассмотрим основные положения данной работы, относящиеся к эвристическим свойствам аналогий и условиям их использования при поиске новых технических решений. Аналогия в творческом процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания, догадок, гипотез, принципов.

   Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе  поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи, - основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал, что, чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать, что главное - это найти что-то сверхнеобычное, создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное, оригинальное, фантастическое, иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи. По словам Цицерона, всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение

   Г.Я. Буша: "Критическая мысль без  творчества суха, неплодотворна, мертва. Генерирование оригинальных идей без  их критической оценки - просто бред сумасшедшего" .

   Область использования аналогий весьма широка. В частности, приемы аналогии могут быть использованы для:

   - выявления тенденций развития  различных объектов и отраслей  науки и техники; 

   - прогнозирования развития общественных  и личных потребностей и средств  для их удовлетворения;

   - проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи;

   - нахождения подсказки для поиска  принципа решения учебной или  профессиональной задачи;

   - тренировка памяти и развития  воображения. 

   Все эвристические приемы аналогии, используемые в техническом творчестве, можно выделить в следующие группы: функциональная аналогия; структурная аналогия; аналогия отношений; аналогия внешней формы; группа субстратных аналогий.

   7.3. Контрольные вопросы как приемы активизации творческого мышления. Списки (перечни) контрольных вопросов по изобретательскому творчеству известны с 20-х годов нашего столетия. Эти перечни содержат вопросы как специальные, так и общего характера. Указанные перечни бывают общетехническими (для решения общих задач); тематическими (для решения конкретных задач) и общими - для тренировки воображения и психологической активизации мышления. В техническом творчестве контрольные вопросы обычно применяются как эвристические приемы с целью облегчения поиска новых технических решений. В соответствии с этими вопросами изобретатель идет к новому решению, идее.

   Контрольные вопросы используются как в индивидуальном творчестве, так и при коллективном решении задач. Например, в виде серии  вопросов, задаваемых руководителем  прямой мозговой атаки членам группы "генерации идей". Наиболее широкое распространение в литературе по техническому творчеству получили списки контрольных вопросов А. Осборна, Т. Эйлоарта, Д. Пойа.

   Приведем  в качестве примера вопросы А. Осборна:

   1. Какое новое применение техническому  объекту вы можете предложить?

   2. Возможно ли решение изобретательской  задачи путем приспособления, упрощения,  сокращения? Что напоминает вам  данный технический объект? Вызывает  ли аналогия новую идею? Имеются  ли в прошлом аналогичные проблемные  ситуации, которые можно использовать?

   3. Какие модификации технического  объекта возможны? Возможна ли  модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения  назначения (функции), цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения? 

   4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

   5. Что можно в техническом объекте  уменьшить? Можно ли что-нибудь  уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации - укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?

   6. Что можно в техническом объекте  заменить? Что и сколько можно  заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой цвет, звук, освещение? 

   7. Что можно преобразовать в  техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?

   8. Что нужно в техническом объекте  перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное? Нельзя ли обменять местами противоположно размещенные элементы? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

   9. Какие новые комбинации элементов  технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?

   Приведем  список вопросов, составленный Т. Эйлоартом, но модифицируемый авторами для процесса обучения в высшей школе:

   1. Перечислите все качества и  определения изучаемого явления,  процесса, объекта. 

   2. Ясно сформулируйте задачи, поищите  новые формулировки, определите  второстепенные и аналогичные  задачи, выделите главные. 

   3. Перечислите недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения решений.

   4. Набросайте фантастические, биологические,  экономические, социальные, юридические  и другие аналогии.

   5. Постройте вербальную, виртуальную,  математическую, механическую и  другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналогии).

   6. Рассмотрите различные ситуации, различные применения изучаемого  объекта (процесса и пр.), переходные  состояния, условия, эффекты, принципы  применения и т.д. 

   7. Установите варианты решения,  зависимости, возможные связи, логические совпадения.

   8. Узнайте мнения некоторых совершенно  не осведомленных в данном  деле людей. 

   9. Устройте групповое обсуждение, выслушайте каждую идею без  критики. 

   10. Найдите пробелы в решениях  или новые комбинации.

   11. Определите идеальное решение, разработайте возможное.

   12. Видоизмените решения проблемы  с точки зрения времени (скорее, медленнее), размеров и др.

   13. Определите альтернативные проблемы  и системы, которые изымают  определенное звено из цепи  и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

   14. Установите, чья это проблема? Почему  его? Кто первый это придумал? История вопроса. Какие имеются  ложные толкования этой проблемы? Кто еще решал эту проблему? Чего он добился? 

   15. Найдите общепринятые граничные условия и причины их установления.

   Приведенные выше методы и приемы активизации  студентов в диалоговом общении  направлены на развитие у них как  интеллектуальных, так и специальных  способностей

   8. "Мозговая атака". Метод "мозговой атаки" широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активизации.

   Известно, что критика или даже боязнь критики  служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может  оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой "мозговой атаки". Его книга "Прикладное воображение", выпущенная в 1957 г., была принята за основу курсов лекций в Массачусетском технологическом институте, а также в других высших учебных заведениях США, в колледжах, НИИ и промышленных компаниях.

Информация о работе Активизация мышления