Алкоголизм как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы-систематизация знаний об алкоголизме, как социальном явлении и проблеме социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть алкоголизм,как социального явления
2. Дать определение алкоголизма
3. Раскрыть особенности деятельности специалиста по социальной работе, а так же объекты и субъекты

Содержание

Введение
1.Алкоголизм,как социальное явление
1.1.Понятие акоголизма
1.2.Потребление алкоголя в России и его социальные последствия
2.Социальная работа в сфере алкоголепотребления
2.1.Объекты и субъекты социальной работы
2.3. Особенности деятельности специалиста по социальной работе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сделала Светова Светлана!!!.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     · редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

     · укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

     · коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного  личностного развития;

     ·  повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

     · достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.

       Этапы профессиональной деятельности  специалиста по социальной работе  в сфере наркологии сводятся  к следующим:

     ·              Профилактика алкоголизма (выявление, консультации и т.д.);

     ·              Лечебный (координация деятельности специалиста и медицинские тренинги, семейная терапия организация и  участие);

     ·              Реабилитация.

         Совместно с врачами психиатром, наркологом и психологом специалист по социальной работе участвует в проведении психокоррекционных воздействий, усиливая эффект лечебных мероприятий, оказывая больному социальную помощь. В рамках оказания социальной помощи больным наркологического профиля специалист по социальной работе оказывает помощь в трудоустройстве; решении социально-бытовых проблем; восстановлении нарушенных семейных и социальных связей; содействует включению пациента во внебольничные группы самопомощи и терапевтические сообщества; консультирует пациента по социально-правовым вопросам или организует консультации у соответствующих специалистов, оказывает помощь в оформлении необходимых документов; участвует в разработке и реализации альтернативных программ в системе терапевтических и реабилитационных мероприятий.

        Специалисты по социальной работе  в наркологии имеют широкое  поле деятельности на условном  домедицинском этапе они участвуют  в программах первичной профилактики  зависимости от психоактивных  веществ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом.

         Мировая практика свидетельствует  о том, что специалист по  социальной работе, стремящийся  оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

         Целью медико-социальной работы  является достижение оптимально  возможного уровня адаптации  и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются  в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингента лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от психоактивных веществ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки и выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую (в нашем случае наркологическую) специализацию.

         Деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль. Все больше число программ по реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе. В Российской Федерации система профессиональной социальной работы в целом содержательно, функционально и организационно находится на начальной стадии развития. С этим сопряжены определенные проблемы. Мы должны осознавать, что залогом эффективности, да и самой возможности проведения социальной работы в наркологии на системной основе, является поиск и подготовка кадров. Наиболее актуальной в этой связи представляется разработка пакета документов для учебно-методического обеспечения кадров. Требуется не реорганизация, а подлинное создание различных уровней медико-социальной работы в сфере наркологической помощи. Этот процесс активно развивается в последнее время в нашей стране. В частности, началась подготовка специалистов данного профиля высшими учебными учреждениями.

        Еще одна первоочередная проблема  развитие медико-социальной работы  в наркологии с учетом особенностей  организации системы здравоохранения  и социальной защиты, а также  с учетом специфики социально-экономической ситуации в России. В настоящее время делаются только первые шаги в этом направлении. В плане проблемной направленности различных форм медико-социальной работы в наркологии можно выделить:

        1) профилактическую медико-социальную  работу, нацеленную на предупреждение возникновения алкоголизма;

        2) медико-социальную работу с  проблемными лицами, имеющими те  или иные очерченные проблемы, но у которых не выявляются  клинические формы алкогольных  заболеваний, а также проблемы  с их микросоциальным окружением;

         3) медико-социальную работу с  лицами, страдающими алкоголизмом. 

     Таким образом, можно выделить основные направления совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:

     · формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ от потребления наркотических средств, на активное включение и реабилитационный процесс;

     · осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических  мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к наркотикам, предотвращение рецидивов болезни;

     · редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся  или усугубившихся в процессе болезни;

     · укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

     · коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного  личностного развития;

     ·  повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

     · достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки. 
 

     2.1.Объекты  и субъекты социальной  работы 
 

     Прежде всего отметим логичность рассмотрения этих компонентов социальной работы именно в такой последовательности: субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. В самом деле, объекты социальной работы возникают, формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином " обществе; субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

     Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из имеющихся у объектов проблем. Субъекты же (социальные службы) формируются и организуются на этой основе.

     Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты — объекты».

     Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех ее аспектов — и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Ибо все они являются тесно связанными видами деятельности одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются (пожалуй, впервые) субъекты в учебнике «Теория социальной работы».

     В связи с этим дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».

     Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.

     Субъект — это носитель предметно-практической деятельности 
и познания (индивид, социальная группа), источник активности, 
направленный на объект. 

     Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

     Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.

     Рассматривая социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная-ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

     При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

     Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

     Так же, каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

     Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

     Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации: 
состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы; Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию» семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, Имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;служба и труд в экстремальных социальных условиях.

     К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах.

Информация о работе Алкоголизм как проблема социальной работы